издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пересчитали курс

Минтранс Иркутской области поделился новыми планами по развитию аэропортов

Нового подрядчика, который возьмётся за реконструкцию международного аэропорта Братска, могут выбрать до конца 2022 года. Об этом на пресс-конференции сообщила заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Ольга Золоторёва. В министерстве также надеются приступить к подготовительным работам по реконструкции аэропорта Бодайбо уже в нынешнем году. Однако модернизация аэровокзала международных линий в Иркутске, равно как и строительство нового аэропорта за пределами областного центра, пока остаётся открытым вопросом.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области намерено к лету 2022 года добиться перевода посадочной площадки в Усть-Илимске в статус аэродрома класса Г. Это позволит принимать в северном городе не только рассчитанные на 19 пассажиров самолёты L-410, рейсы на которых из Иркутска и Красноярска выполняют, соответственно, авиакомпании «Сибирская лёгкая авиация» «СиЛА» и «Красавиа», но и более вместительные машины. Например, Ан-26, два полёта на которых АО «ИрАэро» совершило в ноябре 2021 года.

До того возможность принимать воздушные суда третьего класса, то есть со взлётной массой 10–30 тонн, подтвердили специалисты Федерального агентства воздушного транспорта. С их участием был осуществлён технический рейс в Усть-Илимск. Однако регулярные полёты были приостановлены после замечаний со стороны Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о том, что посадочную площадку всё же необходимо перевести в статус аэродрома класса Г. Ключевое условие для этого – наличие взлётно-посадочной полосы длиной как минимум 1300 м – соблюдено. Кроме того, за счёт Группы «Илим», которой принадлежит Усть-Илимский лесопромышленный комплекс, построены аэровокзал и топливозаправочный комплекс. Последнее обстоятельство позволяет обходиться без дозаправки в международном аэропорту Братска. «У нас есть аудит Федерального агентства воздушного транспорта – по нему осталось сделать совсем немного, – сообщила заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Ольга Золоторёва – И я надеюсь, что к лету 2022 года мы получим необходимые документы и переведём посадочную площадку в Усть-Илимске в статус аэродрома».

«Всё, что положено  по контракту»

Тем временем готовится новый конкурс на реконструкцию аэропорта Братска. Предыдущий состоялся с третьей попытки летом 2019 года, однако заключённый по его итогам контракт с ООО «Строительно-производственная база «Союзстрой» из-под Иркутска был расторгнут два года спустя. Причина – неисполнение подрядчиком большей части контрактных обязательств. Среди прочего были и объективные причины: проектно-сметную документацию подготовили в 2015 году, поэтому она не учитывала произошедший скачок цен, её разработчики также не предусмотрели значительные затраты на доставку инертных материалов, которые невозможно достать поблизости от строительной площадки. В результате 1,2 млрд рублей, заложенных в контракте, оказалось недостаточно для расширения ВПП, реконструкции рулёжных дорожек с перроном, выноса сетей электроснабжения и связи и прочих работ. Решение о том, чтобы в одностороннем порядке расторгнуть договор, во ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» приняли 17 мая 2021 года. Контракт с «Союзстроем» разорвали несколько позже.

«Мы не принимаем непосредственное участие в торгах и не работаем напрямую с подрядчиком – этим занимается «Администрация гражданских аэропортов», – подчеркнула Золоторёва. – Они готовят техническое задание и разыгрывают контракты. Поэтому, я думаю, после того как будут внесены изменения в проектно-сметную документацию, торги состоятся не ранее чем через полгода». По оптимистичному сценарию подрядчика, который завершит реконструкцию аэропорта Братска, выберут до конца 2022 года. Стоимость работ – вопрос открытый. То же касается сроков их выполнения: контракт, подписанный в 2019 году, был рассчитан до начала 2022-го. «Естественно, этот проект будет закончен, – добавила Золоторёва. – Потому что работы уже начаты предыдущим подрядчиком, который не исполнил свои обязательства. Думаю, зайдёт новый подрядчик, который приведёт в соответствие плоскостные сооружения и рулёжные дорожки, выполнит всё, что положено по контракту».

Вместе с удорожанием работ по Братску увеличится и стоимость реконструкции аэропорта Бодайбо. Учитывая, что существующую грунтовую взлётно-посадочную полосу планируют заменить асфальтобетонной, одновременно удлинив её до 2200 м, и модернизировать инфраструктуру, расходы федерального бюджета, заложенные в государственную программу «Развитие транспортной системы», уже увеличили с 1,4 млрд рублей до 4,35 млрд рублей. Окончательная сумма будет определена после того, как утвердят проектную документацию. АО «Аэропорт Бодайбо» – структура, учреждённая в 2020 году для того, чтобы вывести объект из ЗАО «Ленсиб», которое принадлежит ПАО «Полюс», – уже её подготовило и в марте-апреле направит на экспертизу. «Думаю, что к маю проектно-сметная документация уже будет, – заключила замминистра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области. – Сегодня также проведена работа с Минтрансом России и Федеральным агентством воздушного транспорта, чтобы перенести начало работ с 2023–2025 годов на 2022-2023 годы». Официального документа, который бы подтвердил перенос, пока нет. Тем не менее в региональном министерстве прилагают все усилия к тому, чтобы начать хотя бы подготовительные работы в нынешнем году.

На площадку, подобранную с воздуха

Между тем не определён инвестор, готовый вложить средства в реконструкцию международного аэропорта Иркутска, которая была заложена в задании на разработку стратегии развития авиационного узла. Стратегию, в свою очередь, поручено подготовить инвестиционному консультанту аэропорта, которым в мае 2021 года стало АО «КПМГ» – российская структура одной из крупнейших международных аудиторских компаний KPMG. Консультант также должен рассмотреть возможность строительства нового авиаузла за пределами города. «Инвестор на строительство нового аэропорта и реконструкцию старого пока не выбран, – констатировала Золоторёва. – Поэтому говорить о том, в каком объёме будет проведён ремонт зданий и плоскостных сооружений, мы не можем. Но аэропорт своими силами поддерживает состояние зданий и сооружений, приобретает технику. Также следует отметить, что в существующем международном аэровокзале имеется дефицит площадей, что не позволяет достичь требуемого уровня обслуживания пассажиров. И плоскостные сооружения не позволяют принимать то количество воздушных судов, которое хотелось бы, хотя есть очень много авиакомпаний, которые хотели бы летать в Иркутск. Международный терминал, конечно, требует реконструкции, и мы глубоко прорабатываем этот вопрос в правительстве Иркутской области».

Параллельно идёт согласование потенциальной площадки для строительства нового аэропорта, который располагался бы за пределами областного центра. Наиболее проработанный вариант – деревня Поздняково в Иркутском районе. Её уже выбрали более десяти лет назад, но дальнейший процесс застопорился из-за близости ракетной части. Сегодня в руководстве ракетных войск стратегического назначения не видят препятствий к возведению аэропорта. «Но есть другие департаменты Министерства обороны РФ, которые высказали опасения, что при наличии поблизости аэропорта такого уровня возможны препятствия для осуществления их деятельности, – рассказала Золоторёва. – На сегодняшний день направлено очередное обращение в Минобороны. Все подробности согласования озвучивать не могу, потому что они содержат информацию, которая не подлежит разглашению в публичном поле. Но у правительства Иркутской области есть определённые доводы, которые мы планируем довести до Минобороны». В частности, площадь участка увеличили с 900 га до 3000 га, чтобы при проектировании и строительстве можно было оптимальным образом разместить взлётно-посадочную полосу.

Определение и согласование площадки для строительства – обязательное условие для выбора инвестора, который возьмётся за проект нового аэропорта. Определить его планируют по итогам конкурса, в условиях которого будут прописаны инвестиционные обязательства. «Про игроков не буду говорить – это три-четыре компании, которые заинтересованы в развитии отрасли, – добавила замминистра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области. – Они всем известны». Прежде всего это ООО «Новапорт», которое входит в группу компаний AEON Corporation Романа Троценко, ООО «Аэродинамика» (бывшее «Базэл Аэро», входит в структуру группы компаний «Базовый элемент» Олега Дерипаски) и АО УК «Аэропорты регионов» – «дочка» бизнес-группы «Ренова» Виктора Вексельберга.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры