издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под крыло Гагарина

К школе, носящей имя первого космонавта, перевезли истребитель с территории ИВВАИУ

Самолёт-памятник МиГ-23М, стоявший перед учебным корпусом расформированного Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища, перевезли. Теперь он стоит во дворе школы № 21, которая носит имя Юрия Гагарина. Переезд истребителя, который подготавливали почти два месяца, занял два часа. Одним из тех, кто наблюдал за ним, был наш корреспондент.

Длинный, массивный трал медленно поворачивает с Аэрофлотской в проезд между дворами и аккуратно сдаёт задним ходом к стоянке у школы № 21, которой в июле 2021 года присвоили имя Юрия Гагарина. Деликатного обращения требует ценный груз – МиГ-23М, который перевозят с площадки перед бывшим учебным корпусом ИВВАИУ, где сейчас полным ходом идёт строительство Суворовского училища. Даже со сложенными плоскостями – истребитель стал вторым советским самолётом с крылом изменяемой стреловидности – он занимает 7,78 м в ширину, что многовато для второстепенных улочек и переулков. Добавьте пять метров высоты с учётом хвоста, и станет ясно, зачем на километровом участке Советской пришлось временно демонтировать контактную сеть для троллейбусов.

Сама перевозка заняла не больше десяти-пятнадцати минут. С учётом разгрузки ушло уже около двух часов. При этом на трал самолёт погрузили ещё днём 11 декабря. «Да, на первый взгляд, операция заняла меньше суток, – отмечает заместитель мэра – председатель комитета по управлению Октябрьским округом администрации Иркутска Георгий Комаров. – Но на деле было потрачено почти два месяца работы, в том числе две недели интенсивной подготовки: наняли трал и спецтехнику, обрезали деревья, убрали забор для выезда на Советскую. Были задействованы все службы города: «Горэлектротранс» обесточил линию, «Иркутскавтодор» грузовиками перекрыл прилегающие улицы, в помощь нам работает ГИБДД, которая ограничивает движение по Советской и сопровождает самолёт».

Путь от возникновения идеи увековечить память об Иркутском высшем военном авиационном инженерном училище, которое просуществовало с 1931-го по 2009 год, занял несколько больше времени. Самолёт, стоявший на постаменте с середины девяностых, в прошлом году перешёл в муниципальную собственность. «Возникла дилемма: что с ним делать дальше? – рассказывает Комаров. – Так как у Суворовского училища нет планов его сохранить на этом месте, мы, администрация округа, вышли с инициативой установить его где-то в городе как памятник авиационному училищу. Для этого подошла 21-я школа, которая, так совпало, в нынешнем году получила имя Гагарина в честь шестидесятилетия первого полёта человека в космос». В ней работала Нина Кондратенкова, учительница Юрия Алексеевича, которая до 1955 года жила в Гжатске. Так что связь нашего города с первым космонавтом проследить очень просто, гораздо легче, чем найти здесь МиГ-15УТИ, аналогичный тому, на котором он учился летать. Однако МиГ-23, появившийся в конце шестидесятых, выпускали на Иркутском авиационном производственном объединении, так что на роль символа отечественной авиации, неразрывно связанной с космонавтикой, и точки притяжения школьников и горожан он подходит ничуть не меньше.

Машина с бортовым номером 02, впрочем, была выпущена в Москве в мае 1975 года. Затем её передали в 23-ю воздушную армию. Если точнее – в 126-й истребительный авиационный полк 246-й истребительной авиадивизии, который базировался на аэродроме Чойр в Монголии. С 1988 года этот МиГ-23М использовался в Иркутском авиационном техническом училище гражданской авиации в качестве пособия для подготовки офицеров запаса, через четыре года был передан ИВВАИУ. В 1995 году его установили перед учебным корпусом как памятник в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне. Теперь пришло время передислокации.

«В том, что самолёт решили поставить у нас, я вижу только положительные моменты, – замечает директор средней общеобразовательной школы № 21 имени Ю.А. Гагарина Ирина Кузнецова. – Я сама его увидела и подумала: «Боже, какой красивый!» Думаю, ребятишки испытают такой же восторг. Мы продолжаем линию, начатую с переименованием школы, и теперь самолёт станет частью нашей музейной экспозиции. Мы уже сказали детям, что к 23 февраля они должны найти его историю, рассказать, почему он стал памятником. Потом выберем самые интересные сочинения и разместим их на сайте и в инстаграм-аккаунте школы». В момент, когда мы разговариваем, самолёт потихоньку переносят краном через ограждение. Возникает непредвиденная заминка – левая плоскость практически упирается в ствол дерева, который не спилили. Бензопилу находят сравнительно быстро, не так много времени уходит на то, чтобы рабочие на автовышке убрали препятствие. В 1 час 38 минут 12 декабря 2021 года истребитель становится на все три ноги шасси. Остаётся только перенести его в угол двора, ближе к зданию школы. Этим занимаются уже при свете дня. «В дальнейшие наши планы входит отреставрировать самолёт совместно с Иркутским авиационным заводом, – комментирует Комаров. – Мы готовим проект восстановления. И дадим самолёту вторую жизнь на новом месте».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры