издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Как я могу быть уверена, что в следующем году перебои не повторятся?»

Против чиновников регионального минздрава возбудили ещё одно уголовное дело

Против чиновников минздрава Иркутской области возбудили очередное уголовное дело  за халатность. По версии следствия, четырёх особенных детей не обеспечивали жизненно важными лекарствами. Об этом сообщила пресс-служба областной прокуратуры на прошлой неделе.

За последние два месяца это уже третье уголовное дело, связанное с «медицинскими» закупками. Первое из них было возбуждено в ноябре. Оно также связанно с закупками лекарств и лечебного питания для детей. В декабре появилась история о закупках медоборудования по завышенной цене.

Сотрудники министерства долгое время не организовывали закупку дорогих лекарств для особенных детей. По закону дети должны получать жизненно важные препараты бесплатно. Дело по статье 293 УК РФ «Халатность» возбуждено вторым отделом по расследованию особо важных дел Следственного управления СК России по Иркутской области. Месяцем раньше было возбуждено ещё одно уголовное дело по той же статье. Похожа и причина: чиновники минздрава не обеспечили лекарствами детей, больных муковисцидозом.

Лекарства, от которых зависят жизни нескольких десятков детей, в регионе перестали регулярно выдавать с мая 2021 года. Речь шла о пищеварительном ферменте «Креон», лечебном питании и желчегонном препарате «Урсосан». Уголовное дело возбудили после проверок, которые были начаты по обращениям родителей. По их словам (они просили не называть фамилии. – Авт.), следователи объяснили: по какой-то причине минздрав не закупил лекарства и лечебное питание вовремя, из-за этого возникли перебои.

Точно такая же история произошла с закупкой лечебного питания для детей с фенилкетонурией. Сейчас по этому делу тоже идут проверки. Наталье Жуковой, маме ребёнка с таким диагнозом, в прокуратуре уже ответили: её жалоба передана в СК для приобщения к делу по муковсцидозу.

Ещё в мае родители начали писать жалобы в надзорные органы. С тех пор Росздравнадзор несколько раз успел подтвердить, что нарушения есть. В минздраве объяснили: закупку лечебного питания оформили с ошибками, поэтому аукцион не состоялся. Новый аукцион провели не в начале года, а в середине. Смесь в аптеки поступила только в конце августа. Но и её было немного – только за один квартал.

30 сентября прошло заседание комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области. На нём министру здравоохранения Якову Сандакову депутаты задали вопрос, почему возник дефицит лечебного питания. Сандаков ответил, что проблемы и правда были, но теперь всё решено. «Ситуация на сегодняшний день разрешена. Разнарядка есть. Питание закуплено. Все обеспечены», – уверил он депутатов.

Но родители тогда опровергли слова министра. «Министр считает, что дети обеспечены лечебным питанием. Но это не так, – сказала жительница Иркутского района Яна Макарова. – Питание за третий и четвёртый кварталы детям так и не выдали».

По данным программы «Контур Фокус» и сайта «Госзакупки», к осени 2021 года лечебного питания минздрав области купил на 11,8 млн рублей меньше, чем в 2020 году. При этом осенью, когда ситуация стала критической, начали закупать смесь разных марок и разного качества. Хотя почти все дети в области получают рецепты на питание определённых марок – «Афенилак» и «Нутриген».

Наталья Жукова обратилась в Следственный комитет и прокуратуру области. Она хочет, чтобы ситуация больше не повторялась. «Сейчас мне выдали питание за прошлый год, – говорит она. – У нас весь гараж им забит. Но как я могу быть уверена, что в следующем году перебои с питанием не повторятся?» Мы связались с другими родителями. Они тоже подтверждают: питание им выдали за весь год, хоть и задним числом.

Игнорировал обязательства, несмотря на решение суда

Ещё одна громкая история этого года была связана с лечением детей, больных спинальной мышечной атрофией (СМА). Препарат «Спинраза», который способен остановить развитие болезни, признан одним из самых дорогих в мире. Стоимость одного укола – 8 миллионов рублей.  Лечение «Спинразой» начинается с 4 насыщающих доз, далее вводят по одной поддерживающей каждые 4 месяца.

С 2021 года препарат включён в список жизненно-необходимых, государство взяло на себя обязательство обеспечивать им больных детей. Иркутский минздрав эти обязательства игнорировал долгое время, несмотря на решения суда.

В Иркутской области 16 детей, страдающих СМА и нуждающихся в лечении. В 2020 году в аппарат уполномоченного по защите прав детей региона поступило восемь жалоб от родителей. По каждой из них были решения суда об обязании минздрава принять соответствующие меры – закупить препарат и начать лечение детей. «Однако эти решения были не исполненными, несмотря на обращение их судом к немедленному исполнению и возбуждение по ним соответствующих исполнительных производств», – подчёркивал омбудсмен в ответе родителям.

Родители начали писать жалобы во все инстанции. В январе они встречались с депутатами, и те удивились, узнав, что детей не лечат. Перед этим на правительственном часе в Заксобрании министр заверял парламентариев, что все дети со СМА получат лекарства до конца января. На той же встрече присутствовала замминистра здравоохранения региона Анна Данилова. Она подтвердила, что из 16 детей один получал лечение, по девятерым ребятишкам вынесено решение суда.

Задержка была связана ещё и с тем, что лекарство лишь недавно было внесено в перечень жизненно необходимых. Порядок оказания помощи был не разработан.

Данилова объяснила тогда, что минздрав получил финансирование только в конце года. Единственная компания-поставщик к этому времени прекратила отпуск лекарства, поэтому закупки не состоялись. В итоге лекарство поступило в регион в феврале, сейчас все дети получают лечение.

«Знала, что маски некачественные, но всё равно заключила госконтракт»

В начале декабря Следственный комитет возбудил по материалам ФСБ уголовное дело против четверых жителей Иркутска. Им предъявлено обвинение в особо крупном мошенничестве по сговору. Об этом сообщили  в региональном главке СК РФ. В данном случае речь идёт о закупках дорогостоящего медицинского оборудования. По версии правоохранительных органов, сотрудники областных больниц закупили оборудование по завышенной цене. Ущерб региональному и федеральному бюджетам составил 21 миллион рублей. Оборудование закупали по программе «Развитие здравоохранения».

Фигуранты дела задержаны. По решению суда они арестованы на два месяца, уточнили в прокуратуре Иркутской области. О каком именно оборудовании идёт речь, в какие больницы оно должно было быть поставлено, в СК не уточняют. Ясно только, что это не единственное дело о медицинских закупках по завышенной цене.

В конце ноября Иркутский областной суд продлил до 11 января 2022 года срок домашнего ареста бывшему министру здравоохранения Иркутской области Наталии Ледяевой. Её подозревают в мошенничестве. По версии следователей, Ледяева с сообщниками, в числе которых был её сын Илья Белоусов, похитили 25 млн рублей из регионального бюджета при поставке масок и респираторов в региональные медучреждения. Маски были некачественными, к тому же очень дорогими.

Ледяева была министром здравоохранения Иркутской области с декабря 2019-го по ноябрь 2020 года. Уголовное дело возбудили в октябре прошлого года. По предварительной версии следствия, Ледяева знала, что маски некачественные, но всё равно заключила с поставщиком госконтракт.

Экс-министра задержали в декабре 2020 года и отправили в СИЗО. Защита Ледяевой пыталась оспорить заключение под стражу, но Иркутский областной суд отклонил апелляцию. Под домашний арест чиновница была переведена 27 января 2021 года. После этого срок домашнего ареста продлевался неоднократно: последний раз – в октябре 2021 года – Кировский районный суд Иркутска по ходатайству следователей продлил его до 29 ноября.

Кроме того, в марте 2021 года Наталию Ледяеву оштрафовали на 50 тысяч рублей за нарушение при заключении контракта на поставку аппаратов ИВЛ. Управление Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области отмечало, что выбранный Ледяевой способ закупки медтехники был не согласован с принципами, установленными в 44-ФЗ. Срок поставки в 150 дней был достаточным для того, чтобы провести конкурс. Но ИВЛ закупили у единственного поставщика. Более того, срок поставки всё равно был нарушен, а минздрав не стал требовать с поставщика неустойку. Расследование всё ещё не закончено.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры