издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сила духа и сила воли

Размышления после спектакля «Молодая гвардия» Иркутского театра юного зрителя

  • Автор: Лора Тирон

Ко Дню Победы Иркутский ТЮЗ поставил спектакль, рассказывающий о героической истории подпольной организации краснодонских юношей и девушек, боровшихся с фашистами. В основе спектакля – инсценировка, созданная заслуженным работником культуры РФ режиссёром Виктором Токаревым по мотивам одноимённого романа Александра Фадеева. В советское время история подвига юных краснодонцев была широко известна, произведение входило в школьную программу. Сейчас же о нём вспоминают значительно реже.

Этот спектакль – не документ, а размышления театра. Это попытка осознания подвига комсомольцев Краснодона. Попытка вместе со зрителями понять, что двигало ими, совсем юными людьми, что звало на борьбу с гитлеровцами? Они могли уехать с оккупированной территории, отсидеться, переждать, но… Не отсиделись, не переждали, не уехали. Они выбрали иной путь – путь борьбы со злом, и даже сама смерть – жестокая, в пытках и мучениях – не смогла поколебать их дух, волю и мужество. Они умирали, удивляя и даже пугая врагов своей стойкостью.

Спектакль начинается с ещё мирных картин бескрайних украинских степей, уходящих далеко за горизонт, с жёлтых полей с головками подсолнухов, где вчерашние девчонки-школьницы, сидя у реки, размышляют о будущем. Каким оно будет? Этого они не знают в отличие от нас, родившихся после страшной войны. Войны, которая будущее у этих девочек отнимет.

Через сценографию передаётся большое количество мест действия: это и переправа у реки, которую постоянно бомбят немецкие лётчики, и степная дорога, по которой движутся, отступая с боями, наши солдаты и беженцы, и сам Краснодон, и клуб, где молодогвардейцы устраивают концерт, собрав всю верхушку городского немецкого командования, чтобы отвлечь их и взорвать биржу труда с важной документацией. Это и рыночная площадь, и штаб-квартира, где собирались молодогвардейцы для разработки дальнейших операций, и тюремные камеры, и даже шурф шахты, куда были сброшены их тела после пыток и расстрелов. Сценография (художник Наталья Елесина) лаконична и строга, нет забытовлённости, но много пространства и воздуха.

Тема Великой Отечественной войны для меня, как и для всех здравомыслящих людей, святая и сокровенная. Воевал мой дед по линии отца, несколько раз был ранен, выжил, домой вернулся только в конце 1945 года. После 9 мая его война ещё продолжалась, да и после её окончания он прожил недолго. Бабушка не хотела говорить о войне, и я понимала, сколько горя ей пришлось пережить, чтобы сохранить детей, не дать умереть с голоду. Все мы в нашей стране – потомки тех, кто сражался в той страшной войне. И победили, заплатив за эту победу десятками миллионов человеческих жизней. Кровью заслужили они вечную благодарность своих потомков, вечное преклонение и вечную память. А что же потомки? Нынешнее молодое поколение? Много ли теперь знают они о той войне?

Сегодня в школах почти не уделяется внимание патриотическому воспитанию, которое раньше было неотъемлемой частью школьной программы. И такие спектакли, как «Молодая гвардия», на мой взгляд, очень бы помогли формированию у молодёжи не то чтобы патриотизма, хотя я питаю надежды и на эту составляющую, но хотя бы дали бы общие знания по истории той войны или подкрепили и дополнили то, что они получают о ней из учебников. На спектакле дети зримо погружаются в атмосферу времени и понимают, что это такое, когда в твой родной город приходит враг, бомбит дома и мосты, убивает людей, на твоих глазах расстреливает тех, кто был тебе так дорог.

Перед началом спектакля я наблюдала, как беспечные весёлые подростки заходили в зал, рассаживались, переговаривались, звонили по телефонам. С началом спектакля начинали успокаиваться, а к финалу сидели тихо, погружённые в действие, ощущая масштаб трагедии. Было понятно, что они взволнованы, что в их умах и душах что-то происходит, что-то меняется. А ведь подростки – самый «безжалостный» зритель, их не заставишь слушать, если не интересно.

Сама я держалась почти до последнего, но к концу спектакля сдерживать слёзы было невозможно, когда метроном начинает отсчитывать стук сердец этих прекрасных, мужественных молодых людей, отдавших свои жизни за Родину, ушедших в вечность и ставших легендами. В этот момент все в зале одинаково чувствовали и одинаково переживали какое-то духовное единение, а в финале, не сговариваясь, зал встал.

Успех спектакля зависит от каждого, кто причастен к его созданию: от режиссёра, актёров, художника, композитора, технических цехов… Поэтому победа всегда становится общей. Все актёры, занятые в спектакле, работают с большой самоотдачей, ярко, выразительно. Исполнители ролей молодогвардейцев: Олег Кошевой – Александр Стерелюгин, Ульяна Громова – Виктория Криницкая, Любовь Шевцова – Людмила Ревтович, Сергей Тюленин – Павел Матушевич, Иван Земнухов – Максим Максименков, Георгий Арутюнянц – Александр Карпенко, Анатолий Попов – Павел Савин, Валерия Борц – Любовь Гунькова, Иван Туркенич – Сергей Павлов, Евгений Стахович – Глеб Белкин, Александра Дубровина – Елена Ивочкина, Стёпа Сафонов – Евгений Старухин, Майя Пегливанова – Анна Терехова. Все актёры проживают героическую историю молодогвардейцев искренне, светло, эмоционально, расставив точные акценты взаимоотношений, всем сердцем всматриваясь в своих персонажей, стараясь ни единым словом и действием не сфальшивить, не солгать.

Проникновенно сыграны роли матерей молодогвардейцев: Мариной Егоровой – матери Олега Кошевого, Еленой Грищенко – матери Сергея Тюленина, Еленой Константиновой – матери Володи и Люси Осьмухиных… Нельзя не отметить выверенность, точность, единомыслие всех участников спектакля, глубину проникновения в материал с целью дать зрителю возможность задуматься и сделать собственные выводы.

Война всегда проверяет человека на прочность, выявляя его сущность и те качества, которые могли бы не проявиться в мирное время. Кто-то, как Зинаида Вырикова (артистка Наталия Маламуд), оказался приспособленцем, готовым служить фашистскому режиму, кто-то стал предателем и полицаем, как Игнат Фомин (артист Николай Кулебякин), и сам расстреливал своих же краснодонцев. Но их было немного. Большая часть встала на борьбу со злом.

Необходимую эмоциональную атмосферу создавали актёры, играющие гитлеровцев: заслуженные артисты РФ Владимир Привалов в роли Майстера Брюкнера и Николай Кабаков в роли вахмистра Балдера, артисты Дмитрий Иванов – унтер Фенбок, Илья Крикун – денщик Гантер.

В спектакле много массовых сцен, в которых заняты актёры труппы и учащиеся детской театральной студии «АлександриЯ» и хореографической, которые показали хорошую слаженность и уровень партнёрства, где каждый точно знает свою мизансцену, своё место в большом потоке людей. Поэтому на сцене при большой массе персонажей не создаются толкотня и беспорядочность. Всё отработано и отрепетировано чётко, до мелочей, когда каждый органично существует и несёт свою задачу.

Виктор Токарев известен как режиссёр, берущийся ставить исключительно качественный драматургический материал, он мастер психологического проникновения в характеры. В данном спектакле это ощутимо так же, как и передача драматизма происходящего, глубины, атмосферы и эпического дыхания времени.

Получился не просто рядовой спектакль, а высказывание театра, его откровение, вызывающее душевный катарсис, о чём говорят и многочисленные записи в книге отзывов театра.

Зрители приходят в театр, занятые своими мыслями, личными проблемами, почти разучившиеся сопереживать, а уходят совсем другими. С обновлёнными чувствами.

После этого спектакля они молча выходили из зала. Мысленно каждый ещё был там. Создавалось полное ощущение того, что сейчас зритель был не сторонним наблюдателем, а свидетелем и участником тех событий. Хотелось бы думать, что эмоции и чувства, которые они испытали, останутся с ними навсегда. Такие спектакли обязательно должны быть в репертуаре театра, чтобы будить нашу душу.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер