издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Результаты мирового уровня

В 2023 году ИСЗФ ввёл в строй радиогелиограф и приступил к проекту Крупного солнечного телескопа

Многоволновой радиогелиограф Института солнечно-земной физики СО РАН был введён эксплуатацию в 2023 году. Объект – часть Национального гелиогеофизического комплекса Российской академии наук. На радиогелиографе были получены первые результаты, которые были высоко оценены российской и мировой научной общественностью. Второй значимый проект ушедшего года – начало строительства крупного солнечного телескопа-коронографа в Саянской солнечной обсерватории СО РАН в Мондах. В декабре проект получил положительное заключение главгосэкспертизы. В 2024 году ИСЗФ предстоит освоить 1 млрд. рублей, его направят на проектно-изыскательские работы и аванпроект по системе радаров, нагревному стенду, лидару и ЦОД. Начнутся и строительные работы по КСТ-3.

– Главные события 2023 года для нас – это окончание строительства Многоволнового радиогелиографа в Бадарах и начало возведения Крупного солнечного телескопа, КСТ-3 в Мондах,– сообщил директор ИСЗФ Андрей Медведев 11 января на пресс-конференции в «Интерфаксе». – Мы очень рады, что в этом году на радиогелиографе, одном из главных инструментов Национального гелиогеофизического комплекса РАН, получены первые результаты. Учёные наблюдали Солнце, события на нём, протуберанцы. Это было произведено на многих частотах в широком динамическом частотном диапазоне с высоким временным разрешением. Эти результаты уже получили высокую оценку международного научного сообщества. Нам радостно, что и отечественная научная общественность также высоко оценила эти результаты. Они включены в значительные результаты Сибирского отделения РАН, думаю, что будут включены и в достижения 2023 года Российской Академии Наук.

– НГК РАН – это набор крупнейших инструментов, подобных которым в мире просто нет, – сказал научный руководитель ИСЗФ, академик Гелий Жеребцов. – Он включает солнечные, радиофизические инструменты, которые дают нам информацию об околоземном космическом пространстве, оптические инструменты, существенно дополняющие радиофизические методы, и предоставляют принципиально новые данные о состоянии нашей атмосферы. Атмосфера – это газовая оболочка Земли, включающая всё околоземное космическое пространство. Так сложилось, что атмосферу на Земле мы научили изучать очень давно при помощи термометров, измерения ветра, газовый состав. Верхняя же атмосфера поддавалась изучению постепенно, создавались научные методы… А потом появились космические ракеты, которые позволили поднять наши приборы до 100 км и выше. С развитием техники оказалось, что вот это среда, которую мы называем околоземный космос – это важнейшая составляющая нашей цивилизации. Всё завязано сегодня на него. Околоземный космос надо изучать, и делать так, чтобы получалась практическая выгода из знаний, которое получает человечество. Поэтому нужны новые методы, подходы, инструменты, которые позволят нам хорошо знать эту среду.

Проект комплекса разрабатывался многие годы. «Надо сказать, что с распадом СССР мы сильно пострадали, исчезли южные обсерватории, устарело оборудование, – рассказывает Гелий Жеребцов. – Когда нам требовалось совершить рывок, мы оказались на низком уровне. Тогда у нас родилась идея, что нужно не просто модернизировать существующую аппаратуру, которая создавалась буквально двумя поколениями учёных. Надо было искать новый подход, совершить рывок. Потребовалось 16 лет. Сложное дело никогда не решается просто. Требуются гигантские усилия – ты должен объяснить, внушить, аргументированно убедить. В результате это вылилось в проект, который поддержал Владимир Владимирович Путин». 26 декабря 2014 года по поручению президента было принято постановление правительства №1504, и судьба комплекса была решена. Сейчас проект строительства НГК РАН находится в стадии реализации. В 2023 году завершён первый этап, учёные уже приступили ко второму.

На первом этапе был построен оптический комплекс в Торах и вступил в строй новый радиогелиограф. «Строительство радиогелиграфа велось три года, мы планировали уложиться в более короткие сроки, однако реализация проекта совпала с событиями в Тулуне, строительные силы были отвлечены на ликвидацию последствий наводнения. Тем не менее, была организована большая работа, и мы справились, – сказал Гелий Жеребцов. – В ноябре 2023 года был подписан акт об окончании строительства. Для меня, как для научного руководителя, было важно, чтобы инструмент вступил в строй и выдал результаты. При разработке была выбрана схема, которая нигде в мире не использовалась. Наши специалисты, Сергей Лесовой, Александр Алтынцев решились на этот шаг. Они много лет проработали на Сибирском солнечном телескопе, получили колоссальный опыт. Один из авторов ССТ Геннадий Смольков, к сожалению, ушёл из жизни в 2021 году, и не увидел, какой мощный инструмент появился на базе его детища. Теперь все явления на Солнце мы видим как объёмную картину. В строй введён инструмент, который будет мировым эталоном лет на 35». Одна из интереснейших задач, которые уже начали реализовываться при помощи этого инструмента – наблюдение короны солнца недалеко от поверхности, в фотосфере. Первые же измерения на инструменте дали ответы на вопросы, которые физики ставили перед собой много лет. Это подтвердило, что инструмент высокого класса, и он работоспособен. «Мы гордимся, что несмотря на обилие объективных и субъективных препятствий, инструмент был введён в строй», – сказал Гелий Жеребцов.

Работа над проектом Крупного солнечного телескопа с диаметром зеркала 3 метра шла восемь лет, сообщил академик. В этом году был заложен первый камень в фундамент КСТ-3 в Саянской солнечной обсерватории СО РАН. На событии присутствовали президент РАН Геннадий Красников, главы Иркутской области и Бурятии Игорь Кобзев и Алексей Цыденов, руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. В декабре 2023 года было получено положительное заключение главгосэкспертизы. На проектно-изыскательские работы второго этапа НГК РАН в 2024 году выделен 1 млрд. рублей. Сейчас на Лыткаринском заводе оптического стекла будет изготовлено зеркало для КСТ диаметром 3 м, заготовка уже отлита. Это сложнейшая задача, поскольку важно изготовить не только зеркало с высокой точностью, но и систему адаптивной оптики, чтобы корректировать искажения. Груз, который отправится автомобильным транспортом с завода в Саянскую солнечную обсерваторию в Мондах, будет весить около 90 тонн. Однако ожидать зеркало можно только к завершению строительства КСТ-3 – в 2029 году.

Постепенный ввод объектов НГК потребует кадрового обеспечения. «Мы планируем увеличение количества научных сотрудников, и первоочередная задача – строительство жилья для молодёжи, которая прибудет», – сказал Жеребцов. По прогнозам, количество научных сотрудников ИСЗФ должно вырасти в два раза. Потребуются и высококвалифицированные радиоинженеры, инженеры-механики, – сказал академик. – Без этого персонала установки работать не будут. Нам необходимы и математики-программисты». Всего нужно привлечь около 500 человек.

– К 2030 году у нас будет введён последний объект НГК РАН. Он создаёт перспективу на 20-25 лет. Мы ориентированы на такой задел, на такой научный приоритет, и понятно, что без подготовки кадров мы не сможем решить те задачи, которые возлагают на комплекс, – сказал первый заместитель директора ИСЗФ Сергей Олемской. – Готовить специалистов надо уже сейчас, и институт этим занимается. На базе ИСЗФ есть магистратура и аспирантура. Работает диссертационный совет, много диссертаций защищается не только учёными нашего института, много смежных институтов. Иногородним аспирантам, магистрантам и будущим сотрудникам, конечно, нужно жильё.

Как сообщил Андрей Медведев, в 2024 году работы будут вестись на 4 объектах НГК РАН. Это проектно-изыскательские работы и аванпроект по системе радаров в районе Байкала, Качуга, нагревного стенда под Ангарском, ЦОД в Иркутске. Начнутся строительные работы в Мондах по КСТ-3. «На выделенный миллиард нам предстоит в этом году сделать очень много, – подчеркнул глава ИСЗФ. – Мы твёрдо рассчитываем на взаимодействие с областными и городскими властями. Предстоит сделать очень много, ждать долгих решений мы не можем. Нам нужны оперативные решения по землям, вопросам архитектуры». По предварительным оценкам, цена комплекса около 80-90 млрд. рублей, только один КСТ-3 оценивается в сумму около 30 млрд. рублей.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры