издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Патриотизм начинается со знания места, где ты живёшь»

В Иркутске выпустили учебник для семиклассников по экологии Байкала

  • Автор: Наталья Сокольникова

Истинная ценность

В минувший четверг Байкальский музей Иркутского научного центра презентовал книгу «Байкаловедение. Экология Байкала. Человек и Байкал». Книга станет третьей в рамках трёхгодичного курса по байкаловедению для учеников 5, 6 и 7 классов Иркутской области.

К печатному учебнику прилагается электронная рабочая тетрадь для проверки знаний. Такой формат работы соответствует основной идее издания – электронную тетрадь не придётся выбрасывать после выполнения заданий и печатать заново для новых учеников. Это не требует использования природных ресурсов, а значит – экологично. Заниматься по этим материалам будут более двух с половиной тысяч семиклассников в 46 школах Иркутска, участвующих в апробации программы по байкаловедению. Учителям из этих школ комплекты учебников выдали бесплатно. Издание пособия профинансировано администрацией Иркутска.

«Байкал – это отражение истории Земли, – говорит Владимир Фиалков, ведущий научный сотрудник Байкальского музея Иркутского научного центра, организатор и директор Байкальского музея с 1993-го по 2017 год. – Это единственный внутриконтинентальный водоём, который по многим характеристикам находится ближе к океану, чем к другим озёрам, хоть в нём и пресная вода. Поэтому большое значение имеет изучение экологии Байкала».

Байкаловедение – это междисциплинарный предмет. Он находится на стыке биологии, географии и экологии. «Экологические проблемы на Байкале имеют не только экономические корни и правовое несовершенство, но и недостаток образования», – объясняет идею создания курса его автор – кандидат биологических наук Елена Кузеванова. В основе экологических проблем Прибайкалья, по её мнению, лежит непонимание жителями региона истинной ценности Байкала. Это происходит из-за недостатка знаний про историю озера, его животный мир и экологические закономерности. Искоренить этот недостаток на этапе школьного образования и воспитать в школьнике гражданина, который любит родной край, – главная цель авторов учебного пособия. «Патриотизм начинается со знания места, где ты живёшь», – сказал Фиалков.

Елена Кузеванова составляет для школьников пособия по байкаловедению и приводит их в соответствие федеральным стандартам. Именно этот этап, по её словам, является одним из самых сложных в работе над учебником. «Это отдельная тема, которую мы прошли дважды», – рассказала на презентации пособия Кузеванова. Это подтвердила и заместитель министра образования Иркутской области Елена Апанович. «Я хорошо знаю, как долог был путь выхода этого продукта к детям, – сказала она. – Было много разных требований, назовём их бюрократическими. Теперь всё это позади. Хочется, чтобы таких курсов было больше. А мы, со своей стороны, будем стараться делать путь поступления таких продуктов в школы короче».

Андрей Анисов, заместитель председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Иркутской области, назвал издание учебника о Байкале прорывом в сфере образования региона и предположил, что по его примеру учёные в других регионах могут создавать учебные программы о своих природных жемчужинах, подобных Байкалу.

Опыт Великих озёр

На каждой странице 240-страничного учебника – цветные иллюстрации. От книги пахнет свежей краской из типографии. Белоснежные страницы хрустят, когда их перелистываешь. В книге можно разглядеть рисунки простейших организмов – они напоминают бокальчики, трубочки или шары – и изящные спирали раковин моллюсков, фотографии растений, рыб и животных, обитающих в Байкале и на прилегающих к озеру территориях. На первый взгляд, это издание может напомнить учебник по биологии, но, невольно задержав взгляд на развороте с двумя изображениями байкальских нерп – взрослой особи и нерпёнка, понимаешь: речь идёт не о всех формах жизни на планете, а лишь об уникальной её части – озере Байкал.

В первых двух главах книги раскрыты все особенности видового разнообразия животного мира озера Байкал и Прибайкалья. В следующей рассказывается об историческом опыте защиты озера, о том, как и почему возникали общественные экологические движения, а ещё – как появлялись национальные парки и заповедники. Иллюстрации в этой главе напоминают документальную хронику с байкальскими пейзажами, фотографиями природозащитных митингов и возводившихся около озера КБЖД и БЦБК. Истории закрытия последнего в учебнике посвящён отдельный параграф.

Четвёртая глава пособия посвящена законам, охраняющим Байкал. Здесь автор рассказывает об основных положениях Федерального закона «Об охране озера Байкал», об особенностях экологического зонирования территории вокруг озера и о правилах ведения хозяйственной деятельности в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе. Изучив материал этой главы, семиклассник узнает ещё и о том, что Баргузинский заповедник – первый в России, а в Байкальском заповеднике использовали фотоловушки, чтобы выявить присутствие в нём редких охраняемых видов животных – росомахи, барсука, манула.

Заключительная глава посвящена основным понятиям экологии. Здесь на примерах Великих озёр Северной Америки и озера Байкал показаны признаки, причины и следствия загрязнения пресноводных водоёмов. Автор объясняет, что озёра загрязняются из-за эвтрофикации – процесса обогащения водоёмов биогенами, которые поступают в озёра с городскими и сельскохозяйственными стоками. Теперь в части озёр не рекомендуют купаться, плавать на лодке и ловить рыбу – это может быть опасно для здоровья.

На Байкале развивается туризм. Из-за отсутствия инфраструктуры очистных сооружений вода всё больше загрязняется бытовыми отходами. В озере происходит эвтрофикация, как следствие, начинают развиваться нежелательные водоросли, например спирогира. Опыт Великих озёр Северной Америки говорит о крайней важности создания систем канализации и очистки жидких бытовых отходов, муниципальных систем сбора и переработки твёрдых бытовых отходов, которые люди привозят с собой в виде упаковки: пластика, бумаги, стекла и металла.

В параграфах главы рассказывается также о влиянии глобального потепления на экосистему Байкала, об экономике замкнутого цикла, биологических и экологических технологиях, о необходимости развития экологического предпринимательства и использования возобновляемых источников энергии. Учёные сравнивают Землю с космическим кораблём, который имеет ограниченные запасы ресурсов, необходимых для жизни людей на борту. Количество природных ресурсов на Земле точно так же, как у космонавтов, ограничено, хотя этот лимит и сложно обнаружить в быту. Поэтому нужно выстраивать процессы так, чтобы ресурсы возобновлялись, в том числе и на Байкале. В регионе уже есть примеры экологического предпринимательства. На одной из страниц учебника описывается пример ольхонских предпринимателей, создающих на острове систему сбора и переработки пластика в пластиковые горшки, мыльницы, сувениры, тротуарную плитку.

Итоговым занятием курса «Байкаловедение. Экология Байкала. Человек и Байкал» является создание проекта «ЭкоДом», в котором школьники применят все свои знания, полученные в процессе освоения курса.

Источники информации, которые использовали авторы при подготовке пособия, можно разделить на две группы: информация ведущих академических институтов Байкальского региона и зарубежные научные источники, а также государственные документы – законы, постановления, решения.

Учебник с историей

Елена Кузеванова работает заведующим сектором музееведения и руководителем Экологического образовательного центра Байкальского музея. Идея написать учебник о Байкале для школьников появилась у неё ещё в конце 1990-х годов. В то время результаты измерений, например качества воды Байкала и воздуха, у разных учёных расходились, так как они были получены разными методами. Жители региона были дезориентированы: загрязнён Байкал ртутью или это ошибка измерения? Происходит ли загрязнение Байкала пестицидами? Возникало много вопросов. Поэтому учёные, в том числе и Кузеванова, понимали, насколько важно иметь объективную информацию об экологическом состоянии Байкала и всего региона и развивать систему мониторинга озера.

В 2002 году Кузеванова вместе со школьными педагогами по биологии, географии и экологии создала первую учебную программу по байкаловедению для 5 и 6 классов, затем появился учебник. Через четыре года и программа, и учебник были впервые утверждены на уровне департамента образования города и рекомендованы учителям для использования в учебном процессе. Апробацию учебника в Иркутске и области запустили в 2009 году. В 2015-м байкаловедению обучались более 23 тысяч школьников региона.

В 2015 году авторы скорректировали программу в соответствии с федеральными стандартами второго поколения. Её разделили на самостоятельные программы для учеников пятого, шестого и седьмого классов. К каждой из программ разработали учебно-методические пособия и цифровые образовательные курсы: «Введение в байкаловедение. 5 класс», «Байкаловедение. Байкал с древнейших времён до наших дней. 6 класс» и «Байкаловедение. Экология Байкала. Человек и Байкал. 7 класс».

В ближайшее время программа и учебники по байкаловедению будут включены в областной реестр программ министерства образования. Это даст возможность любой школе Иркутской области включать в учебную программу данный курс, а школьникам – изучать экологию и применять на практике знания на примере природного объекта Всемирного наследия – озера Байкал.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры