издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под угрозой быть избитым

Он грабил сверстников легко, даже весело, презирая их за трусость. А ещё верил в свою безнаказанность. Ведь до поры до времени ему, несовершеннолетнему, всё сходило с рук.

Те, кто в Ангарске знал Марка Дымикова (фамилия изменена), называли его «отвязным типом». Но напрямую сказать такое никто бы не осмелился. Семнадцатилетний Дымиков был крепко скроен и привык на любой выпад отвечать агрессией. Его отец и мать были лишены родительских прав, а сам паренёк оказался на полном государственном обеспечении в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Здесь третировал более слабых ребят, убегал от воспитателей и успел совершить несколько противоправных поступков. На него совершенно не действовали профилактические беседы в отделе по делам несовершеннолетних, где он состоял на учёте. В 2020 году парень был осуждён за грабёж, получил сначала условное наказание, а потом попал в воспитательную колонию.

По-видимому, Дымиков не считал открытое хищение чужого имущества чем-то зазорным. Под угрозой быть избитым человек сам отдавал ему свои вещи. А угрожать с нецензурной бранью он умел. И вот новое уголовное дело по всё той же статье 161 УК РФ, которое недавно рассмотрел Ангарский городской суд. Дымиков засветился сразу в двух грабежах своих сверстников. Метод присвоения чужой собственности был такой: сначала подсудимый придирался к своей жертве по разным пустякам. Потом заявлял: «Ты совершил «косяк» и должен мне за это 10 тысяч рублей». Эти цифры брал просто с потолка. Естественно, мальчишка говорил, что у него таких денег нет. «Ах, нет? Тогда умоешься кровью или отдавай сотовый телефон!» – был ответ. В первом криминальном эпизоде всё именно так и происходило. Хозяин телефона воспринял угрозу серьёзно: грабитель был старше и сильнее. То, что он может пустить в ход кулаки, не вызывало никаких сомнений. В результате телефон стоимостью 8 тысяч рублей перекочевал в карман Дымикову. А чуть позже был сдан в скупку за 4500 рублей.

Второй случай грабежа тоже был с элементами шантажа. Накануне подсудимый предложил воспитаннику центра обворовать магазин. Тот на преступление не пошёл, что Дымикова очень разозлило. Поэтому он объявил мальчишке, что тот должен ему 10 тысяч рублей, иначе получит по физиономии. Но это культурный перевод с его языка. На самом деле лексикон был другой. Как и в первом случае, парень испугался угроз и отдал грабителю, который к тому же находился в нетрезвом состоянии, все деньги, которые имел, – две тысячи рублей. Ему было тяжело это делать, потому что он сам их заработал на раздаче рекламных листовок.

Суд изучил психическое состояние подсудимого и причины столь высокой степени криминализации личности. Фактор сиротства при живых неблагополучных родителях, конечно, сыграл свою роль, но не до такой же степени, чтобы вообще не понимать, где добро, а где зло. Выявленное эмоционально-неустойчивое расстройство личности ещё не говорило о том, что человек не осознаёт, что делает. В этой связи последовал вывод, с которым можно полностью согласиться: «Причина совершённых преступлений – в чувстве безнаказанности за содеянное». Подсудимый был уверен, что ему снова сделают скидку на возраст, дадут «несмышлёнышу» условный срок. И можно дальше отнимать чужое имущество с угрозами.

Но в этот раз суд решил иначе. По приговору Дымиков лишился реальной свободы, ощутив холод наручников в зале суда. В колонию общего режима он отправился на 2 года 6 месяцев.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры