издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Великий, Могучий, но очень трудный!

Как получить за сочинение высший балл

  • Автор: Лариса КРАШЕНИННИКОВА, председатель комиссии ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте, ребята! Продолжим наше общение. В прошлом номере мы познакомили вас с новым заданием, которое будет включено в тест по русскому языку, – А27 – и дали вам пример для тренировки. Правильный ответ – третий.

А теперь подробнее поговорим о новых требованиях к сочинению ЕГЭ, а именно к оцениванию вашего умения выражать собственное мнение и аргументировать его. Если вы внимательно вчитались в задание части С, третьей части экзаменационного теста, то поняли, сочинение какой структуры ожидается от вас: формулировка проблемы, поднимаемой автором исходного текста; комментарий к ней по исходному тексту (то есть как преподносит эту проблему автор); позиция автора по ней; ваше мнение по обозначенной проблеме. Разумеется, порядок следования частей, жанр сочинения вы выбираете сами, но эти 4 компонента должны обязательно присутствовать в работе. Умение выразить своё мнение оценивается по критерию 4 (К4). Высшую оценку – 3 балла – вы можете получить, если:

– выскажете собственное мнение по поднятой автором текста проблеме (согласившись или не согласившись с ним);

– подкрепите это мнение ДВУМЯ аргументами (обоснуете, почему вы так думаете), причём один из аргументов должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО из  художественной, или публицистической, или научной литературы. Второй аргумент – любой, лишь бы он действительно являлся доказательством, подтверждением  вашей мысли. Это может быть чисто логический аргумент, ссылка на авторитеты, пример из жизни и т.п., то есть в этой части требования не изменились – всё как в прошлом году.

Если аргументов будет два и оба таковыми действительно являются, но они не из литературы, то вы получите 2 балла по К4; эти же 2 балла можно получить и за 1 аргумент из  художественной, публицистической или научной литературы. 1 балл заработаете за 1 аргумент не из литературы.

0 баллов – если все ваши аргументы таковыми не являются, никак не доказывают вашу точку зрения; или вы просто повторяете то, что есть в исходном тексте, то есть пользуетесь аргументацией автора; или ограничились высказыванием своего мнения, но не привели аргументов в его пользу.  

Постарайтесь не упустить этой возможности – получить сразу 3 балла. Это, конечно,  не так просто, особенно если вы не блещете начитанностью (второсортные книжки в ярких обложках вам не помогут, под словом «литература» имеется в виду именно литература – то есть классика). Что же делать в таком случае? Всю классику, конечно, не перечитаешь в столь сжатые сроки, тем более что читать нужно вдумчиво, но и рук опускать не следует. Выберите (для прочтения, осмысления, анализа) хотя бы два-три произведения. Посоветую вам роман “Война и мир” Л.Н. Толстого, ещё я бы выбрала “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского и, скажем, что-нибудь из произведений А.П. Чехова: “Вишнёвый сад”,  “Ионыч” и т.д.

Проиллюстрирую, как это может вам помочь на сочинении. Возьмём героиню Достоевского Соню Мармеладову. Это образец нравственности и праведности (несмотря на неправедный, казалось бы, образ жизни: кто читал, тот поймёт смысл этого парадокса), это пример жизнестойкости (если вам такой понадобится),  это девушка, умеющая чувствовать чужую боль сильнее даже, чем свою; Соня готова принести себя в жертву ради близкого человека и не очень близкого. А способность любить? А сила духа? И это далеко не всё, что можно сказать о маленькой, хрупкой, бедной девушке.

А герои Толстого? К примеру, вам нужно обосновать мысль, что нет счастья без любви, даже если есть богатство и красивая внешность, но при этом любить человек не умеет. Вам «поможет» Элен Безухова: и собой хороша, и богата, и успехом пользуется. Но она никого не любит и её никто не любит –  она несчастна.

Советую: читайте, вникайте, описывайте проблему, высказывайте своё отношение к ней и подбирайте литературного героя для аргументации. Из публицистики посоветую Лихачёва (об интеллигентности, о духовности, об отношении к культуре и др.), нашего земляка Распутина – у него можно почерпнуть много примеров и из художественных произведений. 

А теперь задание. Народная мудрость гласит: на чужом несчастье своего счастья не построишь. Всегда ли так бывает в жизни? Мало ли богатых людей, вполне благополучных, построивших своё благополучие неправедными средствами. Можно ли идти к цели, не выбирая средств? Выскажите своё мнение по этому поводу и аргументируйте его, воспользовавшись примерами из русской классики.

До встречи на страницах следующего номера!

По каким учебникам готовиться?

Очень трудно сориентироваться в море учебных пособий, которые предлагаются сегодня для подготовки к ЕГЭ в книжных магазинах. Но есть безошибочный ориентир: надо выбирать только те, что рекомендованы Федеральной предметной комиссией по русскому языку. Вот некоторые из них:

  1. ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания / Л.И. Пучкова. — М.: Экзамен, 2006 (Серия “ЕГЭ. Типовые тестовые задания”).
  2. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. / Ю.Н. Гостева, И.П.Цыбулько, Н.В. Соколова, И.Б. Маслова  —  М.: Вентана-Граф, 2006.
  3. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / Ю.Н. Гостева, И.П. Цыбулько, Н.В. Соколова, И.Б. Маслова  — М.: Вентана-Граф, 2006.
  4. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3. / Ю.Н. Гостева, А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова, И.Б. Маслова  — М.: Вентана-Граф, 2007.
  5. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 4 / А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых  — М.: Вентана-Граф, 2007.
  6. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 5 / И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева, И.Б. Маслова- М.: Вентана-Граф, 2007.
  7. ЕГЭ-2007: Русский язык. Сборник заданий / — С.И. Львова, И.П. Цыбулько. — М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
  8. ЕГЭ-2008. Русский язык. Тренировочные задания / И.П. Цыбулько, С.И. Львова,  В.А. Коханова. — М.: Эксмо, 2008.
  9. ЕГЭ. Русский язык. Часть 3(С). Методические рекомендации по выполнению задания: учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева. — М.: Издательство “Экзамен”, 2008.
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры