издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Умному жителю» о тарифах и нормативах

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

Тарифы на электроэнергию для населения в Иркутской области в 2012 году вырастут на 5,6%, сообщил начальник контрольно-правового управления Службы по тарифам Иркутской области Михаил Басов в минувшую пятницу на третьем семинаре для активных собственников «Умный житель». Темой очередной встречи стали тарифы и нормативы на коммунальные услуги, а также изменения в законодательстве о ЖКХ, которые вступят в силу в ближайшем будущем. Как обычно, в аудитории было много острых и актуальных вопросов. Например, почему на лифте ездят не люди, а квадратные метры.

– Сложно представить другую сферу, которая касалась бы такого количества людей и где любые колебания затрагивали такие большие социальные пласты, как сфера коммунальных услуг, – Михаил Басов начал своё выступление на семинаре, который уже традиционно прошёл в Иркутском госуниверситете в минувшую пятницу, с неопровержимого тезиса. Именно поэтому, объяснил специалист, отрасль остаётся одной из немногих, где до сих пор сохраняется государственное ценообразование. 

Госрегулирование распространяется на коммунальные услуги, к которым относятся холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, тепло-, электро- и газоснабжение. Плата за коммунальные услуги вычисляется как произведение тарифа на потреблённый объём. Причём последний может быть измерен двумя способами – по счётчику и по нормативу, напомнил выступающий. 

Михаил Басов перечислил базовые нормативно-правовые акты и назвал органы власти, регулирующие процессы в коммунальной сфере, отметив, что в настоящее время на уровне федерального законодательства полномочия по регулированию тарифов максимально перенесены на уровень субъекта федерации с уровня муниципалитета.

«У нас в Иркутской области тарифы на тепловую, электрическую энергию и газ устанавливаются только органами госвласти, в частности это областная Служба по тарифам», – сообщил чиновник. Тарифы на холодную, горячую воду и водоотведение устанавливают администрации городских округов, городских и сельских поселений.

Норматив, то есть усреднённый объём потребления коммунальных услуг, устанавливается в соответствии с Жилищным кодексом отдельно для разных типов объектов: для домов с кирпичными и панельными стенами норматив потребления тепла, к примеру, будет разным. На нормативы по холодной и горячей воде, в частности, влияют этажность, износ инженерных коммуникаций и прочее, для электроснабжения важны количество комнат, высота жилых помещений. При этом нормативы должны действовать не менее трёх лет, уточнил Басов. 

В 2012 году, по словам представителя Службы по тарифам, средний рост платы за коммунальные услуги не должен превышать 15%. Предельные индексы увеличения тарифов уже утверждены приказом службы. В первом полугодии рост будет нулевым, а в период с 1 июля по 31 декабря следующего года он составит в среднем 12%.  

В аудитории сразу же возник вопрос: «Почему тарифы вырастут больше инфляции?» Михаил Басов пояснил, что в пересчёте на весь год рост составит 5-6%, такие темпы не превысят инфляцию. В том числе уже известно, что в 2012 году тарифы на электроэнергию для жителей Приангарья вырастут на 5,6%, для городских жителей цена киловатт-часа составит 72 копейки. Расценки на тепло и горячую воду будут повышаться с 1 июля не более чем на 12%, на газ – на 15%. 

Следующий вопрос касался новой законодательной инициативы, согласно которой, вероятно, со следующего года внутриквартальные инженерные коммуникации будут переданы собственникам жилья. «Значит, собственники будут платить за содержание этих сетей. Почему тогда повышаются тарифы – в них ведь учтены и затраты на ремонт?» – поинтересовалась слушательница. По словам Михаила Басова, постановление, которое утверждает новые правила, вступит в силу только с 1 января, поэтому пока им оперировать нельзя, а тарифная кампания уже идёт. Если организации, которые сейчас получают деньги на ремонт и содержание сетей через тариф, не будут этим заниматься в следующем году, эти средства будут возвращены собственникам. 

Другую иркутянку интересовало, куда обращаться с жалобой на постоянно «парящие» колодцы на улице Трилиссера: «Мы видим: «Водоканал» чинит коммуникации почти каждый день. Только ремонтники уезжают, трубы снова прорывает. Все издержки ложатся на нас». Навести порядок в этой сфере, считает представитель областного правительства, призван Федеральный закон «Об энергосбережении». Он предписывает всем ресурсоснабжающим организациям снижать потери. За многочисленные инциденты устанавливается ответственность. 

Слушателей интересовали и жилищные услуги. Так, относительно расценок на вывоз мусора Басов сообщил, что это сложная жилищная услуга: тарифы на захоронение и утилизацию ТБО устанавливает муниципалитет, а стоимость вывоза входит в состав платы за содержание жилого помещения. Разобраться, за какую часть суммы отвечает администрация, а за какую – управляющая компания, не всегда просто, поскольку в квитанции обычно указывается общая конечная стоимость для потребителя. Плата за все жилищные услуги рассчитывается в зависимости от площади жилья. Одна из участниц семинара возмутилась, что на лифте ездят не люди, а квадратные метры: «Я живу одна в трёхкомнатной квартире и плачу больше, чем восемь человек, живущих в соседней». Дело в том, что лифт относится к общему имуществу, а в законодательстве для платы за содержание общего имущества предусмотрена только одна единица – квадратные метры, то есть она рассчитывается пропорционально доле в общей собственности, объяснил Михаил Басов. Ответив на вопросы участников семинара, он напомнил, что вопросы о тарифах и нормативах потребления коммунальных услуг можно задать по телефону «горячей линии» Службы по тарифам 33-56-36, через интернет-приёмную на официальном сайте или записавшись на личный приём. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры