издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Призрак нового дистанта

Чиновники пока не знают, будут ли школьники ещё раз отправлены на удалёнку

«Возвращения на дистант не предполагается», – заявил новый министр образования Иркутской области Максим Парфёнов на прошлой неделе. Однако в родительском сообществе неспокойно. В январе школьников Иркутска в срочном порядке стали регистрировать на платформе Microsoft Teams. «Опять новый дистант?» – недоумевают родители. Министр попросил не сгущать краски. По его сведениям, платформа будет использоваться только для дополнительных занятий. Но Парфёнов оговорился: дистант снова вернётся, если будет обострение по коронавирусу. Областные чиновники по максимуму делегируют непопулярные решения муниципалитетам и просто школам. Министр, к примеру, не смог сказать, отменят ли в связи с невыполнением учебного плана у первоклассников каникулы в феврале. Он заявил: у каждой школы есть полномочия решать это самостоятельно. Перед педагогическим сообществом, по сути, поставлены две взаимоисключающие задачи: обеспечить безопасность детей в период пандемии и выполнить учебный план. Ведь сокращения летних каникул не будет.

Первая пресс-конференция Максима Парфёнова в новом статусе – министра образования Иркутской области – состоялась на прошлой неделе в онлайн-режиме. И вроде бы год начался с хороших новостей. Все школы региона официально вышли на очное обучение, стартовала прививочная кампания по коронавирусу. Министр здравоохранения Иркутской области Яков Сандаков на собственной пресс-конференции несколькими днями ранее заявил, что Роспотребнадзор не ждёт высоких показателей по заболеваемости ОРВИ и гриппом в феврале-марте 2021 года. Это означает, что школьники, есть надежда, будут учиться очно и без масштабных карантинов. С 25 января открылись в полном режиме детские сады. «Надеюсь, в дальнейшем не возникнет такой ситуации, что нам понадобятся снова дежурные группы», – сказал Максим Парфёнов. Министр пояснил, что на следующей неделе на СПЭК будет рассматриваться вопрос об очном обучении студентов средних специальных заведений и полноценной работе кружков и секций при школах.

Но в первую же неделю учёбы в родительских чатах школ Иркутска появилась новая инициатива. «Недавно в школе была суета, переключались на очередную платформу – Microsoft Teams. Сколько можно? Каждый раз эти подключения, репетиции, логины-пароли бесконечные», – задавали вопрос люди. И жаловались, что учитель задаёт уроки на одном ресурсе, олимпиаду – на другом: «Неорганизованность сплошная, зачем этот новый Teams, кто объяснит?» «Насколько я знаю, Microsoft Teams – это особенность регионального центра, Иркутска, – сказал Максим Парфёнов. – Считаю, что эта зарождающаяся практика говорит о стабилизации ситуации, когда единая муниципальная система выбирает одну платформу без многочисленных вариантов. Я, честно говоря, об этой платформе слышал только положительные отзывы».

Однако родителей интересовал вопрос: зачем эти новшества именно сейчас? Если пандемия идёт на спад, началась прививочная кампания, зачем в январе спешно поднимать тему с онлайн-платформами? Тем более все знают, что в Москве введение Microsoft Teams предшествовало отправке столичных школьников на дистант. «Учителя нам не могли ничего ответить на вопрос: «Нас предполагается перевести на дистант?» Может быть, министр образования знает ответ?» – задавали вопрос родители. «Знаю ответ! – заявил Максим Парфёнов. – Никто на дистант вас не переводит. Чётко это поймите. И не покупайтесь на эти провокации в социальных сетях о том, что нам светит в ближайшей перспективе дистанционная форма обучения как единственная и безальтернативная. Ничего подобного. Я тоже не могу гарантировать и предугадывать какие-то вещи, связанные с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Но это вынужденная мера – и не более того».

В нескольких регионах России уже объявили, что возможно продление учебного года из-за дополнительных каникул осенью 2020-го и в январе 2021 года. В этой ситуации чиновники в массе предпочитают отдавать решение самим школам. На вопрос о том, могут ли быть отменены дополнительные каникулы в феврале для первых классов, Максим Парфёнов ответил: «Это полномочия самой образовательной организации, она выстраивает учебный календарный график». Однако заверил, что увеличения учебного года и сокращения летних каникул не предполагается. «Основной экзаменационный период нынче у нас будет с последних чисел мая по 2 июля, – пояснил он. – Поэтому основная школа уйдёт в каникулярный период своевременно для того, чтобы старшеклассники, девятиклассники могли своевременно пройти итоговую аттестацию. Никаких изменений в графике не предполагается». Власти настроены показать, что учебный год в период пандемии оказался успешным. Несмотря на нерадостные результаты ВПР (всероссийских проверочных работ) осенью, все дети продолжают учиться, а упущенные знания педагогам предлагается навёрстывать за счёт «методических рекомендаций», направленных учителям в школы. О том, чтобы оставить детей на второй год, поскольку учёба на дистанте была малоэффективной, речи нет, сообщил министр. Если и будут кого-то оставлять, то исключительно по личным результатам – как не справившегося индивидуально. Понятно, что в этом случае каждый родитель должен думать сам, как восполнить пробелы в знаниях своего ребёнка.

За счёт чего школы будут компенсировать выпавшие из-за коронавируса дни, видно по ситуации, например, с учёбой в морозы. Зимой 2020-2021 годов сильные морозы, ниже 30 градусов, были дважды – 28 и 29 декабря, когда часть школ училась, и в первую учебную неделю января. В обоих случаях не было, как в прошлые годы, официального заявления мэрии о том, что дети могут не посещать школу. Не делали таких объявлений и школы. Мотивы ясны: если прибавить к «коронавирусным» каникулам ещё и право на «морозные», учебный план не будет выполнен. Областные власти ссылаются на то, что объявлять «морозные» выходные – полномочия мэрии. «В каждом муниципальном образовании есть такой нормативно-правовой акт, а мы должны понимать всегда, что школа работает в любую погоду и в любой мороз, – сказал Максим Парфёнов. – Есть рекомендованные, установленные для разных муниципалитетов свои температурные периоды, когда ребята по уровням образования – начальная школа, средняя и старшая ступени – могут иметь возможность не пойти в школу. Но, если ребёнок решил пойти, он пойдёт, она его будет учить вне зависимости от того, какая температура».

В пользу очного обучения говорит и вроде бы не связанная с ковидом тема: горячее питание начальной школы. Чиновники не скрывают, что средства выделяются немалые, осваивать их надо, а на дистанте это невозможно по простой причине: федеральное законодательство не предполагает выдачу горячего обеда «сухпайком». Это означает, что перед региональными властями встаёт дилемма. Или вводить дистант и отказываться от федеральных средств на этот период, а значит, отвечать за «неосвоение». Или по максимуму разрешить очное обучение, параллельно решив проблему с горячим питанием. «Очень большие деньги вливаются. На передовой эта тема не только у меня, но и у всех членов коллектива министерства образования», – сообщил Максим Парфёнов. Между тем родители жалуются на это самое школьное питание, которое, по их мнению, в последнее время стало хуже. Министр подтвердил, что проблема есть, и её необходимо решать.

Между тем остаётся всего 4 года, чтобы выполнить поручение президента РФ Владимира Путина о переводе школ к 2025 году на обучение в одну смену. При переполненных начальных классах и перегруженном расписании эта задача кажется невыполнимой. Тем не менее чиновники не вправе обсуждать решения президента – они их должны выполнять. А значит, к 2025 году должна быть одна смена. Кроме того, в ближайшие годы во всех детсадах должны появиться ясли для детей до 3 лет. Самая острая проблема – в Иркутске и Иркутском районе. Миграционные потоки – как внутри области, так и внешние – замыкаются на областной центр и прилегающий район. Здесь переполненные классы, и одна смена никак невозможна. Однако власти намерены вести строительство новых школ и детсадов и считают, что вопрос за 4 года может быть решён. Причём стройки будут по всей области. «Планы большие, значительные и финансово очень затратные», – признался Максим Парфёнов.

Однако планы на будущее не отменяют сегодняшние проблемы. Иркутяне поинтересовались у министра: «При каких условиях в этом году возможно возвращение дистанционного формата обучения?» «Только если будет каким-то образом усложняться и обостряться ситуация с распространением коронавирусной инфекции, – ответил Парфёнов. – Другого варианта, уверяю вас, никакого нет. Очень хочется верить, что мы выходим надолго, дай бог, навсегда на очный формат обучения. Это правильная, грамотная, нужная форма обучения для ребят и взрослых. Сейчас по вакцинации в приоритете школьные учителя и работники образовательных организаций. Это в какой-то степени и гарантия очного формата обучения – учителя будут застрахованы вакциной».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры