издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Распутин – это русская совесть»

  • Записала: Наталья Сокольникова, Фото: Алексей Сулимов

Сегодня, 15 марта, поклонники творчества писателя Валентина Распутина празднуют юбилей – 85 лет со дня его рождения. Он писал о милосердии и сострадании, о родной земле, о людях, которые здесь живут, об экологии Байкала и ценности русской культуры. По его произведениям ставят спектакли в театрах не только Иркутской области, но и всей страны. Артисты Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова, которые были лично знакомы с писателем, играли и играют роли его героев в театре, поделились с нашей газетой воспоминаниями о нём.

Заслуженная артистка России Тамара Ивановна Панасюк

Дружила с Валентином Распутиным, играла роли Катерины в «Прощании с Матёрой» 1989 года, Тунгуски в спектакле по этой же повести 2017 года, Надьки Берёзкиной в постановке «Живи и помни» Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова.

– Когда Распутин был жив, у нас, его современников, его друзей, была огромная защита. Мы могли пойти к нему, как к родному отцу, и пожаловаться, что где-то есть несправедливость по отношению к нам. Он никогда не оставлял это без внимания. Он не выступал с кулаками, но всегда находил слова, чтобы защитить человека невинного или просто обиженного. Не зря говорят, что гений и подлость несовместимы. В том, что Распутин – честнейший человек, нет никаких сомнений.

В молодости он был большим тихоней, громко не выражался. Мы собирались в общежитии, Саша Вампилов читал свои пьесы, мы играли на гитаре и пели. Каждый, как мог, выражал свои эмоции. Все разговаривали, спорили, иногда доходило до крайностей. А Валя тихонечко улыбался, топтался на месте. На общих собраниях услышать его монологи – речи в защиту Байкала, Ангары и людей, которые тут живут, – было большой редкостью. Читал он их складно, громко, объёмно, безо всякой трусости.

Мы все, друзья Распутина, счастливы, что были с ним знакомы. Он мог прийти в гости к кому-то, спросить, что происходит, и, уходя, оставить какую-то сумму денег, если понимал, что человеку сейчас это нужно. Не для того, чтобы кто-то знал об этом, он никому об этом не говорил. Если я по-русски могу сказать, то Распутин – это надёга, русская совесть, человек, надёжный вечно.

У меня есть книга, которую он подарил, с его дарственной подписью. Меня много раз просили передать её в музей. Но я очень дорожу этой книгой, я её не отдам.

В 1989-м в «Прощании с Матёрой» я играла Катерину. Зрители любили и эту постановку, и любят современную. Потому что тема и тогда была актуальна, и сейчас. На Ангаре – четыре ГЭС. На тех местах, где раньше жили люди, образовались моря, заливы, затоны. Люди были вынуждены покинуть эти края, где были богатые луга, великолепная богатая земля. Пшеница из этих мест ездила во Францию на конкурсы и занимала первые места, потому что зерно, которое родилось в Сибири, выдерживало международную конкуренцию. А сейчас ничего этого нет. Народ стал городским, перестал быть семейственным и передавать землю из поколения в поколение. Когда вышла постановка, люди спрашивали: «Что будет дальше? Что мы будем делать? Нам хлебушек нужен. Родит та земля хлебушек или нет?» И сейчас люди себя о том же спрашивают.

В нынешней постановке я играю Тунгуску. У этой героини своя Матёра. Она сидит на берегу Ангары и всё время смотрит на север. Вспоминает оленей, родню, традиции, которые были в её семье. Мы людей переносим из одного конца земли в другой, а о том, что с ними будет, не волнуемся. Так происходит и сейчас. Распутин – это русский пророк. Счастье, что он Иркутску достался.

Ещё у нас был спектакль «Живи и помни». Это произведение, которое прошло тяжёлый путь. Чтобы в то время писать о том, как человек сбежал от войны, чтобы на воле увидеть своих родных, нужно было быть очень смелым писателем. Распутин был таковым. «Живи и помни» – это глубокая, страшная трагедия. Спектакль проходил очень трудно, потому что тогда ещё была актуальной тема войны и люди думали: «Ну что это за герой, который сбежал с фронта?» Повесть долго не печатали, и постановку приняли не сразу. Раньше спектакли принимала комиссия: приходили люди из обкома и специалисты из театральной сферы. Говорили о том, что можно пропустить, а что нельзя. Начинался спектакль песней Высоцкого «Я немного ещё постою на краю». Самого Высоцкого тогда тоже не очень принимали. Первый раз сдаём – комиссия закрывает доработать, второй раз – закрывают, третий – тоже. Говорят: «Уберите хотя бы песню, это аполитично». Переделывали какие-то сцены. Но в основном спектакль остался в том виде, в каком был задуман. В конце концов и комиссия, и зрители его полюбили. Возили этот спектакль на гастроли, играли его в Воронеже. Там была блистательная рецензия, тема очень волновала всех. Кто-то, может, и осуждал героя, но никто не оставался равнодушным к спектаклю. В этом – гений Распутина. Он всегда будет для народа звучать этой нервозной темой.

Артист Валерий Михайлович Жуков

Играл в старых спектаклях по произведениям Валентина Распутина «Живи и помни», «Деньги для Марии», «Прощание с Матёрой», занят в современных постановках.

– Нам с женой повезло быть лично знакомыми с Валентином Распутиным. Мы были очень близки. Когда он появился в театре, я был занят во многих спектаклях по его произведениям. По жизни Валентин Григорьевич был замечательным человеком, очень близким к театру, любил артистов. Он был выдающимся писателем, прекрасным человеком, часто помогал артистам. Мы были на гастролях в Москве со спектаклями по его повестям. Москвичи остались в полном восторге».

Артистка Эмма Николаевна Алексеева

Играла Клавку Стригунову в спектакле «Прощание с Матёрой» 1989 года, играет Симу в спектакле по этой же повести 2017 года.

– Мы познакомились с Валентином Григорьевичем давно, общались с ним и в обычной жизни, и в театре. Он для нас – по-настоящему родной человек. С ним всегда было очень легко и интересно.

Валентин Григорьевич был очень скромным человеком – он никогда не пользовался машинами, вместе со всеми ездил на автобусе. Помню, одна женщина ко мне однажды обратилась: «Ой, а почему так? Ведь это такой человек!» Она под этим имела в виду, конечно, что он знаменитый, талантливый, а ездит на автобусе. Я ей говорю: «Он не только на автобусе вместе с нами ездит. Мы сейчас приедем в Иркутск, пересядем на трамвай и в трамвае вместе поедем». Я думаю, это много говорит о человеке: он был богат своей душой и сердцем, многим помогал.

Спектакль «Прощание с Матёрой» поставили в 1989 году. Есть даже программка, на которой Распутин написал свои соображения и пожелания. Мы и сейчас играем «Прощание с Матёрой» в постановке 2017 года – уже другого режиссёра. Спектакль этот у нас очень хороший, зрители его любят. Для людей это и есть жизнь, особенно для нас, сибиряков. В постановке 1989 года я играла Клавку, которая рвётся в цивилизацию, а сейчас исполняю роль одной из четырёх бабушек, их там старухами называют, но я бы назвала бабушками, потому что сам Распутин посвятил это произведение своей бабушке. Это Сима – та самая бабушка, которая приехала сюда, в Сибирь.

Мне кажется, что сейчас люди воспринимают постановки по Распутину даже немного глубже, чем раньше, потому что тема, которую взял Валентин Григорьевич, написав «Прощание с Матёрой», очень человечная. Он написал повесть, когда Братская ГЭС уже была построена. И, наверное, в нём это произведение долго рождалось. В итоге получилось написать именно про то, что переживали люди. Да, цивилизация, электричество – всё нужное, для людей же и нужное. И государство в то время, как мне рассказывали, очень помогало, давало деньги на постройку дома в другом месте. Но что переживали люди, когда оставляли могилы своих родителей? Переселение очень больно отозвалось в людях. Сейчас, мне кажется, мы воспринимаем это ближе к сердцу.

А ещё у нас есть замечательный спектакль «Уроки французского», свежая премьера 2022 года. Те нежность и переживания, которые Валентин Григорьевич вложил в эту историю, ребятишки очень поняли и приняли на себя, поэтому у них хорошо получается.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры