издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Миг и вечность Алексея Лукьянчикова

  • Автор: Любовь Дорохина, Фото: Ольга Дорохина

В посёлке Старая Ангасолка в культурно-выставочном центре имени Рериха, что расположился в живописном месте на 149-м километре Кругобайкальской железной дороги, открылась персональная выставка самобытного иркутского художника Алексея Лукьянчикова. Она приурочена к 90-летию со дня рождения мастера.

Алексей Лукьянчиков родился в 1933 году в алтайской деревне в семье колхозника. Несмотря на тяжёлое военное детство, потерю родителей в десятилетнем возрасте, жизнь в детском доме, ему удалось осуществить свою мечту – стать художником. Поработав несколько лет на мебельной фабрике, он три года служил в армии и довольно поздно, в возрасте 25 лет, поступил в Иркутское художественное училище, которое окончил в 1963 году.

Трудолюбие и несомненный талант помогли ему стать неординарным художником. Его картины никого не оставляют равнодушными, вызывают разнообразные эмоции, заставляют задуматься, по-иному взглянуть на окружающий мир. ​

Вот и в этот раз на открытии выставки люди высказывали свои предположения о том, что хотел сказать художник той или иной картиной. Особенно много размышлений было вокруг картин «Миг и вечность» и «Зло придёт в моих одеждах».

Немало вопросов было по поводу картин с изображением старинного Иркутска. «Что за великолепный собор изображён на​ полотне? Где он находится? Какова история его строительства? Каковы причины его уничтожения?» Речь шла о Казанском кафедральном соборе, который находился на Тихвинской площади (сквер имени Кирова) и был взорван в 1932 году. Сейчас на его месте здание правительства Иркутской области.

Рассматривая картины дореволюционного Иркутска, посетители удивлялись тому, сколько храмов различных конфессий было в нём, какой он был красивый и благостный. Гости выставки отмечали, что любовь к природе и людям чувствуется в картинах «Медовый месяц», «Красна девица», «Купание солнца», «Первые цветы», «Утро», «Лето». А картина, на которой изображена сцена отдыха жителей Иркутска на берегу Ушаковки, вызвала у пожилых посетителей ностальгическое чувство. ​

Алексей Лукьянчиков писал в реалистической манере, хотя ему был не чужд некий романтизм, особенно в акварельной живописи, где чувствуются лиризм, нежность, лёгкая грусть. К сожалению, эти картины редко выставляются.

Темы, которые также затрагивал художник в своём творчестве, – это Великая Отечественная война, нелёгкая судьба победителей, призыв к бережному отношению к природе, дореволюционный Иркутск, жанровые темы, его современники и противоречивое, неоднозначное время перестройки. Во всех его картинах чувствуются огромная любовь к Родине и не напускное чувство патриотизма.

Хочется отметить ещё одну грань таланта Алексея Васильевича – он был незаурядным журналистом. Много лет он сотрудничал с газетой «Восточно-Сибирская правда», где печатал свои статьи об искусстве и людях искусства. Друзья по перу отмечали эрудицию, смелость, глубину мысли в его очерках и философских эссе.

Алексей Лукьянчиков 20 лет работал художником-дизайнером в проектно-изыскательском институте «Иркутскгипродорнии». Многие картины он посвятил своим сослуживцам, которые и по сей день сохраняют память о нём в своих сердцах.

Художника нет с нами уже 21 год. Он ушёл 26 июня 2002 года после тяжёлой болезни, но его картины, его нетривиальное творчество по-прежнему заставляют задуматься о смысле жизни, о добре и зле, о любви и ненависти.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры