издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Братская ГЭС под грифом «Секретно»

  • Автор: Владимир Ходий

Окончание. Начало в № 45 «ВСП»

В конце лета установили 11 насосов, которыми откачали около 800 тысяч кубометров воды, после чего в котловане развернулись строительные работы, в первую очередь скальные. Ведь, прежде чем приступить к укладке бетона, в нём предстояло выбрать с бывшего дна реки слой диабаза толщиной два-три метра и ещё сделать врезку в скалу Журавлиная Грудь для правобережного «зуба» плотины. Поэтому здесь сразу задействовали несколько десятков бурильных машин.

«Даёшь большой бетон!»

Также из-за предстоящей огромной потребности в бетоне были ускорены работы по вводу в строй бетонного завода мощностью 1,5 миллиона кубометров в год. Над стройплощадкой поднялись металлоконструкции, монтажники приступили к установке первых четырёх бетономешалок.

Одновременно обозначились контуры другого завода – арматурного, продукция которого предназначалась для возведения плотины и других важных объектов. Имея мощность 100 тонн арматуры в сутки, он должен был состоять из нескольких цехов, и уже закладывался цех её сборки.

И снова газетная хроника.

1958 год​ ​

26 февраля. Готовятся к приёму большого бетона строители Братской гидроэлектростанции. Предстоит возвести бетоновозную эстакаду, которая огромным мостом нависнет над Ангарой. Подъездным путём к ней будет правобережный бечевник. По нему, расширив до 30 метров и одновременно подняв в высоту, проложат двухколейную железнодорожную ветку и автодорогу в три ряда.​ ​

14 марта. Уложен первый бетон в котлован будущей плотины Братской ГЭС: началось устройство фундаментов под опоры гигантской бетоновозной эстакады, которая будет также выполнять функции временного железнодорожного моста на линии Тайшет – Лена и автодорожного. Гидростроители опробуют новый метод укладки бетона: прямо на скальное основание, причём на скалу предварительно устанавливают электроды.​ ​ ​ ​

14 октября. Сооружение большой бетоновозной эстакады развернулось на строительстве Братской ГЭС. Она перекинется с одного берега на другой на высоте 100 с лишним метров. Общий вес её металлоконструкций составит 27 тысяч тонн. На эстакаде будут установлены новейшие мощные портальные краны, оборудованные телевизионной связью. В первый же день гидромонтажники собрали 35 тонн металлоконструкций.

3 декабря. Тянется через весь котлован строящейся Братской гидроэлектростанции огромная выемка. Она напоминает большую канаву, вырытую в его скальном основании. Глубина этой выемки почти 10 метров. В неё уже уложены первые десятки кубометров бетона. Этим гидростроители начали сооружение так называемого зуба плотины. Он будет представлять собой бетонный массив объёмом свыше шести тысяч кубометров, который послужит в будущем упором плотины в скалистое дно Ангары.​ ​

Укладка бетона на открытом воздухе в декабре – это не оговорка. Подсчитано, что всего на строительстве Братской ГЭС в зимнее время было уложено 52 процента бетона, а в рекордном 1962 году – 1,3 миллиона кубометров. Добиться такого результата помимо сооружения всеохватной эстакады помогли применение утеплённой опалубки и электрообогрев.​ ​

Вот оно – «Время, вперёд!»

Кто не видел в кино или по телевизору знаменитую картину, когда на мосту посреди могучей реки под энергичную мелодию сюиты «Время, вперёд!» композитора Георгия Свиридова буквально на дыбы, под прямым углом встают мощные самосвалы, ловко из кабин выпрыгивают водители, столбом взлетают водомёты взрывов? Эти кадры перекрытия Ангары, снятые, кстати, оператором Восточно-Сибирской студии кинохроники Петром Петровым, вошли в золотой фонд кинолетописи страны наряду с хроникой Великой Отечественной войны и космической эпопеи.

Между тем вызывающая и поныне восхищение операция по окончательному укрощению летом 1959 года одной из самых быстрых рек в мире потребовала от самих строителей ГЭС больших усилий в организационном и техническом плане. Тем более что без её успешного проведения не могло быть и речи о том, чтобы уже в 1961 году ввести в эксплуатацию первые агрегаты станции. А именно такую задачу поставил перед руководством «Братскгэсстроя» состоявшийся в декабре 1958 года пленум Иркутского обкома партии.

Первым пунктом подготовки к штурму Ангары стало создание достаточного запаса скального грунта, в том числе больших диабазовых глыб, которые необходимо будет использовать в самом начале. Поэтому весной неподалёку от стройки – у пади Турока на берегу реки – был проведён массовый взрыв выходящих на поверхность магматических горных пород с применением свыше 26 тонн взрывчатки, в результате чего обрушено около 60 тысяч кубометров каменных глыб.​ ​ ​ ​ ​

Одновременно механизаторы и автомобилисты, убрав из правобережного котлована лёд, приступили к очистке его дна от валунов и песчаных наносов, бурильщики и взрывники окончательно «вгрызлись» в донную скалу, развернулась укладка бетона в блоки водосливной части плотины, которая впоследствии поднимется до высоты 126 метров.

В начале июня завершилась отсыпка каменной насыпи длиной 160 метров от левого берега до металлического пятипролётного моста, который нависает над сузившимся руслом Ангары. Теперь ширина последнего всего 108 метров, и именно это пространство реки, где скорость воды достигает шести метров в секунду, готовится к перекрытию.

За три дня до решающего события закончилась кладка бетона в секции водосливной части будущей плотины, за два дня весь котлован был подготовлен к затоплению – убраны последние сотни кубометров грунта, демонтированы и перевезены оставшиеся два портально-стреловых крана.​

18 июня в 15 часов 30 минут прогремел первый взрыв на верховой перемычке, чтобы Ангаре, стиснутой в левобережном русле, открыть новый путь в правобережный котлован.

Подписанная в печать вечером и пришедшая к читателям утром следующего дня «Восточно-Сибирская правда» успела лишь сообщить: «Затоплен котлован на правом берегу строительства Братской ГЭС, и все ждут команды к перекрытию Ангары. Всюду на площадках вблизи моста, с которого оно будет вестись, высятся многотонные глыбы диабаза. Свыше 150 автомашин готовы участвовать в штурме реки. Из них шесть 25-тонных и пятьдесят 10-тонных».​

Непосредственно атака на исполинской силы реку началась через два с половиной часа после первого взрыва и открытия её стока через шесть временно устроенных донных отверстий в плотине сечением 10 на 12 метров каждое и пять водосливных пролётов шириной 12 метров каждый. Штурм длился без малого сутки, и 20 июня «Восточка» вышла с «шапкой» на первой странице: «Героический подвиг братских гидростроителей. АНГАРА ПЕРЕКРЫТА!»

А в Братске сразу после этого состоялся митинг, на котором с большой победой строителей ГЭС поздравили первый секретарь обкома КПСС С. Щетинин и заместитель министра строительства электростанций СССР П. Непорожний. Слово на митинге дали и самим виновникам торжества, в том числе машинисту экскаватора Ф. Саппе, вынувшему первый ковш грунта у Падунских порогов.​ ​

Плотину не охватишь взглядом

Полное перекрытие Ангары позволило коллективу стройки взять обязательство в 1960 году приступить к сооружению здания гидроэлектростанции и в целом уложить в плотину не менее 1,3 миллиона кубометров бетона, или в два с половиной раза больше, чем в предыдущем году. Причём большую его часть уложить с помощью специальных кранов высотой 57 метров, размахом стрел 118 метров и грузоподъёмностью 22 тонны.​ ​ Предстояло также закончить монтаж большой бетоновозной эстакады, произвести 1 миллион 700 тысяч кубометров земельно-скальных выемок и насыпей.

Летом началось возведение правобережной земляной плотины, высота которой составит 100 метров. Намыв смеси песка с водой вёлся по трубам с острова Зуй, расположенного в семи километрах ниже по течению Ангары, на мыс Журавлиная Грудь. Всего в тело правобережной и левобережной земляной плотин планировалось намыть свыше четырёх миллионов кубометров грунта, и обе они должны сомкнуться с бетонной, составив общую плотину ГЭС длиной пять километров.​

До этого времени на строительстве станции среди рабочих профессий не было шахтёров, но в управлении сооружения береговых плотин они появились. Горнякам предстояло в скальных породах пробить 1200 метров всевозможных дренажных тоннелей, по которым подпочвенные воды будут отводиться в Ангару.

В сентябре завершились скальные работы на всём протяжении русловой плотины, и в её основание были уложены последние кубометры бетона. Таким образом, рукотворная километровая стена пересекла могучую реку, её правый берег навечно соединён с левым.

И вот долгожданная новость: монтажники приступили к установке статора первой турбины. Таких агрегатов, изготовленных машиностроителями Ленинградского металлического завода, ещё не знала мировая практика гидростроения: вес только основания для турбины и генератора мощностью 225 тысяч киловатт, напоминающего гигантское колесо, составил около 70 тонн.​

Это подвигло коллектив «Братскгэсстроя» конкретизировать обязательство на 1961 год: пустить первый агрегат к 7 ноября. А «Восточно-Сибирская правда» сообщила читателям:​ «Уложив в плотину 1 миллион 530 тысяч кубометров бетона, успешно возводя здание станции, прокладывая большую бетоновозную эстакаду, которая уже почти примкнула к левому берегу, осуществляя сборку и сварку спиральных камер шести агрегатов первой очереди и так далее, коллектив строителей Братской ГЭС досрочно завершил годовой план».

«Мы покорили тебя, Ангара!»

Начало весны наступившего года, решающего судьбу стройки, ознаменовалось тем, что завершился монтаж большой бетоновозной эстакады – огромный металлический мост перешагнул через Ангару, соединив оба её берега. Теперь на верхнем ярусе будут работать двухконсольные краны, помогая укладывать бетон в плотину станции, а по нижнему пролягут железнодорожный и автомобильный переходы, и по нему скоро пойдут пассажирские и грузовые поезда из Тайшета на Лену и обратно. Во всяком случае, на левобережном примыкании уже ведутся работы по подготовке выемки и насыпи полотна стальной магистрали.​ ​ ​

Но спустимся ещё ниже, в том числе в будущий машинный зал станции, где началась сборка первых агрегатов, и вновь обратимся к строгой газетной хронике.

16 мая. Второй миллион кубометров бетона уложен в тело плотины Братской гидроэлектростанции. Теперь до пуска первых агрегатов осталось уложить ещё 700 тысяч кубометров бетона, а всего по проекту в гидроузле его должно быть 4 миллиона 750 тысяч кубометров.

7 июня. Начата сборка рабочего колеса первого агрегата. Его – весом 104 тонны и диаметром 5,7 метра – собирают на специальной монтажной плите и затем с помощью 350-тонного мостового крана установят на первом пусковом гидроагрегате.​ ​

30 августа. Своё рабочее место обрёл вчера статор генератора первого пускового агрегата: 400-тонное кольцо было поднято двумя кранами и опущено в кратер турбины. Через три-четыре дня 600-тонный ротор также займёт своё место.

2 сентября. По команде главного инженера «Братскгэсстроя» А. Гиндина вчера на строительстве ГЭС после соответствующей подготовки было перекрыто первое из шести донных отверстий в плотине и началось заполнение водохранилища. Через несколько дней продолжится перекрытие следующих отверстий, и Ангара, поднявшись на 25 метров, устремится в глубинные отверстия.

10 сентября. «Мы покорим тебя, Ангара!» Тот, кто бывал на Падуне, помнит этот лозунг, написанный на оголовке ряжевой перемычки в створе плотины Братской гидроэлектростанции. Отныне, можно сказать, Ангара покорена: монтажники закрыли в ней третье донное отверстие, и воды захлестнули скалу. Исчезли с глаз и многочисленные надписи, сделанные людьми, когда-либо побывавшими на ней. Скоро и знаменитую «Здесь будет построена Братская ГЭС. Работы начаты 21 XII 1954 года» тоже скроет Братское море.​ ​ ​

16 сентября. Кто из приезжавших в Братск не помнит Зелёный Городок – этот первый населённый пункт строителей гидроузла? Когда-то здесь стояли палатки, потом их сменили щитовые дома, а в начале этого месяца он перестал существовать, стал на вечные времена дном Братского водохранилища. Но и после затопления Зелёный Городок не перестал служить гидростроителям. Водохранилищем на его месте образована удобная гавань, и вчера сюда подошла 150-тонная баржа с кирпичом для нового города энергетиков. А скоро в эту рукотворную гавань будут входить суда, следующие из Иркутска.

19 сентября. Предпоследнее – пятое – донное отверстие в плотине перекрыли монтажники Братской ГЭС. И это по времени совпало с прибытием к посёлку Постоянный пассажирского парохода из Иркутска «Фридрих Энгельс». Проплыв над ранее непроходимыми Пьяновским и Падунским порогами, он пристал в бывшем Зелёном Городке у дороги, которая круто поднимается вверх на скалу Пурсей. Этот рейс положил начало постоянной навигации по водным просторам Братского моря.​

Величайшая в мире – в строю

В конце сентября водохранилище приняло третий миллиард кубометров воды, и поступила команда закрыть последнее – шестое – донное отверстие и открыть отверстия, находящиеся на 20 метров выше донных, то есть на уровне машинного зала станции.

Теперь дело за монтажниками пусковых агрегатов, которые не заставили себя долго ждать и в начале второй декады октября, завершив сборку всех узлов первого пускового гидроагрегата, доложили руководству стройки, что он готов принять нагрузку. А 17 октября – в день открытия XXII съезда партии – в Москву ушла телеграмма о том, что закончен монтаж второго агрегата и от Братска в сторону Тулуна встали первые опоры невиданной доселе на востоке страны линии электропередачи напряжением 500 киловольт, конечная точка которой – Иркутск.​

И вот первополосная информация в «Восточке» от 28 октября: «Прошлой ночью точно по графику поставлен на обороты первый агрегат Братской гидроэлектростанции. Близко к 24 часам после окончательной проверки всех узлов по команде главного инженера стройки А. Гиндина открывается напорный водовод, и огромный вал вначале дрогнул, а затем начал набирать обороты. Вступил в строй самый мощный в мире гидроагрегат, который будет давать столько энергии, сколько её вырабатывали все электростанции России в 1913 году. И в целом вступает в строй самый мощный в мире гидроузел».​

2 ноября. Поставлен вчера на обороты второй агрегат Братской гидроэлектростанции. Одновременно в кратер турбины опущены рабочее колесо и статор генератора третьего агрегата. Задача монтажников и эксплуатационников – пустить до конца года четыре агрегата гидроузла.​ ​

29 ноября. Величайшая в мире Братская гидроэлектростанция вчера дала промышленный ток. На это событие в Братск специальным поездом из Новосибирска прибыл первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Н.С. Хрущёв. После того как ему доложили, что первый и самый крупный в мире гидроагрегат мощностью 225 тысяч киловольт подготовлен к выдаче электроэнергии, и попросили поставить его под нагрузку, Никита Сергеевич подошёл к пульту управления агрегатами и повернул регулятор. Братская ГЭС пущена в эксплуатацию.

Прошла всего неделя, и по высоковольтным сетям пошёл ток от второго агрегата станции. А под новый, 1962 год – сразу два следующих запущены в работу. И далее, как на конвейере, – к концу года ещё пять гидроблоков в строю. Таким образом, за 13 месяцев строители и монтажники ввели в эксплуатацию мощности в 2 миллиона 250 тысяч киловатт.

1 марта 1963 года проектной высоты достигла плотина станции, 8 декабря её последний – шестнадцатый – агрегат поставлен на обороты. С этой большой трудовой победой всех участников строительства, а также эксплуатационников поздравили Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР. «Построенная на реке Ангаре Братская ГЭС мощностью 3 миллиона 600 тысяч киловатт – крупнейшее гидротехническое сооружение, возведённое по последнему слову техники. Электростанция представляет собой выдающееся достижение советской науки и практики, не имеет себе равных в мире, является гордостью нашего народа», – говорилось в поздравлении.

Тогда же за успешное выполнение задания по сооружению станции и большие достижения в развитии отечественного гидростроительства Указом Президиума Верховного Совета СССР специальное Управление строительства «Братсгэсстрой» было награждено орденом Ленина. Другими указами звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» удостоились машинист экскаватора П. Бурмистров, шофёр А. Галин, главный инженер А. Гиндин, бригадир монтажников треста «Гидроэлектромонтаж» А. Горемыкин, бетонщица В. Дробышева, бригадир монтажников треста «Гидромонтаж» П. Корнев, начальник «Братскгэсстроя» И. Наймушин, бригадир комплексной бригады В. Ревтов, бригадир монтажников треста «Спецгидроэнергомонтаж» В. Сахатырь, заместитель начальника отдела Братской ГЭС института «Гидропроект» имени С.Я. Жука Г. Суханов, а 1646 человек – орденами и медалями.

Мировая пресса в январе 1965 года сообщила: «Вышла на первое место в мире не только по установленной мощности, но и по выработке электроэнергии Братская гидроэлектростанция. В прошедшем году она дала предприятиям, стройкам и населению Сибири 12 миллиардов 578 миллионов киловатт-часов, оставив позади ГЭС на Волге и крупнейшую в США Гранд-Кули».

8 сентября 1967 года Государственная комиссия с оценкой «отлично» приняла уникальный объект в постоянную эксплуатацию, а весной следующего года за его проектирование и строительство постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР начальнику «Братскгэсстроя» И. Наймушину, главному инженеру А. Гиндину, начальнику Управления строительства основных сооружений С. Владимирову, начальнику технического отдела И. Денисову, министру энергетики и электрификации СССР П. Непорожнему и заместителю главного инженера института «Гидропроект» Г. Суханову вручили Ленинскую премию.

​«И море Братское поёт»

То, как рождалась и набирала мощь Братская гидроэлектростанция, как росли и мужественно преодолевали трудности её строители, широко отражено в литературе и искусстве. Уже в 1958 году увидела свет повесть детского писателя, собственного корреспондента газеты «Правда» в Восточной Сибири Николая Печерского «Генка Пыжов – первый житель Братска», она вошла в популярную книжную серию «Библиотека пионера». В северной «столице» Прибайкалья набрало силу творчество прозаика Геннадия Михасенко, поэта Владимира Корнилова, ещё одного детского писателя Юрия Черных. Ну а вершиной литературной славы Братской ГЭС стала одноимённая поэма Евгения Евтушенко.

В музыкальном искусстве блистательное наследие оставляет композитор Александра Пахмутова в содружестве с поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым. Их песнями «Танцуют девчонки на палубе», «Марчук играет на гитаре», «Падунские пороги», «Главное, ребята, сердцем не стареть» заслушивалась когда-то вся страна.

Многие десятки художественных полотен о легендарной стройке и её людях создали мастера живописи из Москвы, Иркутска, Братска. Это Николай Сластенко, сделавший знаменитую надпись на 100-метровом диабазовом откосе скалы Пурсей у Падунского порога, Георгий Бобылев, Степан Развозжаев, Николай Семёнов, Адольф Лохин, Степан Гвоздев, Николай Прокопенко, Михаил Ройтер, Вениамин Бекасов, Виталий Рогаль и другие. Из их работ можно составить целую картинную галерею.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры