издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Укрощение строптивых

На скамью подсудимых попала банда с Синюшиной горы

В областном суде рассматривается уголовное дело о банде, которая орудовала в Иркутске, преимущественно в Свердловском районе, с февраля по июль 2018 года. На скамье подсудимых оказались десять жителей микрорайона Синюшина гора в возрасте от 25 до 28 лет. По версии стороны обвинения, они в течение полугода совершали нападения на горожан, похищения и вымогательства, причиняя здоровью своих жертв серьёзный вред. Пятеро из них действовали в составе специально созданной для этого сплочённой и хорошо вооружённой группировки. Участники процесса уже выслушали обвинительную речь прокурора, потерпевшие дали свои показания, суд приступил к допросу свидетелей преступлений.

Молодые и дерзкие

Банда, по версии следствия, была создана в январе 2018 года 23-летним Русланом Исаевым по прозвищу Иса. Молодой человек, несмотря на юный возраст, уже имел за плечами богатый криминальный опыт и несколько судимостей. Все свои проблемы он привык решать с помощью оружия, с которым практически не расставался. В округе парень был известен дерзким характером и преступными наклонностями задолго до того, как создал и возглавил вооружённую бригаду. В материалах уголовного дела, поступившего на рассмотрение областного суда, есть доказательства того, что Исаев совершал тяжкие преступления ещё совсем зелёным юнцом. Ему было всего 17 лет, когда он пальнул из пистолета (если быть точнее, из «неустановленного предмета, имеющего внешнее и конструктивное сходство с пистолетом системы «Вальтер») в грудь незнакомца, заподозренного в краже магнитолы из машины приятеля. Потерпевший, которому врачи удалили часть простреленного лёгкого, стал инвалидом в 21 год.

Кстати, потерпевшим по этому уголовному делу он проходит дважды. Спустя несколько лет их с Исаевым пути опять случайно пересеклись, завязалась словесная перепалка, которая снова закончилась стрельбой из «предмета, похожего на пистолет». Только на этот раз подсудимый одной стрельбой не ограничился. Ему захотелось ещё и получить от парня, не желавшего признавать его авторитет, извинения. И он их получил. Для этого вместе с тремя приятелями похитил строптивую жертву и увёз в безлюдное место – в лесной массив на Ершовском водохранилище. Там у Исаева опять пошёл в ход пистолет. Иса держал несчастного на мушке, пока один из напарников бил его железякой, а ещё двое обсуждали вопрос: не облить ли похищенного бензином да и поджечь? Извинения были получены и даже сняты на камеру сотового телефона.

Вообще, такое экзотическое преступление, как похищение человека, судя по материалам следствия, пользовалось у подельников большой популярностью ещё до того, как они вступили в банду и поставили нападения на поток. Исаев прибегал к похищению, когда возникала любая проблема. Вот, к примеру, один из эпизодов 2014 года, описанный в речи государственного обвинителя. Должник Исаева нарушил условия возврата денег, но вместо отсрочки получил для начала «перо» в бок, а потом его увезли в гаражный кооператив в посёлке Ново-Иркутский и удерживали там в боксе против воли. «Разъясняли» необходимость немедленного расчёта до тех пор, пока он не потерял сознание от пяти колото-резаных ранений в грудь и бедро.

«Был затейником всех схем»

Такую характеристику дал Руслану Исаеву один из свидетелей обвинения, сведения о личности которого засекречены в соответствии с ч. 9 ст.166 УПК РФ (для обеспечения его безопасности). Он, кстати, оказался не единственным засекреченным свидетелем по уголовному делу. Уже этот факт показывает, какой сильный страх внушал окрестным жителям беспредельщик Иса со своей шайкой. К началу 2018 года в голове Исаева, не уважавшего, по словам его знакомых, даже «положенцев», назначенных мафией, созрело решение стать полноправным «хозяином» Свердловского района, в котором он проживал, и со временем распространить своё криминальное влияние на территорию всего областного центра. Для этого он и создал вооружённую бригаду. В банду вошли старые знакомые главаря Степан Косян, Андрей Антонов, Дмитрий Хамарханов, Андраник Карапетян и Неъматулло Мирзоев, которого за длинную бороду называли Димой-террористом или Мухаммадом. Они полностью разделяли стремление своего лидера к лёгкой наживе и пренебрежение к закону. Впоследствии разделили с ним и скамью подсудимых.

Банда имела двухуровневую структуру. Исаев руководил бригадой единолично, все его распоряжения выполнялись беспрекословно. Этот «затейник всех схем» сам планировал преступную деятельность организации, способы вымогательств, похищений и возврата долгов, формы незаконного сбыта огнестрельного оружия и сведения счётов с другими группировками, не признававшими его криминальный авторитет. По версии следствия, Иса не только распределял роли между своими бойцами, когда они шли на дело, но и не отказывал себе в удовольствии поучаствовать в этих набегах лично. Подчинённые обязаны были подыскивать объекты для нападения, собирать о них информацию, выполнять функции «силовиков». Арсенал банды был более чем внушительным. В шайке имелся даже собственный оружейник. По указанию главаря Мухаммад изготавливал из сигнальных пистолетов и списанных автоматов Калашникова самодельное ручное гладкоствольное и нарезное огнестрельное оружие. Сторона обвинения считает доказанным, что оружейник-самоучка предоставил в распоряжение банды как минимум семь пистолетов и четыре автомата. Все члены криминальной бригады постоянно носили оружие при себе. Исаев даже сбывал самодельные стволы другим любителям огнестрельных игрушек – это было одной из статей преступного дохода банды.

В судебных заседаниях предстоит также доказать второй после вооружённости признак бандитизма – устойчивость группировки. Её состав, как видно из материалов уголовного дела, был стабилен. Молодые люди оказались знакомыми с детства: жили в одном районе, учились в одной школе, состояли в одной футбольной команде. Сплотились они, как это часто случается у бандитов, ещё подростками на почве любви к спорту. Исаев на допросе подчеркнул, что старается вести здоровый образ жизни, занимается спортом, окончил колледж физической культуры по специальности «Спортивно-боевые единоборства». К материалам уголовного дела приложена характеристика из детско-юношеского клуба «Олимпик», где утверждается, что Руслан Исаев в течение десяти лет занимался кикбоксингом и зарекомендовал себя с положительной стороны. Получив статус бандитов, молодые люди стали проводить вместе ещё больше времени. Теперь они не только посещали компанией спортивные залы и развлекательные учреждения, но и вместе «работали».

В свободное от флористики время

Если верить показаниям самого Исаева на предварительном следствии, то основным источником его дохода была… флористика. Он якобы трудился неофициально у своей матери, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя, помогал ей в цветочном магазине. Может, конечно, и помогал. Однако предоставленные стороной обвинения доказательства свидетельствуют о том, что главным занятием подсудимого было всё же не составление цветочных композиций. Зарабатывал Исаев прежде всего вымогательством и продажей оружия. Именно корыстное стремление извлечь из нападений материальную выгоду стало наряду с желанием увеличить свой авторитет в преступном мире для лидера и его бойцов основой объединения в банду.

Для вымогательства Исаев использовал любой повод. В апреле 2018 года на улице Сергеева в Иркутске произошло ДТП. «Ниссан Икстрейл» совершил манёвр, в результате которого автомобиль «БМВ 525» под управлением члена криминальной бригады врезался в забор. Исаев решил, что разберётся с дорожным инцидентом без помощи автоинспекторов. Как считает сторона обвинения, у него тут же возник умысел на вымогательство денег. Причём главарь счёл необходимым заставить раскошелиться не только водителя, из-за действий которого якобы пострадала новенькая бандитская тачка, но и пассажира «Ниссана». Их вызвали на встречу по телефону под предлогом выяснения обстоятельств ДТП. К супермаркету «Слата» на бульваре Рябикова бандиты явились, вооружившись пистолетами и автоматами. Водитель «Ниссана», получив удар по лицу, тут же запрыгнул в свою машину и скрылся. Гоняться за ним не стали, поскольку заметили в салоне постороннего. А вот второму парню, назначенному виновным только за то, что он находился рядом с водителем «Ниссана» во время ДТП, удрать не удалось. Исаев догнал его и повалил на асфальт. Потерпевший позднее рассказал, что его увезли на пустырь и наносили побои до тех пор, пока он не согласился рассчитаться за ремонт машины и причинённый аварией моральный вред. Тот факт, что ДТП совершил не он, вымогателей не интересовал. èèè

Само собой, и водителя «Ниссана» тоже в покое не оставили. Исаев привык всякое дело доводить до конца. Он разработал новый план: парню стали названивать его же знакомые, чтобы «вразумить». Они советовали выполнить требования «влиятельных людей». Иначе, мол, обойдётся дороже. Тот, хоть и был вроде не робкого десятка, ранее судимый и по возрасту старше вымогателей, сломался: перевёл на указанную ему банковскую карту сумму в размере 150 тысяч рублей, которую у него требовали.

Связываться с любым членом шайки Исы было действительно опасно. Своими действиями бандиты, как считает сторона обвинения, достигали сразу двух поставленных целей – поднимали немалые «бабки» и демонстрировали власть. Весной того же 2018 года у Мирзоева, оружейника банды, случился конфликт с малознакомым молодым человеком – они не сошлись во взглядах при переписке в социальной сети «ВКонтакте». Дима-террорист посчитал себя оскорблённым, и ему захотелось отомстить обидчику. Шеф решил, что для вымогательства годится любой конфликт, в том числе и виртуальный. Объект нападения был, таким образом, одобрен. Интернет-собеседника, проявившего неуважение, выманили на улицу под предлогом «обсуждения переписки в Сети». Тот, ничего не подозревая, проследовал к автомобилю, в котором, к своему ужасу, увидел человека с пистолетом в руках. А дальше было всё, как всегда: побои, угрозы, похищение. В безлюдном месте в районе Радищевского кладбища парня держали на мушке пистолета и избивали. Требования, по версии следствия, выдвигал сам Исаев. Он дважды врезал кулаком по лицу похищенного и велел расплатиться за неправильное поведение имуществом. Согласие жертвы на приобретение в кредит сотового телефона стоимостью не менее 50 тысяч рублей было получено. Парня отпустили со сломанной челюстью и переломом руки со смещением отломков.

Сам себе режиссёр

Разрабатывая планы нападений, «флорист» проявил себя творческой натурой. Фантазия прямо била из него ключом, хотя и не имела никакого отношения к составлению букетов. Иногда, чтобы вытрясти из очередной жертвы крупную сумму, он придумывал целые спектакли, роли в которых исполняли не только члены группировки, но и привлечённые «артисты» (они тоже предстали перед судом). В феврале 2018 года, например, лидер банды узнал от знакомого, что его сожительница заключила сделку по купле-продаже квартиры с бывшим детдомовцем. «Режиссёр» задумал новую постановку. Доверчивой жертве позвонил незнакомец и, представившись криминальным авторитетом Магой, потребовал встречу для урегулирования вопроса по квартире сироты. За помощью риэлтор обратился, как и надеялся Исаев, не в полицию, а к бандитам.

«Стрелка» состоялась ночью в кафе «Ширван» в посёлке Маркова. В этих декорациях Мага в исполнении Мирзоева потребовал передать ему полмиллиона рублей. Своё требование он объяснил тем, что при совершении сделки бедного сироту надули, теперь необходимо восстановить справедливость. Услышав отказ, Мага нанёс потерпевшему несколько ударов по затылку, а его свита высказала угрозы родственникам риэлтора. После этой сцены наступил выход Исаева, сыгравшего роль влиятельного в криминальных кругах человека, способного утрясти конфликт даже с мафией. «Миротворец» шепнул жертве, что попробует снизить требуемую сумму, чтобы покончить с делом «по-хорошему». Кончился этот акт пьесы тем, что бедолагу повезли к родственникам, у которых тот должен был занять и немедленно передать Маге-Мухаммаду 200 тысяч рублей. Только финал спектакля не совпал со сценарием Исаева. Прибыв к родне, молодой человек воспользовался подходящим моментом и позвонил в полицию, сообщив о вымогательстве. Справедливости ради надо сказать, что квартирная сделка действительно сильно смахивала на аферу: сирота получил на руки после продажи предоставленного ему государством благоустроенного жилого помещения всего 150 тысяч рублей. Однако на допросе в качестве свидетеля по этому уголовному делу он заявил, что претензий ни к кому не имеет.

«Морщить наркобарыг»

На предварительном следствии несколько свидетелей утверждали, что Руслан Исаев действовал сам по себе. Его группировка не являлась звеном в системе организованной преступности региона, хотя он и вынужден был поддерживать отношения с «положенцем» Свердловского района Иркутска Шалаем. Но место под солнцем для своей шайки Иса должен был отвоевать. В буквально смысле: борьба за сферы влияния обычно сопровождается перестрелками. В марте 2018 года были совершены нападения на двух ранее судимых жителей Синюшиной горы, которые входили в группировку наркосбытчиков. Те, в свою очередь, обстреляли машину, в которой находились члены бригады Исы.

Война набирала обороты. Июньским вечером того же года молодчики из банды Исаева, вооружённые пистолетами и автоматами, патрулировали микрорайон на автомобилях в поисках людей, которым было известно местонахождение главного на тот момент противника. Нашли двоих парней, владевших необходимой информацией, в гаражном боксе по бульвару Рябикова. Они там смотрели по телевизору футбол в компании друзей. Но эта «группа поддержки» не смогла помешать Исаеву захватить тех, кто ему был нужен, и «переместить», как следует из обвинения, в бандитскую тачку. Для этого пришлось не только бить кулаками и ногами, высказывать угрозы и демонстрировать автоматы и пистолеты. Одного из пленников загрузили в «Ауди» уже с огнестрельным ранением. На берегу Иркута пленникам пригрозили, что утопят, и продолжали избивать, покуда несчастные не согласились на все требования Исаева и его орды. Как показали результаты экспертизы, потерпевшим были причинены телесные повреждения в виде ушибов, черепно-мозговых травм и огнестрельного ранения грудной клетки.

Позднее в Интернете появились статьи о том, что Исаев и его друзья объявили войну сбытчикам наркоты в районе. Этим, мол, и объясняются похищения и избиения: ребята преследовали благую цель – «морщить наркобарыг». А на войне все средства хороши. Однако знакомые Руслана Исаева, выступавшие свидетелями по уголовному делу, рассказывали, что лидер группировки «получал деньги с наркоторговцев». Это было, по их словам, одной из статей дохода Исы, как и помощь жителям Синюшки, которые обращались к нему за выбиванием долгов под процент.

Старший по оружию

Дима-террорист, обладатель густой чёрной бороды, исповедовал ислам. Как показывают свидетели, он соблюдал посты и делал намаз прямо на рабочем месте – в автосервисе «Джи Ти Альянс», расположенном в районе рынка «Автосити» на улице Сергеева. Там у него имелся для таких случаев специальный коврик. Кроме этой необходимой каждому мусульманину вещи на работе у Мухаммада хранились также автоматы и боеприпасы, которые в ходе предварительного следствия изъяли сотрудники правоохранительных органов. В 2017-2018 годах автосервис служил в то же время и оружейным цехом, где были все необходимые для производственного процесса инструменты: тиски, свёрла, отвёртки и прочее. Работяги имели возможность наблюдать, как их коллега переделывает стволы и проверяет их исправность, стреляя в стену и шкаф.

Сам Мирзоев на допросах говорил, что «очень любит огнестрельное оружие». Он самостоятельно, с помощью сети Интернет, изучил способы его изготовления из сигнальных пистолетов и списанных охолощённых автоматов, которые можно приобрести в оружейных магазинах. Руслан Исаев не мог, конечно, пройти мимо такого умельца. В январе 2018 года, как считает сторона обвинения, он сделал Мирзоеву предложение, от которого тот не смог отказаться. С этого времени изготовленное мастером оружие поступало в распоряжение банды и использовалось при нападениях, похищениях и вымогательствах.

Дима-террорист и сам был всегда вооружён. 11 июля 2018 года при задержании самодельные стволы были изъяты не только у него на рабочем месте, но и из его автомобиля «Тойота Чайзер». А также у всех его подельников – из «БМВ 525» Карапетяна и «БМВ 645» Хамарханова, из гаражного бокса в кооперативе № 12 на Синюшиной горе и дома Исаева в садоводстве «Юбилейный-2» Иркутского района, из квартиры Косяна в доме по бульвару Рябикова областного центра. Кроме того, у стороны обвинения есть доказательства, что Исаев продавал изготовленное оружие. Известен по крайней мере один из его постоянных покупателей. Это приятель Исы, с которым тот в подростковом возрасте занимался в спортивной секции кикбоксингом. Он признался, что в 2018 году купил у Руслана Исаева три пистолета, автомат и патроны. Два ПМ он перепродал с небольшой накруткой, а «Калашников» и «Вальтер» были им впоследствии выданы «добровольно» – при осмотре его автомобиля сотрудниками правоохранительных органов.

Судебное следствие продолжается

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, шесть похищений, четыре вымогательства, создание и руководство бандой, незаконное изготовление и сбыт оружия – вот перечень инкриминированных Руслану Исаеву преступлений, которые предстоит доказать в ходе судебного следствия. За его соратниками числится разное количество преступных эпизодов – от одного (у Андраника Карапетяна) до восьми (у Андрея Антонова) похищений и вымогательств, совершённых в банде. Остальные подсудимые – Фахраддин Гусейнзаде, Джамол Собиров, Роман Хасаи, Андрей Другов и Мехрож Махмадалиев – не входили, по версии следствия, в состав устойчивой вооружённой группы. Каждый из них привлекался бандитами для одного-двух преступлений.

По уголовному делу проходят восемь потерпевших, шестеро из них предъявили гражданские иски о возмещении морального и физического вреда, причинённого преступлениями. Вызову в суд также подлежат 110 свидетелей обвинения, среди них Неъматулло Мирзоев, с которым в ходе предварительного следствия заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.

Суду предстоит проанализировать огромное количество документальных доказательств: заключения баллистических, генетических, медицинских экспертиз, стенограммы переговоров и детализацию телефонных соединений, протоколы следственных действий с видеозаписями, медкарты и телефонограммы из больниц, результаты оперативно-розыскной деятельности и т.п. Список вещдоков по этому уголовному делу – от дисков с записями видеокамер наружного наблюдения до автомобилей и оружия – занимает несколько страниц. Судебное следствие продолжается.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры