издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сжатие с воздуха

Часть приаэродромной территории аэропорта Иркутска с ограничениями на застройку сократили

Седьмая подзона приаэродромной территории международного аэропорта Иркутск, в пределах которой существенно ограничено строительство жилья и социальных объектов, кратно уменьшена. Это следует из материалов, опубликованных на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта. При этом полностью новое строительство запрещено на сравнительно небольшом участке – в треугольнике между домом № 115б на улице Советской и перекрёстками Ширямова с Дорожной и Можайского, а также в нескольких кварталах вдоль Дорожной, Жигулёвской и Портовой. Территория, где можно возводить или реконструировать жильё или объекты соцкультбыта, предприняв меры по их защите от шума пролетающих самолётов, значительно больше. Она охватывает часть Октябрьского и Правобережного округов Иркутска, в том числе центра города и предместий Рабочее, Радищева и Копай, а также посёлков Дзержинск и Еловый и садоводств «Лесное» и «Мечта».

Федеральное агентство воздушного транспорта установило границы приаэродромной территории международного аэропорта Иркутск 29 мая 2019 года. Согласно приказу ведомства, подписанному в этот день, в её седьмую подзону включили более 49,5 тыс. га, на которых проживают 216 тыс. человек, то есть 56% территории Иркутска: правобережный округ города, северную часть Октябрьского, небольшие участки в Свердловском и Ленинском округах и посёлок Жилкино, а также посёлки Дзержинск, Малую Топку, Молодёжный, Новую Разводную, Парфёновку, Патроны, Первомайский, Плишкино, село Пивовариха и деревни Новогрудинина и Новолисиха. Из-за того, что они попадают в зону шумового воздействия от взлетающих и садящихся самолётов, возводить здесь жильё, детские сады, школы, больницы, поликлиники, библиотеки и тому подобное можно при условии, что будут приняты меры защиты. А на территории, попадающей под наибольшее негативное влияние, строительство и реконструкция жилых домов и объектов соцкультбыта и вовсе запрещены.

На слушаниях в марте 2021 года депутаты Думы Иркутска обратили внимание на то, что это тормозит развитие города. Тогда же представитель аэропорта указал на то, что проект действующих границ был разработан на основании методических рекомендаций и санитарных правил, уже утративших силу. Поэтому его было решено скорректировать. Соответствующие торги АО «Международный аэропорт Иркутск» провело в апреле, их победителем стало ООО «Ижевский инженерно-консультационный центр аналитики», оно же «ИжИЦА», которое разработало первоначальный проект. Контракт с ним был рассчитан до 15 августа. Однако из-за согласования со всеми профильными ведомствами утверждение скорректированного проекта затянулось. В итоге приказ о том, чтобы изменить границы приаэродромной территории иркутского аэропорта, руководитель Росавиации Александр Нерадько подписал 30 декабря. Обнародовали его уже после Нового года, 12 января.

На две неравные части

По большей части корректировки коснулись границ седьмой зоны. Чтобы их пересмотреть, шумовое воздействие от самолётов рассчитали методом моделирования взлётно-посадочных операций, основываясь на статистике полётов и перечне типов воздушных судов, которые их совершают. При этом учли эквивалентный, то есть постоянный, уровень шума, а не звук от конкретного самолёта. С 7 до 23 часов он составляет 55 акустических децибел, в остальное время – 45. «Однако в связи с тем, что контур 45 дБА (для ночи) полностью поглощает контур 55 дБА (для дня), результирующим контуром по шуму является контур 45 дБА», – сказано в проектной документации.

Всю седьмую подзону при этом разделили на два сектора. В одном из них – под номером 7.2 – запрещено строительство жилых домов и объектов социального назначения, предполагающих круглосуточное пребывание людей, – детских садов, школ, больниц, санаториев, домов отдыха и домов престарелых. Границы этого сектора распространяются на уже застроенный треугольник, вершины которого упираются в дом № 115б на улице Советской и перекрёстки Ширямова с Дорожной и Можайского, а также кварталы вдоль Дорожной, Жигулёвской и Портовой. С другого торца взлётно-посадочной полосы в зону полного запрета на строительство попали поле и лес.

Военный городок бывшего Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища, на территории которого планируют возвести 350 тыс. квадратных метров жилья, школу на 1500 мест, четыре детских сада, поликлинику и несколько деловых зданий, оказался за её пределами. Он включён в сектор 7.1, где жилые дома и социальные объекты можно строить и реконструировать при условии, что приняты меры по защите внутренних помещений от проникающего шума летящих самолётов и прилегающей территории от наземных источников шума. Одним из вариантов может быть «рациональное объёмно-планировочное решение жилого или общественного здания». Среди мер защиты, упомянутых в проекте границ приаэродромной территории, также остекление балконов и лоджий, устройство перекрытий между чердаками и жилыми помещениями, использование звукопоглощающей облицовки, установка глушителей шума в системах принудительной вентиляции и виброизоляция инженерного и санитарно-технического оборудования зданий. Территории, прилегающие к жилой и общественной застройке, также можно рационально спланировать, при необходимости обустроить на них полосы зелёных насаждений и смонтировать придорожные экраны для защиты от шума.

Сектор 7.1 в целом – это полоса шириной примерно два километра от Нижней Набережной до посёлка Еловый. Она захватывает кварталы между Советской, Пискунова, Красноказачьей и Ядринцева в Октябрьском округе Иркутска и территорию между улицами Декабрьских Событий, Советской и Дорожной и левым берегом Ушаковки. Ограничения на строительство распространяются и на часть предместий Рабочее, Радищева и Копай, посёлков Дзержинск и Еловый, а также садоводческих товариществ «Мечта» и «Лесное», расположенных, соответственно, у Байкальского и Голоустненского трактов.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры