Далеко от Москвы
Свердловская киностудия за годы своего существования выпустила 200 художественных фильмов и, мягко говоря, почти все они известны только историкам кинопроизводства. Тем значимее те исключения, которые заняли достойное, а то и значительное место в сердцах зрителей.
Первым игровым фильмом Свердловской киностудии была «Сильва» 1944 года, разруганная критиками, но ставшая почти киноклассикой.
«Сильные духом» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый в 1967 году режиссёром Виктором Георгиевым про разведчика Николая Кузнецова, за два года проката посмотрели 55 миллионов 200 тысяч человек, то есть каждый четвёртый житель СССР. Почти столько же зрителей собрала комедия «Трембита» с Весником, Аросевой, Трофимовым и Крамаровым, которую студия выпустила в 1968-м.
На Свердловской киностудии снимал режиссёр Ярополк Лапшин, исторические фильмы которого — «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Демидовы» известны и популярны. Именно у Лапшина оказалась последняя главная роль Олега Ефремова в кино — в фильме «Продлись, продлись, очарование» в дуэте с Ией Саввиной. Следующие 15 лет он снимался в небольших ролях.
Ещё стоит упомянуть режиссёрский дебют в кино Юрия Соломина с неблестящей картиной «Скандальное происшествие в Брикмилле», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной», заглавную роль в которой играла Алиса Фрейндлих, довольно удачную экранизацию Кира Булычёва «Похищение чародея» с Юлией Ауг, «Сыщик Петербургской полиции» с Петром Щербаковым.
Важной частью Свердловской киноистории является то, что на студии много снимал Владимир Хотиненко, начинавший там работу как художник-постановщик. Именно под «флагом» Свердловской киностудии снят такой признанный шедевр, как «Зеркало для героя».
И, в качестве последней высокой ноты — выдающийся кинодебют Михаила Козакова «Безымянная звезда» был снят по заказу Гостелерадио хоть и на базе Ленфильма, но именно главному редактору Свердловской киностудии Геннадию Бокареву, получившему в своё время Госпремию за пьесу «Сталевары», удалось добиться, чтобы «Безымянную звезду» включили в план Свердловской киностудии. Фильм снимался на её средства и с полным основанием числится на счету уральцев.