издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Едут не туда

  • Автор: Яна ВАСИЛЬЕВА

В первый день нового года у многих пассажиров иркутских троллейбусов будет шанс уехать не туда. Но ни рассеянные пассажиры, ни плохо выспавшиеся водители тут будут ни при чём. Всё дело в том, что «Иркутскгор-электротранс» приступает к оптимизации троллейбусного движения. По новой схеме с 1 января 2011 года пойдут три городских маршрута – №1, №3 и №10. Руководство предприятия рассчитывает таким образом увеличить пассажиропоток и снизить издержки. Ещё одной новостью стало то, что с 1 января 2011 года проезд в муниципальном транспорте составит 13 рублей. Впрочем, сами пассажиры к этим нововведениям пока относятся без большого энтузиазма.

Конкуренция на проводах

Со следующего года на троллейбусе №10 нельзя будет уехать на улицу Байкальскую, но зато можно будет попасть в микрорайон Юбилейный. Похожие изменения ждут ещё два городских маршрута. Короче станет с 1 января 2011 года и маршрут троллейбуса №1, который теперь будет курсировать между Студгородком и микрорайоном Солнечный, тогда как до сих пор он ходил от улицы Жуковского до сквера Кирова. А троллейбус №3, который раньше возил пассажиров в предместье Марата, со следующего года станет выезжать не со сквера Кирова, а из микрорайона Солнечный.

– Все троллейбусные маршруты разрабатывались в 80-х годах прошлого века, – объясняет причины начавшейся оптимизации генеральный директор «Иркутск-горэлектротранса» Сергей Голосеев, – и уже не соответствуют пассажиропотоку, сложившемуся в городе в последнее десятилетие.

Приходится муниципальному транспорту сегодня конкурировать и с частными перевозчиками. Причём, как говорит Сергей Голосеев, в неравных условиях: то есть в пределах существующей контактной сети. «Поэтому, исходя из своих небольших возможностей, мы пытаемся работать над оптимизацией маршрутов без её изменения», – уточнил он. Прокладывать новые троллейбусные маршруты, по его словам, предприятие сегодня не в состоянии, так как это «очень затратное мероприятие». Исключением может стать только маршрут через новый ангарский мост. Однако появится он не ранее 2012 года, когда в полном объёме будет закончено строительство развязок.

При этом конкурировать с частными перевозчиками муниципальному транспорту становится всё труднее, в том числе потому, что стоимость проезда в них со следующего года сравняется. Если до сих пор уехать на троллейбусе можно было за 10 рублей, то с 15 декабря этого года цена поднялась до 12 рублей. В 2011 году проезд в троллейбусах и трамваях повысится ещё на один рубль и составит 13 рублей – то есть достигнет предельного уровня тарифов, установленных властями города для муниципального транспорта.

Сошли с маршрута

Путаницу в движении троллейбусов рискует с нового года создать «Иркутск-горэлектротранс»

Изменение схемы движения троллейбусов, надеется руководство предприятия, позволит увеличить пассажиропоток на 10%. Сегодня, по данным «Иркутскгор-электротранса», ежедневно на линию выходит 56 троллейбусов. За день на них успевают проехать около 30 тысяч человек, или почти четверть всех пассажиров, передвигающихся на городском общественном транспорте.

– Но основной пассажиропоток идёт по двум участкам – улицам Байкальской и Лермонтова, – рассказывает заместитель генерального директора предприятия Александр Грук. – Через плотину переезжает около 4% всех пассажиров. В основном же люди передвигаются на короткие участки – три-пять остановок. Мы провели обследование всех маршрутов и выяснили, к примеру, что на троллейбусе №1, пока он доходит от сквера Кирова до улицы Байкальской, пассажирский состав меняется на 90%.

Изменение схемы движения, по словам Александра Грука, позволит решить сразу несколько задач. На тех участках, где его интенсивность очень высокая, интервал движения троллейбусов станет длиннее: к примеру, по той же Байкальской сегодня в час проходит до 35 машин с промежутком в 1-3 минуты. При этом внутри отдельных маршрутов интервалы, напротив, станут короче. Например, троллейбус №10 приходит к остановкам лишь через каждые 17-18 минут. После того как он станет ездить по той схеме, по которой сегодня передвигается троллейбус №10К, интервал его движения сократится до 9 минут. «Таким образом, со следующего года в городе останется только один длинный троллейбусный маршрут, который будет связывать левый и правый берега, это маршрут №7, который, как и раньше, будет ходить из Первомайского до сквера Кирова. Впрочем, благодаря выводу на него двух дополнительных машин интервал движения по нему также уменьшится», – пояснил Александр Грук.

Выиграть от оптимизации троллейбусного движения должны прежде всего пассажиры, утверждает руководство «Иркутскгорэлектротранса».

– Мы напрямую зависим от наших пассажиров, – говорит Сергей Голосеев. – Сегодня мы живём только за счёт тех средств, которые сами зарабатываем. Муниципальное предприятие в данном случае – только форма собственности. Поэтому, если бы предлагаемая схема была неэффективна, то мы бы этим не занимались. Ведь тогда у нас пойдёт отток пассажиров и падение доходности.

Пассажиры, впрочем, уже тоже успели дать оценку предстоящим изменениям с движением троллейбусов. Идея понравилась далеко не всем. Кто-то, к примеру, посчитал, что теперь придётся чаще пересаживаться с маршрута на маршрут, чтобы добраться до пункта назначения, и, следовательно, больше тратить на проезд. Другие удивлялись, для чего так много транспорта решено было направить в микрорайоны Солнечный и Юбилейный, тогда как добраться  с левого берега на правый теперь можно будет только на одном троллейбусе. Впрочем, в «Иркутскгорэлектротрансе» утверждают, что новая «схема гибкая и вернуться к прежней маршрутной сети никогда не поздно». 

Также в связи с началом движения по новым маршрутам предприятие планирует экономить и на эксплуатационных расходах. «Так как мы не будет гонять транспорт порожняком», – объясняет Александр Грук. Речь, по его словам, идёт примерно о 15% экономии, что позволит повысить рентабельность маршрутов, которые сегодня в основном являются убыточными.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры