издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новый год подождёт

Ключевая новогодняя застольно-тостовая тема нынче напрашивается сама собой: прощай, старый кризисный год; здравствуй, новый… кризисный год! Всего десяток шагов, точнее, десяток дней отделяет нас от нового года. Однако эти дни-шаги ещё надобно суметь прожить-шагнуть. И, безусловно, главный барьер, который предстоит взять многим людям в финальную десятидневку 2008-го, – это «корпоратив», или «корпоративная вечеринка».

Ставшая столь модной в последние годы концепция корпоративной культуры, как я понимаю, достаточно проста: мягкое вживление в сознание людей, от работы которых зависит эффективность и прибыль «субъекта экономической деятельности», идеи «нашего бизнеса». Иначе говоря, идеи того, что система, в который человек трудится, это не только прибыльный бизнес её собственников, не только карьерное дело её менеджеров, но и общее дело всех работающих. Можно сказать, «наше дело».

И какой-то умник-первооткрыватель, о ФИО которого умалчивает история, придумал, что проблема преодоления болезненных противоречий между собственниками, управленцами и работниками должна решаться не только с помощью достойной оплаты труда, но и с помощью особого рода социально-психологической анестезии – корпоративной культуры. Предполагающей в том числе и то, что не только рабочее время, но и досуг вместе с разнообразными праздниками работник должен проводить вместе с сослуживцами.

Некоторые инновации в области воспитания и воспроизводства корпоративного духа приживаются у нас с явным скрипом. Например, корпоративный футбол или корпоративные лыжи. В основном из-за того, что на футболе и лыжах возникают проблемы с недалёкой барной стойкой. Легче идёт корпоративный боулинг, ибо шарики катают всегда в местах, где есть барные стойки.

Особый сюжет в богатой истории приобщения постсоветских тружеников к ценностям трудового коллективизма – активно развивавшаяся в последние годы традиция коллегиального пейнтбола. С каким удовольствием лупят труженики в любимых коллег шариками с краской! Снял бы кто фильм про это! Никаких японских резиновых кукол для битья ставить не надо, ежели у работника раз в две-три недели есть возможность расстрелять из игрушечного оружия весь свой любимый коллектив и даже его начальников. Кстати, ходят слухи, что корпоративный пейнтбол – это российское изобретение. В любом случае тому, кто первый догадался таскать тружеников на такие «войнушки», надо вручить нобелевскую премию по экономике и все награды по психологии разом.

Только высшим силам известно, как приживётся свежайшая новация: приглашать жён, мужей, детей и прочих родственников на регулярные отчётные собрания компании, чтобы близкие знали, как динамично она развивается, и не ругали за то, что родной человек часто задерживается на работе.

Возрождаются и определённые традиции. Пару лет назад в одном подмосковном пансионате, спустившись в ресторан, я случайно попал на крутую корпоративную вечеринку. Там отличившимся работникам давали грамоты. Именно так – грамоты, а не конверты с премиальными деньгами. Совсем как в СССР. А в самом начале показывали фильм об успехах корпорации. Фильм напоминал опять же советскую программу «Время», в которой регулярно транслировались видеоотчёты о хозяйственных успехах страны – комбайны, колосья, домны, конвейеры. Только здесь показывали хорошо одетых людей, прилавки и пакетики с продукцией, название которой я забыл. Но значение совместного отмечания какого-либо общенародного праздника в деле укрепления командной психологии и трудовой дисциплины не превзойдено ни одним современным и модным изобретением.

Сесть за общий стол, разлить по рюмкам, разложить по тарелкам… и разойтись! Не в смысле по домам, а в самом что ни на есть коллективистском смысле слова «разойтись».

Запомнилась мне история от одного знакомого новосибирца, точнее, жителя Новосибирского академгородка. С середины 1990-х годов, поведал он, большой новосибирский бизнес устраивает новогоднюю посиделку всех великих учёных. Однажды её решили устроить в ночном клубе со стриптизом. Подавляющее большинство возрастных академиков впервые увидели публично раздевающихся девушек. Наутро девушки сообщили, что ни одна корпоративная вечеринка не принесла им столько доходов, сколько это нашествие звёзд отечественной науки. У девушек нижнее белье лопалось от количества купюр, помещённых в него раздухарившимися академиками. Может, завистливая сплетня от того, кто не стал академиком. А может, и нет.

Один мыслитель сказал, что жизнь надо прожить так, чтобы было приятно вспомнить и неудобно рассказать. Насчёт всей жизни это, конечно, перегиб, однако как лозунг для корпоративной вечеринки этот императив вполне подходит. Тем более что если вам будет совсем уж неудобно рассказать или, не дай бог, сложно вспомнить, то всегда что-нибудь да расскажут про вас другие.

Так что здравствуй, боевая предновогодняя десятидневка! А новый год? Новый год подождёт.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры