издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Долина тысячи дорог

На Ольхоне началось строительство дороги, которую местным жителям обещали годами

  • Автор: Наталья Сокольникова

В начале лета на въезде в Хужир, самый крупный посёлок острова Ольхон, появилась строительная техника. Здесь начали делать первую асфальтобетонную дорогу, которую местные жители попросили на «прямой линии» с президентом ещё в 2017 году. Заасфальтировать должны 43 километра гравийной дороги – от паромной переправы, которая связывает остров с материком, до посёлков Хужир и Харанцы.

Пунктир в Хужир

Дорогу разделили на четыре участка, каждый из которых будут асфальтировать отдельно. Сейчас подрядчики выравнивают поверхность на первом участке – от Хужира в сторону переправы. Его длина – пять с половиной километров. Стоимость контракта – 269,8 миллиона рублей. На втором этапе асфальтом покроют 29-километровый участок в сторону переправы, на третьем – участок длиной 1700 метров на территории посёлка Хужир. Последний, четвёртый, участок длиной шесть с половиной километров – от Хужира до Харанцов. Реконструкцию второго участка планируют начать в следующем году, остальных двух – потом.

Большая часть острова – это особо охраняемая природная территория, куда входит Прибайкальский национальный парк. Здесь обитают эндемичные краснокнижные растения и животные, поэтому любая деятельность требует экологических согласований и экспертиз. На той же территории живут люди, и им нужна нормальная дорога. Конфликт интересов заповедника и местных жителей налицо.

«Дорога на острове Ольхон – это гравийная гребёнка длиной 40 километров до деревни Харанцы, – охарактеризовал её губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. – Проезд по ней – настоящее испытание для местных жителей и десятков тысяч туристов. Привести дорогу в нормальное состояние ещё в 2017 году поручил президент. Долгое время сделать это было невозможно из-за жёсткого природоохранного законодательства. Но мы смогли сдвинуть проблему с мёртвой точки. Капитальный ремонт пяти километров – это первая ласточка, вслед за ними мы сделаем всю дорогу»

«Не делают дороги – плохо. Делают – снова плохо»

1 июля в «Инстаграме» появился видеоролик, на котором видно, как ведутся работы над будущей дорогой. «Где прокуратура? Где нацпарк? Где экоактивисты? – говорит житель Хужира, снимая на камеру участок дороги. – Приезжайте, разберитесь! Или вы вместе с ними бабло пилите?» Он рассказал: чтобы выровнять поверхность, на острове ведут земляные работы, «взрывают гору», и это, по его мнению, противоречит экологическому законодательству. «Местным камушек передвинуть нельзя, а тут… В чём-то он прав», – говорит местный житель Гомбо Батоев. «Не делают дороги – плохо. Делают – снова плохо. Всегда найдутся недовольные», – написал в комментариях к ролику в «Инстаграме» другой пользователь.

На следующий день на официальном сайте правительства области появилась новость: «По согласованию с Прибайкальским национальным парком необходимые инертные материалы берут в полосе отвода, разрешённой проектной документацией. В дальнейшем потребуется доставка из-за границ Прибайкальского национального парка, минимум за 100 километров от места проведения работ».

Андрей Лоскутников, главный инженер компании-подрядчика «Байкал-138», объяснил, что сейчас на участке ведут работы по устройству земляного полотна: подъёмы на дороге понижают, а низины, наоборот, засыпают. Так выравнивают профиль для покрытия дороги. Завозить материал на остров будут на трёх паромах, когда закончится туристический сезон. В Восточно-Сибирском речном пароходстве подтверждают эту информацию. Лоскутников сказал, что 269 миллионов – это стандартная стоимость капремонта дороги, в городе это стоит столько же. «Цена не завышенная, – сказал он. – Можно даже сказать, наоборот, заниженная, потому что цены на некоторые материалы выросли в 2-3 раза».

Светлана Бабина, заместитель директора по научной работе ФБГУ «Заповедное Прибайкалье», которое включает в себя Прибайкальский национальный парк, рассказала, как происходит контроль соблюдения природоохранных норм. На прилегающей к дороге территории встречаются разные виды краснокнижных растений. Места их обитания сотрудники национального парка обозначили лентами, чтобы рабочие и туристы не повредили растения. Это позволяет снизить антропогенную нагрузку и сохранить редкие виды растений.

«За пределами лент эти растения, конечно, тоже могут встречаться, – говорит Бабина. – С другой стороны, по некоторым из них ходят коровы. И растения как-то выживают. Нам нужно, чтобы они (подрядчики. – Авт.) не вышли за оговорённые границы и не применили технологии, которые могут нанести вред, например взрывные работы, работы с химикатами», – сказала Бабина. Сама дорога, хоть и асфальтированная, по её словам, никакого ущерба экосистеме острова не нанесёт. На грунтовой дороге, которая есть на острове сейчас, ни растения, ни животные и так не живут.

Сотрудники национального парка периодически проводят проверки. Они приезжают с навигаторами, делают снимки, проходят по местам обитания редких видов, чтобы проверить состояние почвенного покрова. С момента начала работ было две проверки. Нарушений не обнаружили.

Глава Хужирского муниципального образования Вера Маланова говорит: попасть на остров можно только с помощью парома, который выступает в роли естественного горлышка для туристического потока и отсеивает тех, кто не хочет стоять в очередях. Ирина Попова, жительница Хужира, добавляет: «Вокруг основной дороги, пока нет асфальта, прокладывают просёлочные. От этого остров страдает гораздо больше, чем от единой дороги, если бы она была. Мы, как местные жители, другого ущерба здесь не замечаем. Ну как мы можем понять, проползла там змейка какая-то или нет? Для нас главное, чтобы была дорога».

Дорога с историей

Пять лет назад «гребёнка» во время поездки на Ольхон начиналась задолго до съезда с паромной переправы на острове. Материковая часть этого пути тоже не была заасфальтирована. Дорогу строили около 20 лет. В 2016 году в региональных СМИ появилась новость: строители ликвидировали последний гравийный участок, асфальтированная трасса Баяндай – Еланцы – Хужир была достроена до паромной переправы в посёлке МРС.

В феврале того же года мэра Ольхонского района Сергея Копылова задержали за то, что он разрешил строительной компании, занимающейся реконструкцией трассы, добывать гравий на особо охраняемой природной территории. Земли нацпарка – федеральные, распоряжаться ими Копылов не имел права. В июне 2019 года суд приговорил его к трём годам лишения свободы.

«Ему дали три года тюрьмы. За что? За то, что мы до парома едем по классной дороге?» – говорит бывший глава Хужирского муниципального образования Григорий Огдонов. Его позиция оказалась близка землякам. Белой краской на той же дороге они написали «Свободу Копылову!», создали петицию в его поддержку, организовали митинг и автофлешмоб и даже посвящали освобождению чиновника песни и заплывы. В октябре 2020 года Копылова досрочно освободили из заключения.

После «прямой линии» с жителями Ольхона, которая состоялась в 2017 году, президент Путин распорядился подготовить проект строительства дороги и выделить на это средства. Минстрой оценил эту работу чуть больше чем в 2 миллиарда рублей. На торгах выиграл подрядчик ООО «СтройДорХолдинг», который планировал начать работы в 2019 году.

Но работы не начали в срок. Подрядчик сдвинул их начало на год, а позже министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области заявило о невозможности строительства дороги из-за проблем с Прибайкальским нацпарком. Площади в границах полосы отвода автомобильной дороги не хватало для организации ремонта: для этого нужно было разместить тяжёлую технику, оборудование, тонны инертных материалов и строительные городки. В июне прошлого года договор с подрядчиком был расторгнут.

Представители Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области нашли решение: они оформили сервитут – ограниченное право пользования землями нацпарка для размещения техники, оборудования и инертных материалов. В ноябре 2020 года снова состоялись торги. Их выиграло дорожно-эксплуатационное предприятие «Байкал-138». Именно оно ведёт работы сейчас.

«Трава не растёт десятками лет»

С первых километров движения на машине по Ольхону становится ясно: насчёт «гребёнки» губернатор не преувеличивает. Чтобы преодолеть расстояние в 36 километров от паромной переправы до Хужира, ехать нужно около часа. В сухую погоду из-за низкой скорости и сильной тряски шагомер запускает счётчик. В такие дни от колёс поднимается густая пыль и видимость сильно снижается. Если дорогу размоёт после дождя, не всякая машина проедет.

Ольхон – популярное туристическое место, до пандемии сюда приезжало свыше 140 тысяч туристов в год, больше половины из них – иностранцы. Туристов без авто у парома встречают «буханки» – восьмиместные «уазики» с полным приводом и хорошей проходимостью. Эти машины стали визитной карточкой острова наравне с природными достопримечательностями: их изображают на открытках с Ольхона, а пункт «прокатиться на «буханке» включают в списки обязательных на Ольхоне развлечений. Популярность «буханок» объясняется просто: на другой машине проехать здесь почти невозможно.

Два года назад на острове случилась трагедия: седан Volkswagen Polo съехал в кювет и перевернулся. Машина превратилась в груду металла. Умер находившийся в салоне годовалый ребёнок. Аварии на этой дороге случаются и с полноприводными машинами.

В обе стороны от основной дороги вокруг непроходимых участков разрастаются паутинки объездов, и всё это на земле национального парка. «Ездить там, по большому счёту, нельзя, – подтверждает природоохранный прокурор Вячеслав Петров. – Но мы за это никого не штрафуем. Потому что нельзя применять меры там, где нет альтернативы».

«Дорога от парома до Хужира отвратительная, считайте, что её нет, – сказал житель Хужира на «прямой линии» с президентом. – Народу ездит много. Машины дорогие, все с этой плохой дороги съезжают. Топчут всю растительность. После этого трава не растёт десятками лет».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры