издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сад Томсона под следствием

Вот уже полгода, со дня своего основания, «Иркутский репортёр» следит за увлекательной историей кражи сада Томсона. Мы рассказывали, как сад продали – непонятно кто непонятно кому. Мы выяснили, кто кому и за сколько. И вот новый виток этой запутанной истории – во многом благодаря деятельному участию «Иркутского репортёра» сделку отменили, сад вернули в муниципальную собственность, а прокуратура передала все материалы дела в следственное управление, где заведено и сейчас расследуется уголовное дело по факту мошенничества организованной группой лиц. Как говорил Остап Бендер, заседание продолжается, лёд тронулся, господа присяжные заседатели...

Краткое содержание предыдущих серий

В начале прошлого века в Иркутске, в районе железнодорожной станции Иннокентьевская, обосновался некто Август Томсон. Переселенец родился и жил в Риге, батрачил садовником на какого-то остзейского барона и на переломе веков покинул историческую родину – не то в поисках лучшей доли, не то спасаясь от астмы в лечебном сибирском климате. В Иркутске он занялся выведением морозоустойчивых сортов ягод и фруктов, получил от властей земельный надел и уже в ноябре 1938 года передал цветущий и благоухающий яблоками и крыжовником сад в дар городу. 

С тех пор сад ходил по рукам, менял собственников, терял куски своей территории, уменьшался, сокращался, хирел, пока 14 августа 1991 года решением Иркутского горсовета № 37/498 «О мерах по сохранению парков – памятников культуры» его не передали Всероссийскому обществу охраны природы. Сопредседатель общества Вера Шлёнова с тех пор и по сей день лелеет планы по его восстановлению и процветанию. 

Но на пути хеппи-энда встал суд. 30 апреля прошлого года в Ленинском суде Иркутска прошло открытое судебное заседание по гражданскому делу № 2-1148-09 – некий гражданин Морозов заявил свои права на сад, утверждая, что купил его у ВООП за один миллион рублей. На основании представленных адвокатом Морозова документов и с согласия доверенных лиц от ВООП судья Ирина Якушенко приняла решение передать права собственности означенному Павлу Морозову.

Именно в этот момент возмущённая общественность в лице актива Иркутского филиала ВООП и «Иркутского репортёра» вмешалась в до того гладко проходящую сделку и испортила всю идиллию. Вера Шлёнова категорически заявила, что представляемое ею ВООП никак не может никому продать сад по двум простым причинам. Во-вторых, это святотатство перед лицом жителей Иркутска и противоречит самому духу и букве устава общества. А во-первых, у общества просто нет права собственности на этот земельный участок и оно не может продать то, что ему вообще не принадлежит. 

Шумное дело дошло до прокурорской проверки. Её проводили советник юстиции Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры Сергей Плахотнюк и следователь Татьяна Антипина, стараниями которых дело переквалифицировано в уголовное и сейчас передано в Главное следственное управление.

Всероссийский скандал в благородном семействе ВООП

В результате прокурорской проверки удалось установить, что часть представленных в суд документов были поддельными. Остаётся неизвестной судьба миллиона, который якобы Морозов заплатил ВООП за сад. Дело в том, что в суд была представлена квитанция об оплате за земельный участок с приложенным к ней корешком приходного ордера. На квитанции не указано, кто конкретно получатель денег – то есть получателем значится ВООП, но иркутский филиал, московский центральный офис или вообще какой-либо из бесчисленных областных филиалов по стране, никому не известно. На корешке стоят невнятная печать и подпись с фамилией главного бухгалтера Центрального совета ВООП. Подлинность подписи также вызывает сомнение и будет проверяться специально назначенной экспертизой.

Для Веры Шлёновой последние события, связанные с попытками продать сад Томсона, стали настоящим потрясением

– Я полагаю, что деньги ушли в Москву. Но вряд ли они попали в кассу, это должно быть установлено в ходе следствия, – размышляет Вера Михайловна. 

Однако самый большой удар иркутских представителей общества охраны природы настиг в спину. Доверенности мошенникам были действительно выданы новым генеральным директором Центрального совета ВООП в Москве Игорем Сергеевым. 

– Для нас не важно, что Шпак, которому была выдана доверенность представлять ВООП и заключать от его лица любые сделки, оказался мошенником. Для нас важно, что эту доверенность выдал генеральный директор Общероссийской общественной организации «ВООП» Игорь Сергеев. За 35 работы в обществе я ни разу не испытывала такого позора и унижения, – рассказывает Вера Михайловна. – Получается, что мы в Иркутске подняли весь этот шум, клялись в своей честности, утверждали, что ВООП никогда бы не пошло на продажу сада, – и тут выясняется, что ноги растут из Москвы, из нашего центрального офиса. Да что он себе позволяет, этот Сергеев?! Может, он завтра продаст Курилы вместе с долиной гейзеров?!

Иркутские представители общества охраны природы написали и разослали во все региональные отделения ВООП обращение, в котором рассказывают о ситуации с продажей сада Томсона и призывают отстранить Сергеева от занимаемой должности. Сам Игорь Владиславович за всё это время – от суда до возбуждения уголовного дела – ни разу не соизволил ответить на звонки из Иркутска и объяснить, что происходит. 

В обращении иркутян к прочим регионалам говорится: «В ходе прокурорского расследования областному совету ВООП были переданы заверенные копии документов, которые рассматривались Ленинским районным судом. Выяснилось, что генеральный директор Центрального совета ВООП Игорь Сергеев 17 марта 2009 года выдал двум иркутским мошенникам, Шпаку и Михалёву, доверенности на право совершать все процессуальные действия от имени общества, причём доверенность на имя Михалёва была заверена в Москве нотариально. Воспользовавшись столь высоким доверием господина Сергеева, от имени ЦС ВООП был оформлен договор купли-продажи земельного участка, и покупатель сада представил суду квитанцию к приходному ордеру от 26 марта 2009 года как доказательство оплаты Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» 1 миллиона рублей. Таким образом по доверенности гендиректора ЦС ВООП Сергеева была продана муниципальная собственность города Иркутска! 

Россельхозцентр уже обратился к мэру с просьбой отдать предприятию весь сад

Неоднократные попытки Иркутского областного совета общества выяснить обстоятельства дела с самим гендиректором не увенчались успехом, так как Сергеев категорически уклонялся от переговоров. Тем не менее почётный председатель ЦС ВООП Иван Баришпол в начале марта 2010 года был информирован о ходе прокурорского расследования по саду Томсона, но информация о совершённом Сергеевым беззаконии с муниципальной собственностью Иркутска была скрыта от членов Центрального совета и актива, принимающего участие в работе ХIII Внеочередного съезда ВООП». 

Как прокомментировала ситуацию следователь прокуратуры Иркутского района Татьяна Юдалевич, по результатам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело по статьям 30-й, части третьей, и 159-й, части четвёртой, по признакам покушения на совершение мошенничества. «Они ведь садом завладеть не успели», – пояснила Татьяна Владимировна. Когда дело будет закончено и передано в суд, сейчас сказать невозможно.

– У нас нет каких-то «стадий следствия», промежуточных итогов. Есть следствие как единый процесс, и когда он закончится, тогда и можно будет о чём-то говорить. Но такие дела быстро не заканчиваются, – объяснила Татьяна Юдалевич. А значит, это не последняя серия этого бесконечного сериала про сад Томсона. Однако судебное решение о продаже сада на сегодняшний день отменено и эта земля вернулась в муниципальную собственность.

Ещё одни кандидаты во владельцы 

Сад вернулся в муниципальную собственность, но на практике «завис в воздухе» – хозяина, ответственной организации, ему пока не назначено. И немедленно появились желающие вступить во владение бесхозной земельной собственностью. В середине 50-х годов прошлого века на территории сада располагалась юннатская станция, которую потом преобразовали в станцию защиты растений и передали ей в собственность производственную базу, то есть часть строений на территории сада.

Пока суд да дело, общественники мечтают, что сад Томсона передадут организации, способной привести его в порядок

В 2007 году станцию реорганизовали в новую структуру – ФГУ «Россельхозцентр», которому отдали 21789 кв. м территории – самый цимес, историческую зону, наиболее благоустроенную и облагороженную. Вопрос передачи самого ценного участка сада не сочли нужным согласовать ни с обществом охраны природы, ни с управлением по охране окружающей среды администрации Иркутска. Землю отдали в бессрочное пользование под научно-экспериментальную базу, однако на сегодняшний день она находится в некотором запустении и захламлении. И тем не менее в этот переходный момент Россельхозцентр проявил чудеса оперативности и сообразительности и обратился с письмом к новому мэру с предложением отдать им весь сад под всё те же таинственные научно-производственные экспериментальные цели. Нужно сразу отметить, что восстановление и сохранение сада в эти цели не входит. 

Ослабленный битвами с внешними мошенниками и внутренними предателями Иркутский филиал ВООП тем не менее не утратил прежней хватки и немедленно среагировал. Сейчас его специалисты готовят официальное обращение к мэру Виктору Кондрашову со своим давним предложением, своей вечной мечтой придать территории сада официальный статус особо охраняемой территории в рамках муниципальной собственности. Предлагается передать сад на баланс той организации, которая реально в состоянии заняться его восстановлением и сохранением, – Горзеленхозу. 

А Россельхозцентру иркутские представители ВООП предлагают мэру настучать по шаловливым ручкам и для начала обязать его восстановить хотя бы то, что на отданной ему территории было изначально.

Тем временем Минюст приступил к проверке Всероссийского общества охраны природы, всех его региональных отделений. Проверка плановая и с продажей сада Томсона никак не связана, но Вера Шлёнова комментирует:

– Это очень хорошо, что проверка началась именно сейчас. Нам бояться нечего, мы чисты перед законом, у нас все документы в порядке. Эта проверка окончательно снимет с нас все подозрения в причастности к этому позорищу – продаже сада Томсона. 

Кстати, как стало известно «Иркутскому репортёру», помимо прочих грехов, Игорь Сергеев самовольно изменил устав ВООП, принятый и утверждённый общим съездом его представителей, и сейчас Минюст РФ вручил Центральному совету ВООП соответствующее предупреждение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры