издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Доктор Язев на орбите

В честь иркутского астронома назван астероид

«А вы сейчас в каком созвездии?» - спросили студенты Сергея Язева. Иркутский астроном на прошлой неделе вдруг оказался на расстоянии примерно 300 млн. км километров от Земли, между Марсом и Юпитером. Нет, конечно, живой, настоящий Язев ходит по земле, читает лекции, и пишет книги. А вот его астрономический двойник, Sergeyyazev, парит в космосе, и представляет из себя глыбу. Малая планета в Главном поясе астероидов 5 февраля получила имя доктора физико-математических наук Сергея Язева. Такое решение принял Международный астрономический союз (МАС) по предложению первооткрывателя астероида астронома Тимура Крячко. Астероид сейчас находится в созвездии Чаши, рядом со звездой Арктур, так звали отца астронома. Недалеко сейчас и малая планета Mansurova – она получила свое имя в честь его мамы, Киры Сергеевны Мансуровой.

Крошечная звёздочка на небе, которую не во всякий телескоп увидишь, носит теперь имя Сергея Язева. Так учёный из Иркутска стал человеком-астероидом. Единственная организация, которая имеет право присваивать названия малым планетам — Международный астрономический союз (МАС). В него входят тысячи людей из разных стран. В МАС создана специальная рабочая группа из 15 человек по номенклатуре малых небесных тел. 11 человек представляют различные страны, 4 человека – руководство во главе с президентом МАС. Как раз они принимают решение, какие малые планеты и как будут названы. Обязательное условие – все 15 человек должны проголосовать за присвоение астероиду имени, если хотя бы один человек против, то решение не пройдёт. После этого решения заносятся в таблицу и публикуют в специальным бюллетене.

С 19 века, когда был открыт первый астероид, сложилась традиция, что приоритетным правом предлагать названия обладает первооткрыватель. А за комиссией остается окончательное решение. В Москве живет Тимур Валерьевич Крячко, по первому образованию – геолог. Долгое время Тимур увлекался астрономией как любитель, а потом изучал эту науку в Казанском университете. Оба увлечения у него прекрасно сочетаются. Наблюдая небо, он открыл уже более 60 астероидов, получивших окончательный порядковый номер, а на земле отыскал более 20 метеоритов. К Тимуру Крячко обратилась руководитель школьного музея «PROкосмос» школы №690 Невского района Санкт-Петербурга Наталья Булгакова. Она предложила присвоить одному из открытых Тимуром астероидов имя Сергея Язева. «Мы знакомы и дружим уже лет двадцать, а в 2015 году Сергей пригласил меня работать в только что открывшийся частный планетарий в центре Иркутска, где он был научным руководителем. С тех пор моя жизнь круто изменилась, за что я очень благодарна Сергею Арктуровичу», — говорит Наталья Булгакова. Свою судьбу Наталья также связала с популяризацией астрономии. Тимур Крячко согласился с предложением Булгаковой. Однако никто не предполагал, что события будут развиваться так быстро.

Сегодня в мире открыто более миллиона астероидов, и большая часть из них не имеет названий. Астероид, которому суждено было получить имя Сергея Язева, был открыт Тимуром Крячко в 2008 году на Зеленчукской астрономической станции. Процедура присвоения малой планете наименования сложна. Сначала за ним следят и ждут, когда он совершит хотя бы один оборот вокруг Солнца, а это занимает больше двух лет. Это необходимо, чтобы уточнить орбиту. Когда этот этап пройден, астероиду присваивается некий номер. И под этим номером он фигурирует в специальной таблице. И таких «номерных» астероидов намного больше, чем тех, что получили имена. Часто процесс наименования затягивается на годы. В конце декабря прошлого года Тимур Крячко составил заявку в рабочую группу по номенклатуре малых небесных тел МАС о присвоении астероиду имени Сергея Язева. А 18 января заявка была отправлена в МАС. «Наталья сообщила мне еще в декабре, что такая инициатива есть, — рассказывает Сергей Язев. — Неожиданным для меня стало то, как быстро прошло наименование. Бывали прецеденты, когда с момента подачи заявки проходило много месяцев, а то и годы. А тут, что поразительно — всего месяц с небольшим». Комиссия по номенклатуре небесных тел состоит из специалистов разных стран – США, Японии, Китая, Испании, Новой Зеландии, Уругвая и других. Все участники должны проголосовать, на это нужно время.

Однако 5 февраля, когда был опубликован очередной электронный бюллетень МАС по номенклатуре малых небесных тех, оказалось, что в числе других малых планет, получивших имена, была и малая планета с именем Sergeyyazev. «Когда я узнал о присвоении имени, конечно, написал слова благодарности Тимуру Крячко, — говорит Сергей Язев. – Это очень приятно. Но мы, астрономы, привыкли относиться к таким вещам, как к абсолютной условности. Летает в пространстве каменная глыба… Она летала 4 миллиарда лет, и никакого Язева не было, и вообще жизни на Земле не было, а она уже была. Нас не станет, а она и дальше будет летать миллиарды лет. Это ведь люди на планете Земля договорились между собой: «Давайте назовем эти глыбы вот так-то, или так-то». И это абсолютная условность. Может быть, через 300 лет кто-то начнет изучать этот астероид, увидит имя, и поймет, что в 21 веке был некто Язев, и прочитает где-то три строчки про него. Ну и здорово. Но я сам в мистику не верю, это означает, что когда председатель МАС подписала соответствующую бумагу, никакая таинственная связь между каменной глыбой и мной не возникла. И на глыбе не появились немедленно огненные буквы: «Сергей Язев». Но в сознании человека появляются порой самые удивительные вещи, и вот это одна из них: у нас есть традиция называть далёкие небесные тела. Человечеству это просто удобно. И славно. Не надо только эту традицию переоценивать».

Сергей Язев оказался единственным российским гражданином, именем которого в 2024 году был назван астероид. Всего в бюллетене МАС от 5 февраля было опубликовано 29 новых называний. Интересно, какие ещё имена появились у малых планет в этом году. Теперь в Главном поясе астероидов есть Pitufo (Питуфо), так на испанском называется известный мультипликационный персонаж Смурфик, который был придуман бельгийским художником Пьером Кюллифором. Малая планета была названа в честь джазового пианиста, композитора и врача Стэнли Сагова. Имя на небе получила Мэри Энн Херви (1796–1838), супруга английского астронома Фирона Фэллоуза, первого наблюдателя на Мысе Доброй Надежды. Второй астероид назван Marypearse — в честь жены Томаса Маклера, также работавшего в Королевской обсерватории на Мысе Доброй Надежды. Астероид Cledassou получил имя французского космического инженера Родольфа Кледассу, который ушёл из жизни в 2023 году. Он работал в проектах Simbol-X, ATHENA/XIFU, ARIEL и проекте телескопа «Евклид» Французского космического агентства.

Первооткрыватели, как известно, обладают правом выбрать любое имя. Комиссия поддержала астронома Паломарской обсерватории и дала одной из малых планет имя Madeleinenettie – в честь первой внучки астронома, Мадлен Нетти Сенегас-Лоу, родившейся в 2023 году. Один из астероидов назван Курупира. Это лесной дух из мифологии индейцев тип-гуарани в Бразилии, который способен воскрешать животных и наказывать браконьеров.

Необычное имя получил первый открытый квазиспутник Венеры. Квазиспутник – это астероид, который движется по небу синхронно с планетой, создавая иллюзию её спутника. Официально спутник назывался 2002 VE 68. Однако по ошибке на одном из детских плакатов он был подписан как Zoozve. Впервые это обнаружил канадско-американский исследователь, писатель, ведущий подкаста Radiolab Латиф Нассер. Он увидел плакат над детской кроваткой своего ребёнка. Американский научный писатель, старший специалист по коммуникациям в штаб-квартире NASA Элизабет Ландау предположила, что художник ошибся, преобразовав цифры 2002 в буквы, и получилось – Zoozve. Так и оказалось. Квазиспутник Венеры получил то самое имя – Zoozve. Его закрепил Международный астрономический союз.

Сегодня в небе летает немало астероидов, названных в честь иркутян. Это Kaverin (Каверин) в честь иркутского астронома Алексея Александровича Каверина. Название предложила астроном, первооткрыватель нескольких сотен астероидов, сотрудник Крымской астрофизической обсерватории Людмила Ивановна Черных. Есть и астероид Nadeev (Надеев) –  в честь Льва Николаевича Надеева, астронома Государственной службы времени и частоты, многолетнего руководителя отдела определения параметров вращения Земли Сибирского филиала ВНИИФТРИ. Людмила и её супруг Николай Черных работали в Иркутске под руководством Надеева, трудились и в пединституте, а потом уехали в Крым. Астероид Yangel (Янгель) назван в честь академика, конструктора ракетно-космических комплексов Михаила Кузьмича Янгеля. Сам астероид был открыт 26 сентября 1978 года советским астрономом Людмилой Журавлёвой, работавшей под руководством супругов Черных в Крыму.

Существуют астероиды с именами Александра Вампилова и  Валентина Распутина. Причём, у астероида Валентина Григорьевича название достаточно необычное – Valgrirasp, или по-русски – Валгрирасп. Он был открыт Людмилой Черных 2 сентября 1987 года. Благодаря супругам Черных есть на небе и астероиды в честь поэта Евгения Евтушенко, кинорежиссёра Леонида Гайдая. Летает где-то и Гашек, в честь Ярослава Гашека, который как известно, работал в Иркутске. Людмила Черных в 1988 году открыла два астероида, которые посвятила декабристкам Марии Волконской и Екатерине Трубецкой, они так и названы – Волконская и Трубецкая. Она же назвала открытый в 1983 году астероид Декабрина.

В Главном поясе астероидов есть Stepanov (Степанов)в честь член-корреспондента АН СССР, главы Сибирского института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Владимира Степанова. Николай Черных назвал одну из малых планет Евгений Фёдоров, этот знаменитый советский астроном когда-то работал и в Астрономической обсерватории ИГУ. 13 сентября 1978 года Николай Черных открыл малую планету, которая была названа Орлов, в честь братьев Орловых – Сергея Владимировича и Александра Яковлевича. Александр Орлов был инициатором открытия в Иркутске широтной станции, преобразованной впоследствии в астрономическую обсерваторию ИГУ.

В Иркутске недавно появился памятник Михаил Милю и Николаю Камову. А в небе Mikhailmil (Михаилмиль) летает уже много лет. А ещё где-то в небесном пространстве есть и Коля (Kolya). Этот астероид Людмила Черных назвала в честь мужа. Сам Николай Черных  присвоил одной из открытых им малых планет имя Mansurova , в честь мамы Сергея Язева Киры Сергеевны Мансуровой. «Я точно помню, что существует и астероид, названный в честь большевика Ивана Бабушкина», — говорит Сергей Язев. Ещё супруги Черных поместили в космос Ангару, Байкал, Иркутск, Шерагул, Ангу, Саяны, Бурятию, БАМ, а в честь института, где долгое время работали, они назвали астероид Ирпедина – Иркутский педагогический институт.  Теперь благодаря Наталье Булгаковой, Тимуру Крячко в небе сверкает и Сергей Язев.

— Сергей Арктурович является одним из ведущих популяризаторов астрономии и космонавтики не только в Иркутской области, но и в России, — сказал руководитель Большого иркутского планетария Дмитрий Семёнов. — И если этот факт возбудит у кого-то интерес к изучению астрономии — Доктор Язев будет рад!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры