издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пособия за риск

КСП считает, что «стимулирующие» медикам в регионе выплачивались бесконтрольно

Минздрав Иркутской области плохо контролирует выплаты федеральных «стимулирующих» медикам, работающим в контакте с коронавирусом. К такому выводу пришли Контрольно-счётная палата Иркутской области и Счётная палата РФ. Отчёт о совместной проверке был озвучен на комиссии по контрольной деятельности регионального Законодательного Собрания. Как оказалось, медицинские учреждения достаточно вольно обращались с субсидиями на «стимулирующие» выплаты. Например, в одной из больниц Иркутска 8 работников получили переплату «стимулирующих» в размере 57,6 тысячи рублей, а девяти медикам их как раз недоплатили на сумму 132,9 тысячи рублей. А в другом учреждении медики, отработавшие с ковидными больными всего 2 дня в месяц, получили полную месячную сумму «стимулирующих». Просто они воспользовались уловкой законодательства и вовремя ушли в отпуск, получив сразу и отпускные, и «стимулирующие». А их коллеги работали за эту же сумму полноценный месяц. Все эти накладки, как полагает КСП, стали возможны из-за отсутствия качественного контроля за федеральными выплатами.

В списках не значился

Контрольное мероприятие КСП параллельно со Счётной палатой РФ проводилось с 18 августа по 9 октября 2020 года. Цель – посмотреть, как региональные власти организовали процесс выплаты федеральных «стимулирующих» (по постановлениям правительства России № 415 и № 484) врачам и иным работникам, которые контактировали с больными СOVID-19. Аудиторы побывали в министерстве здравоохранения, областной инфекционной больнице, городской клинической больнице № 1, на Иркутской станции скорой помощи. И получили информацию из других медицинских учреждений.

По данным на 1 сентября 2020 года, в регион по постановлению правительства РФ № 415 направлено 449,5 млн рублей, по постановлению № 484 – 1 млрд 65 млн 480 тыс. рублей. Общий объём – более 1,5 млрд рублей. Всего федеральные «стимулирующие» получали 9205 человек. 97,3% из этих средств были к сентябрю перечислены медицинским организациям, они израсходовали 89% из этой суммы. Из областного бюджета на эти цели было выделено 155,4 млн рублей. В действие вступил и указ губернатора № 154-уг, который предусматривал социальную выплату тому медперсоналу, кто непосредственно не контактировал с больными, а значит, не подпадал под федеральные выплаты. Это 323,8 млн рублей. Соцвыплаты предоставлялись за фактически отработанное время, но не более размеров, установленных по каждой категории должностей в зависимости от условий оказания специализированной медицинской помощи. Выплаты медработникам по 415-му постановлению правительства России должны были быть установлены в процентах к среднемесячному доходу от трудовой деятельности за 9 месяцев 2019 года. По данным статистического управления, это 38 756 рублей.

КСП выяснила, что министерство здравоохранения вопреки указу губернатора № 121-уг не утвердило перечень медицинских организаций, работа в которых даёт право на «стимулирующие». Министерство сослалось на перечень, который был утверждён 13 апреля 2020 года, однако, как указывает КСП, он касается только тех учреждений, которым предлагалось установить выплаты за счёт областного бюджета. По мнению Контрольно-счётной палаты, должен был быть установлен и перечень по федеральным постановлениям № 415 и № 484. Кроме того, согласно утверждённому правительством порядку предоставления субсидий медицинским учреждениям (№ 348-пп), каждая организация должна была представить расчёт и обоснование размера полагающейся ей субсидии по утверждённой минздравом форме. «Однако расчёт размера субсидии в заявках в графе «Расшифровка расходов (расчёт)» был приведён в упрощённой форме либо отсутствовал, – констатировали аудиторы КСП. – В большинстве случаев (по 67 учреждениям из 80) заявки медицинских организаций не содержали расчёт объёма запрашиваемых средств и численности получателей «стимулирующих» выплат». Причём в основном отсутствовал как раз расчёт по «стимулирующим» за работу врачей-героев. В заявках не были проставлены даты их составления, не указаны периоды, на которые запрашивалась субсидия. Часто больницы ссылались на то, что не могут предоставить точный расчёт, поскольку количество заболевающих растёт и увеличивается потребность в медиках. Отсутствие нормального финансово-экономического обоснования создавало предпосылки для того, чтобы больницы получали или недостаточно средств, или в переизбытке.

Так, по данным за июнь, общий объём месячной заявки от региона на выплату «стимулирующих» по 415-му постановлению правительства РФ увеличился со 193,7 млн рублей до 203,5 млн рублей. А число учреждений, претендующих на выплаты, – с 10 до 96. С 3,7 до 5,4 тысячи увеличилось количество медиков, претендующих на «стимулирующие». По выплатам за выполнение особо важных работ (постановление правительства РФ № 484) общий объём средств за месяц увеличился с 54,4 млн рублей до 464,4 млн рублей. А число больниц, где шли эти «особо важные» работы, выросло с 4 до 30. В начале июня на такие выплаты претендовали 868 человек, а к концу месяца – более 4,5 тысячи. «Неоднократные изменения данных в заявках/отчётах (отчётных данных за июнь и июль, прогнозных данных на август) при отсутствии расчётов (обоснований) указывают на недостаточную достоверность отчётных показателей и ненадёжность прогнозных показателей потребности в средствах на стимулирующие выплаты», – заявлено в тексте проверки КСП (текст приводится с исходной орфографией документа. – Авт.).

КСП отметила, что минздрав не установил и сам порядок рассмотрения заявок, и сроки принятия решений о выплате субсидий. «Учреждениями в минздрав области направлялись заявки на перечисление субсидий, в которых не указаны документы, на основании которых приняты денежные обязательства, не приложены копии документов, подтверждающих принятие денежных обязательств», – говорится в документе КСП. Например, первая городская иркутская больница в апреле-августе 2020 года получила по постановлению № 415 более 63,4 млн рублей, по постановлению № 484 – более 120,9 млн рублей только на основании заявки, которая не сопровождалась предоставлением подтверждающих документов.

Нарушения в перечислении «стимулирующих» КСП выявила и по частным медицинским организациям. Минздрав не запросил у частных организаций документы, которые бы подтвердили, что клиника на момент подачи заявления работает с таким-то количеством ковидных больных и эти цифры подтверждаются реестром в базе медучреждения. Не была запрошена и информация о том, сколько времени отработали с ковидом частные медики, которые претендовали на выплаты. Нормативные документы правительства, разрешающие выплаты «стимулирующих» медикам-частникам, совсем не обязывают частные клиники вести раздельный учёт времени: сколько медики отработали с ковидными больными, а сколько – с обычными. «При отсутствии данной информации имеется риск необоснованного завышения объёма предоставляемой субсидии», – констатировали аудиторы КСП.

Например, МАНО «Лечебно-диагностический центр» на 27 августа имело на счетах остаток неизрасходованных федеральных средств в сумме более 1,8 млн рублей. А в нормативных документах правительства не была предусмотрена возможность истребовать эту сумму обратно в бюджет. «Вследствие этого средства федеральной субсидии в сумме 1821,4 тыс. рублей были отвлечены из оборота бюджета и около 2 месяцев необоснованно находились у частной организации», – заявили в КСП. Остаток был возвращён за счёт заключения дополнительных соглашений на лицевой счёт министерства здравоохранения только 7 сентября 2020 года.

Боролся в отпуске с ковидом

А что же происходило с зарплатой медиков? В учреждениях, подведомственных минздраву, она действительно выросла на 14,3% за апрель–август по сравнению с первым кварталом 2020 года. В январе–марте она составляла 44,8 тыс. рублей, в апреле–августе – 51,2 тыс. Врачи, как утверждает минздрав, стали получать на 12% больше – с 82,1 тысячи рублей до 92 тысяч. Зарплата среднего медперсонала подросла на 21,5% – с 41,4 тыс. рублей до 50,3 тыс. Младший медперсонал сумел поправить свои дела на 12,8% – с 39 до 44 тысяч. Рост обусловлен, в частности, и выплатами «стимулирующих».

Без них средняя зарплата составила бы в апреле–августе в целом по медицинским учреждениям не более 48 тыс. рублей. В Госпитале ветеранов войн, открывшем ковид-стационар на 200 коек, среднемесячная зарплата выросла в полтора раза. В десятой городской больнице – в 1,6 раза, в первой городской – в полтора раза. Областная инфекционная клиническая больница показала средний рост зарплат в 2,1 раза. Но, например, закрывшийся на карантин со 2 по 15 апреля Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр потерял в средней зарплате 12,5%.

КСП проверила, как выплачивались «стимулирующие» в апреле–августе 2020 года в трёх учреждениях – в Иркутской областной инфекционной больнице, городской клинической больнице №1 и на Иркутской станции скорой помощи. Как оказалось, в минздрав больницы отправляли перечни своих подразделений, работа в которых даёт право на установление выплат стимулирующего характера. Эти перечни были согласованы минздравом. «Между тем, как показала проверка, приказами руководителей медицинских организаций в указанные перечни неоднократно вносились изменения (включались новые должности и подразделения), при этом данные изменения не согласовывались с минздравом области», – заявлено в отчёте КСП. Например, в областной инфекционной больнице были выплачены «стимулирующие» за особые условия труда и дополнительную нагрузку медикам на общую сумму 2,4 млн рублей. При этом должности указанных медиков в согласованном с минздравом области локальном нормативном акте больницы отсутствовали. Городская клиническая больница № 1 также решила, что некоторые должности можно не согласовывать с минздравом. Там были выплачены «стимулирующие» на общую сумму более 3 млн рублей за июль 2020 года, выплаты получили 75 медиков инфекционного отделения, не включённых в согласованный с минздравом локальный акт. На основании приказа главврача больницы № 1 заведующей отделением, врачу-терапевту инфекционного отделения И. были назначены «стимулирующие» выплаты с июня по июль 2020 года по двум правительственным постановлениям – № 415 и № 484. Работник получил в целом 340,3 тысячи рублей. При этом именно эта должность отсутствовала в согласованном с минздравом перечне должностей больницы, которые имеют право на выплаты «стимулирующих».

Аудиторы КСП провели выборочную проверку начисления «стимулирующих» в городской больнице № 1 в июне 2020 года. Было выявлено, что в результате неверного применения в расчётах нормы рабочего времени по отдельным должностям медиков инфекционного отделения по 8 работникам получилась переплата «стимулирующих» на сумму 57,6 тысячи рублей, а девяти медикам недоплатили 132,9 тысячи рублей. Аудиторы также сопоставили данные учёта рабочего времени по COVID-19 с данными основного табеля учёта рабочего времени. Оказалось, что часть «стимулирующих» выплат начислена неверно. Были выявлены недоплата 19 работникам на сумму 105,3 тыс. рублей и переплата 18 работникам на сумму 159,4 тыс. рублей за счёт завышения часов в табеле по COVID-19.

Как оказалось, отпуска медикам предоставлялись в ряде случаев весьма специфически. Известно, что в областной инфекционной больнице 1 апреля 2020 появился приказ, который отменял график очередных отпусков до особого распоряжения. Медики могли уйти на отдых только по личному заявлению в зависимости от эпидемиологической обстановки. «Анализ показал, что в ряде случаев имели место нерациональные кадровые решения, – сказано в отчёте КСП. – К примеру, отработав 2 дня в месяце, работник уходил в отпуск, при этом имеющийся остаток неиспользованных дней отпуска позволял руководству больницы предоставить отпуск с начала месяца». Поскольку выплаты по правительственному постановлению № 484 осуществлялись независимо от отработанного за месяц времени, то отпускник, потрудившись 2 дня, оставшееся время отдыхал за городом на даче, но при этом получал к отпускным ещё и полную сумму «стимулирующих» за месяц. Его коллеге, работавшему весь этот месяц с ковидными больными, рисковавшему жизнью, вручали точно такую же сумму. Причём «стимулирующие» эти немалые. У врачей – 120 тыс. рублей, у среднего персонала – 75 тыс. рублей, у младшего – 37,5 тыс. рублей. Странно получить такую сумму, отработав всего 2 дня. «Это создавало риски для напряжённости в коллективе и ставило под сомнение справедливое распределение нагрузки», – считают аудиторы.

В ходе проверки были выявлены факты выплат больницами отпускных и взносов во внебюджетные фонды из субсидий на «стимулирующие», что является нецелевым использованием бюджетных средств. Кроме того, больницы сами иногда решали, кому и в какие сроки могут быть выплачены «стимулирующие».

«Медицинскими организациями представлялись отчёты с недостоверными данными либо вообще не предоставлялись, что приводило к недостоверности отдельных показателей отчёта минздрава области по начисленным выплатам и количеству получателей, направляемого в Минздрав России», – сказано в отчёте КСП. По мнению аудиторов палаты, минздравом Иркутской области «на ненадлежащем уровне» осуществляется контроль за соблюдением условий предоставления и использования бюджетных средств на стимулирующие выплаты. Областные чиновники не исследовали достоверность объёмных и качественных показателей, указанных в отчётах учреждений, а потому возникали различные разночтения и ошибки.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное
Adblock
detector