издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Идеология крепка – искусство вечно!

  • Автор: Марина РЫБАК, Фото: из архива Иркутского академического драмтеатра

Молодая советская власть дальновидно решила, что театр как мощное воспитательное средство должен пребывать в руках государства. Молодого советского, которому древним так и не суждено было стать. Первые десятилетия в условиях нового, невиданного общественного строя для театров стали динамичными, пёстрыми, если не сказать лихорадочными.

Публикуется в рамках культурно-просветительского проекта «От истоков к горизонту», который реализуется при поддержке Правительства Иркутской области по итогам конкурсного отбора «Губернское собрание общественности Иркутской области» в 2024 году.

Наш иркутский городской театр, будущий Охлопковский, четырежды менял своё название: городской советский, Восточно-Сибирский государственный краевой (Сибгостеатр), Восточно-Сибирский областной, наконец, Иркутский областной драмтеатр. Были моменты, когда он входил в состав межрегионального театрального комбината или треста, объединявшего творческие силы Красноярска и Иркутска, вступал в союз с театром музыкальной комедии, становился на целые сезоны оперной площадкой, местом дислокации мобилизованных партийным руководством театральных отрядов: Сибкорша из Красноярска, состоявшего на львиную долю из лицедеев Московского театра Корша, делегированных в Сибирь; Харьковского Краснозаводского театра,  ориентированного на рабочего зрителя и прибывшего из Хабаровска. Ведомство театральным делом становилось обременительной «нагрузкой» для коммунхоза, потом наробраза и наркомпроса (головных штабов народного образования и народного просвещения). Наконец, в 1930 году были образованы управления зрелищными предприятиями – УЗП. И под эгидой этого административного новообразования театральная карта города на Ангаре стала приобретать более-менее чёткие и внятные очертания.  К 1934 году под крыло УЗП отдали гостиницу «Красная звезда» в центре, на ул. Сухэ-Батора, — для проживания цирковых, концертных и театральных кадров. Тогда же приняли решение закрыть оперное направление, сформировав в Иркутске театр музыкальной комедии и постоянную профессиональную драматическую труппу.

СЭТ Николая Буторина

Итак, Иркутский драмтеатр был создан на базе переведённой сюда труппы Сибирского экспериментального театра под руководством Николая Буторина, работавшего в Красноярске как гастролирующая команда в глубине страны. Короткие гастроли этого коллектива состоялись в Иркутске годом ранее. Труппа Буторина была набрана в Москве. Она и стала ядром вновь образованного драматического коллектива. К нему добавились двадцать свежих артистических имён. Заметим, что в качестве актёра и заместителя директора был утверждён Осип Волин – будущий руководитель Иркутского драмтеатра на протяжении 34 лет. Но здесь, конечно, самое время познакомить читателя с фигурой Николая Буторина.

Николай Николаевич в 1934 году был в цветущей поре сорока лет, имел уже изрядный опыт служения в крупных театрах страны. Он окончил драматическую школу Александринки, затем работал в студии Всеволода Мейерхольда, постигал режиссуру в Обществе изящных искусств Санкт-Петербурга, где председательствовал Максим Горький, был профессором Кубанской консерватории по классу драмы, режиссёром и главным режиссёром Кубанского рабочего театра для детей и юношества, который организовал совместно с Самуилом Маршаком. Успел создать театральную студию 9-й Красной Армии под знаменем революционного писателя Дмитрия Фурманова. Затем был направлен в экспериментальные мастерские театра Мейерхольда, создавал массовые зрелища в Москве, блеснул нашумевшей постановкой «Рычи, Китай», которая стала причиной его размежевания с учителем. После ухода из рядов мейерхольдовцев служил в театрах Днепропетровска и Киева, затем набрал в Москве крепкий актёрский ансамбль для собственного экспериментального театра, который разрешили открыть с условием работы в Красноярске. Так возник Сибирский экспериментальный театр – СЭТ, который занимался «классовым воспитанием зрителя» не только на стационарной площадке, но и в разъездах по городам и весям Восточно-Сибирского края, по Томской и Забайкальской железной дороге, в действующие части Дальневосточной армии. Успехи СЭТа на поприще агитпропа насчитывали уже четыре года, когда судьба распорядилась стационировать коллектив в Иркутске.

Первые отзывы в «Восточно-Сибирской правде» о спектаклях новосёлов Иркутского драмтеатра были взыскательны и строги. Эксперты отмечали «пресловутую гротесковую заострённость персонажей», штампованные сценические приёмы, «неуклюжие провинциальные подчёркивания, которые сплошь и рядом переходят в дешёвую балаганщину». Да, холоден оставался искушённый Иркутск к авангардным тенденциям в искусстве. Краснозаводский театр рабочего зрителя столкнулся с этим ещё раньше, когда вынужден был побить рекорд дешевизны цен: место в первом ряду продавалось за 85 копеек, а наполняемость приходилось нагнетать с помощью профсоюзных комитетов. Актуальный лозунг «искусство – в массы» встречал сопротивление большой театральной предыстории города. Искусство, понятное пролетариям, педалирующее социальной остротой, приветствующее парадоксальные формы, не возбуждало здешнюю публику, и уж совсем не убеждало экспертов. Опытному и чуткому театральному мастеру Буторину пришлось развернуться в направлении старого доброго реализма и  психологической достоверности. Так родились и полюбились публике лучшие постановки тех лет.

Оценили иркутяне спектакли в постановке главного режиссёра «Борис Годунов», «Женитьба Фигаро», «Очная ставка» братьев Тур и Шейнина о революционной бдительности трудящихся и разоблачении шпионов гестапо. Время диктовало политические акценты, но вечные ценности брали своё. Рядом с «Альказаром» — пьесой о героической борьбе испанского народа с франкизмом на сцене драмтеатра уживались нетленные «Собака на сене» и «На всякого мудреца довольно простоты», «Пиквикский клуб» Диккенса, шекспировская «Двенадцатая ночь». Последним ярким представлением в постановке Николая Буторина театр закрывал успешный сезон 1937–1938. Незадолго до этого город торжественно отметил 25-летие творческой деятельности художественного лидера теперь уже постоянного театра  в стенах великолепного памятника архитектуры. Партийное руководство и общественность региона ходатайствовали о присвоении главному режиссёру Иркутской драмы почётного звания заслуженного артиста РСФСР. Оно было присвоено Н.Н. Буторину уже на Дальнем Востоке, куда он отправился после завершения иркутского этапа своей биографии. Пост художественного руководителя театра занял Захарий Вин. Директором стал Владимир Бессараб.

Восхождение будущих звёзд

Театральный «бал» в то время правили, образно говоря, социалистические обязательства – играть репертуар, на две трети представленный советскими пьесами. В практику вошли городские диспуты о театре, разумеется, идеологически ориентированные, политическая благонадёжность мастеров культуры приобрела неслыханную актуальность. Арестовали руководителей оперного коллектива радиокомитета. Росла подозрительность и взаимобоязнь в творческой среде. Шла подготовка к XVIII съезду Коммунистической партии. Главного режиссёра в главном театре региона в очередной раз сменили. Ответственный пост занял Николай Александрович Медведев, переведённый из Сталинграда. Новый лидер иркутской драмы привлёк новые силы, сформировал, можно сказать, доблестную гвардию коллектива. Заведующим литературной частью стал иркутский драматург и критик, педагог, в будущем лауреат Сталинской премии Павел Григорьевич Маляревский, главным художником – ученик Константина Коровина Владимир Николаевич  Лебедев. На сцену пришли яркие дарования: будущая первая народная артистка республики на охлопковских подмостках Галина Крамова вместе с мужем – актёром и режиссёром Дмитрием Хадковым, заслуженный артист РСФСР Аркадий Аркадьев, Николай Залётный, Виктор Бурдин, другие прекрасные исполнители.

Сезон 1939-1940 открылся постановкой Николая Медведева пьесы Алексея Толстого «Пётр Первый», где в главной роли красочно проявился талант Аркадьева. «Можно прямо сказать – постановка «Петра Первого» впервые за последнюю пару лет в Иркутске вышла за рамки, что называется, «областного спектакля», за рамки провинциальщины. Иркутский зритель увидел на сцене своего театра продуманное, подлинно художественное исполнение пьесы большой значимости»,  — писал на страницах «Восточно-Сибирской правды» поэт и публицист Иннокентий Луговской.

Аркадий Никанорович Аркадьев (настоящая фамилия Григорьев) родился в Тулуне. Юнцом предпринял попытку бежать в Америку, чтобы реализовать своё увлечение сценой, но по дороге встретил кочующую театральную труппу, работал в Хабаровске, посетил Сахалин, оставил след на Урале, в Поволжье, в Баку и Новосибирске. В наш город он прибыл уже состоявшимся мастером, наработавшим размах и многообразие творческих приёмов, актёром необычайного дарования и широчайшего диапазона. Писатель И.И. Молчанов-Сибирский был глубоко впечатлён Аркадьевым в роли Арбенина в драме Лермонтова «Маскарад». Незабываемым стал и его Отелло. Московский театровед Сергей Цимбал, побывавший в Иркутске с театральной инспекцией, назвал его шекспировского мавра «превосходным». «Актёр исключительных природных данных и редкой пластической выразительности, — пишет москвич об Аркадьеве, — И я бы затруднился назвать другого актёра, которому так же… пристало играть Отелло или Арбенина в лермонтовском «Маскараде».  Незадолго до войны, 5 апреля 1941 года, состоялась другая выдающаяся премьера в Иркутском драмтеатре – «Царь Фёдор Иоаннович», где Аркадьев с невероятной убедительностью сыграл Бориса Годунова.

Золотые страницы в историю театра вписали в ту пору спектакли «Ленин в 1918 году», эпическая сказка Павла Маляревского «Счастье», созданная по мотивам народных бурятских сказаний – улигеров. За «Ленина в 1918 году» группа участников постановки получили премии обкома ВКП(б): режиссёру Медведеву и исполнителю роли вождя Борису Ситко адресовали по 1500 рублей, другим награждантам достались призы поскромнее, коллективу театра подарили автомобиль  — молотовскую «Эмку». Пьеса Маляревского стала сенсацией, её поставили в Москве, Архангельске, Челябинске, Новосибирске. Борис Ситко на сцене Иркутской драмы чуть позже сыграл Владимира Ильича в «Кремлёвских курантах», великолепно воплотил центральный образ в пьесе Владимира Соловьёва «Фельдмаршал Кутузов».

Развернулось и расцвело на сцене драматического театра незаурядное призвание его будущей примы Галины Крамовой. В золотой фонд театральной истории навсегда вписаны её Нина Арбенина, Юлия в драме Островского «Последняя жертва», герцогиня Мальборо из «Стакана воды» Эжена Скриба, Мария Стюарт Шиллера. Ровесница века Галина Алексеевна, начинавшая свой путь на подмостках любительского театра в предместье, успевшая проехать, что называется, в театральной кибитке по маршрутам страны – Иваново, Рыбинск, Владимир, Якутск, — сразу и безоговорочно покорила взыскательную иркутскую публику, завоевала горячую любовь земляков. Впереди её ждали большие творческие высоты и долгие годы служения родному театру.

В канун великих народных испытаний старейший иркутский театр обратился к зрителю с пронзительной трагедией в стихах «Фельдмаршал Кутузов», за которую автор Владимир Соловьёв был удостоен Сталинской премии. События и образы другой великой войны 1812 года символично и пророчески прозвучали в день премьеры, за полтора месяца до трагического обрыва мирной советской жизни. «Дыхание подлинной истории» уловил в этом спектакле Иннокентий Луговской, сокровенные мысли и чувства всколыхнул он в чуткой и восприимчивой иркутской публике.

А завтра… была война.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры