издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Самый лучший постовой

Новый светофор у музыкального театра доказал свою эффективность

Светофор на улице Седова в Иркутске, заработавший в октябре прошлого года, позволил существенно повысить безопасность движения для пешеходов и водителей и снизить количество нарушений с обеих сторон. К такому выводу пришли в местном отделении некоммерческого фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца», проведя в декабре соответствующее исследование. По их данным, в зависимости от времени суток и дня недели 30–60% переходящих через Седова пользуются светофором, при этом Правила дорожного движения пешеходы стали нарушать в 5–8 раз реже, чем до его появления. Значительно сократилось и количество нарушений со стороны водителей вроде обгонов, разворотов и поворотов через двойную сплошную. Для того, чтобы ещё больше обезопасить участников движения, урбанисты предлагают обустроить по центру дороги разделительную полосу, засаженную кустарником, или как минимум сделать островок безопасности на пешеходном переходе и подходах к нему.

В сентябре 2018 года на Седова завершили ремонт, проведённый в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Изменив схему движения, администрация Иркутска решила одну серьёзную проблему: на перекрёстке с улицами 25 Октября, через которую проходит значительная часть трафика с Академического моста в центр города, Советской и Кожова появился светофор, что свело количество аварий практически к нулю.

В то же время остановку общественного транспорта «Музыкальный театр», предназначенную для троллейбусов, которые едут в сторону центра, перенесли на 300 метров ниже – к надземному переходу в сторону 130-го квартала. И это привело к возникновению нового участка с повышенным риском возникновения аварий. Дело в том, что на противоположной от остановки стороне улицы находится одна из главных точек притяжения для иркутян – 130-й квартал. Ключевым генератором потока именно в этом месте является торгово-развлекательный центр «Модный квартал». Пешеходный мост через Седова, который соединяет его с площадью перед Иркутским областным музыкальным театром имени Н.М. Загурского, не является кратчайшим путём: чтобы попасть на него с остановки, нужно преодолеть лестницу с немалым количеством ступеней. Как следствие, многие ради экономии времени предпочитали перебегать четырёхполосную дорогу, рискуя при этом жизнью.

Вопрос регулировки

Первый раз пешехода на этом месте сбили в сентябре 2019 года. Тогда обошлось: женщина, попавшая под машину, выжила. Однако утром 27 января 2021 года 18-летний парень, решивший перебежать дорогу, погиб под колёсами троллейбуса, ехавшего из центра города. В мэрии на это отреагировали тем, что установили дополнительные ограждения вдоль тротуаров, а инспекторы Госавтоинспекции организовали несколько рейдов по выявлению нарушителей-пешеходов. Администрация Иркутска также рассматривала два возможных решения: обустройство нерегулируемого перехода либо установку разделительного барьера.

Активисты «Городских проектов», в свою очередь, провели в марте 2021 года исследование, доказывающее, что оба решения неэффективны. Они выяснили, что надземным переходом обычно пользуются 90% пешеходов, пересекающих Седова. Однако в утренние часы пик их количество падает до 66%, причём дорогу в неположенном месте перебегают и те, кто приезжает на общественном транспорте, и те, кто оставляет машины на «нижней» парковке у музыкального театра, и те, кого нельзя однозначно отнести ни к одной из этих категорий. ПДД здесь нарушают и водители: за семь смен наблюдения, занявших 2 часа 20 минут, двойную сплошную линию на глазах активистов пересекли 98 раз. В большинстве случаев водители поворачивали через неё или разворачивались, но были и те, кто в час пик решил объехать пробку по свободной встречной полосе. Отдельные автовладельцы в нарушение правил остановки и стоянки оставляли машины в кармане для троллейбусов. В силу того, что ширина проезжей части провоцирует превышение скорости, некоторые запросто разгонялись до 90 км/ч, хотя в массе своей поток соблюдал скоростной режим.

Исходя из результатов наблюдений, урбанисты сделали несколько выводов. Основной заключался в том, что возле троллейбусной остановки нужен светофор: нерегулируемого перехода недостаточно, если учитывать ограниченную видимость и скоростной режим. Это обстоятельство в мэрии учли. В октябре 2021 года на Седова установили новый светофор с кнопкой вызова для пешеходов. На его столбах по обе стороны дороги смонтировали подсветку, дублирующую сигнал. Как показывает практика, такое решение позволяет водителям, которые едут со стороны музыкального театра, заранее разглядеть, какой свет горит за слепым поворотом.

Меньше перебегают, меньше пересекают

Как сообщил руководитель местного отделения «Городских проектов» Григорий Скарченко, эффективность светофора в деле повышения безопасности движения подтвердило ещё одно исследование, проведённое в декабре. Оно показало, что в зависимости от времени суток и дня недели регулируемым переходом пользуются от 30% до 60% пешеходов, пересекающих Седова. Только 6% из них нарушают правила, тогда как раньше доля нарушителей составляла 34%. В неположенном месте дорогу перебегают только половина, оставшиеся переходят на красный, не дожидаясь разрешающего сигнала. Причина – длительный промежуток между нажатием кнопки и активацией светофора, что провоцирует нарушения в случаях, когда дорога свободна от машин. Проблему можно решить, если синхронизировать светофор с соседними. Кнопку вызова можно активировать только ночью.

Тем временем даже действующий светофор позволил сократить количество нарушений со стороны водителей. Если за 2 часа 20 минут наблюдений в марте зарегистрировано 98 случаев, когда машины пересекали двойную сплошную, то за три часа (шесть замеров по 30 минут) в декабре – всего 11. Все эти нарушения сводились к поворотам и разворотам через разметку, ни одного обгона не зафиксировано. Пропускная способность улицы при этом существенно не изменилась. Более того, по утрам в сторону центра стало проезжать значительно больше автомобилей, что было бы невозможным при её уменьшении. Например, в марте утром по четвергам за час насчитывали около 1,2 тысячи машин, а в декабре – почти 1,5 тысячи. Помимо этого водителям троллейбусов стало проще выезжать из остановочного кармана и встраиваться в поток – светофор отсекает часть автомобилей.

При том, что реализованное решение уже дало положительный эффект, улицу Седова можно сделать ещё более безопасной. Для этого, в частности, активисты «Городских проектов» предлагают вместо существующей разметки сделать широкую разделительную полосу по центру проезжей части и засадить её кустарником. Место для этого есть: на фотографиях, сделанных во время наблюдений, видно, что на полоске в 75 см по оси дороги лежит снег, то есть автомобили там не проезжают. Более того, такая же снежная лента тянется вдоль музыкального театра. Ещё около метра пространства не используется на противоположной стороне дороги. Промежуточным решением на пути к разделительной полосе может быть островок безопасности на переходе и подходах к нему. Заботясь о пешеходах, урбанисты не забывают и про автомобилистов: по их мнению, вдоль 130-го квартала следует организовать парковочные карманы по аналогии с тем, который уже оборудован ближе к Бабру. А карман для троллейбусов, считают они, нужно сделать, увеличив при этом ширину посадочной площадки.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры