издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Ясен пень – это всё происки Запада»

Олень на площади Труда в Иркутске наконец обрёл новое предназначение. В субботу на пикете против фальсификации выборов ему приладили табличку «Памятник избирателю». Пикет, организованный несистемной оппозицией, собрал, по разным оценкам, от 350 до тысячи человек и был очень мирным. Полиция скромно звала оппозиционеров «потом зайти в кабинет, поговорить», а оппозиционеры, улыбаясь, отвечали, что придут «в свободное время». «Нацики пару раз «Слава России» крикнули, их довольно быстро затопили», – констатировали организаторы.

«Анонс на завтра!!!» – в пятницу по СМИ разлетелся срочный анонс от мэрии Иркутска. На площади у памятника Александру III ровно в 15 часов, сообщила мэрия, пройдёт праздник в честь победы НАШИХ футболистов (орфография сохранена). В программе – детские спортивные соревнования, ярмарка и «впервые в Иркутске» розыгрыш путёвки на чемпионат Европы по футболу. И если о пикете против фальсификации итогов выборов в иркутском Интернете шумели с 5 декабря, то футбольное событие с призами как-то всплыло неожиданно и сразу. А в понедельник мэрия разослала пресс-релиз со словами губернатора Дмитрия Мезенцева: «Людям нужен праздник в это сложное время, и нам нужно было его организовать». 

«Работаю за постеры с Обамой»

Однако порадоваться за футболистов народа пришло меньше, чем на площадь Труда к цирку. Сначала все стояли молча. «Это не митинг, это пикет!» – несколько раз повторяли организаторы несмышлёным СМИ. Как оказалось, для регистрации митинга требуется 10 дней, и времени просто не хватило. Пришлось пикетировать. Один из пришедших даже надел на себя маску с надписью «Мой голос украли». Плакаты были разные – и рукописные, и хорошей типографской работы. Среди них выделялся один: «Требуем распустить ЦИК». В слово ЦИК была вставлена буква «Р» – так прелестно обыграли пикетчики тот факт, что их собрали у здания цирка. Вдруг откуда-то со стороны Дома связи заиграли  «Битлз» – песня «All you need is love», в шестидесятые претендовавшая на звание гимна хиппи.  

«У нас нет организации, мы ни к кому не принадлежим, – сразу заявил Тимофей Кириченко (именно он агитировал людей прийти на пикет в группе «ВКонтакте»). «Никакого названия у нас не будет, – продолжил Тимофей. – Моя цель – собрать граждан, чтобы они самоорганизовались, без всякого руководства. Мы не призываем людей к насилию, свержению власти, поджогам, беспорядкам, а призываем собраться вместе и чтобы они перестали быть стадом». Тимофей заявил, что никогда ни в каких партиях не состоял и «лично поддерживать» ни одну из политических сил не собирается. Работает «в снабжении, на заводе». «Всё, больше ничего не скажу», – закончил он. Судя по информации «ВКонтакте», Тимофею 24–25 лет. На своей страничке он заявил, что придерживается ультраконсервативных политических взглядов. Состоит в группах «Церковь свидетелей Путина», «Любовь, секс, всё самое вкусное и интересное», «Не для скоромных», «Весёлая эротика», «Против губительной политики «Единой России». Тимофей пожаловался: «Многие люди подозревают меня в ангажированности, в чём-то ещё». «А что делать? 50 человек придут и напишут, что нас профинансировали. А он работает бесплатно, я же знаю, абсолютно», – сказал коллега Тимофея. 

– За идею? – поинтересовались журналисты.

– Конечно!

«Ясен пень – это всё происки Запада, – отбивался от нападок троллей «ВКонтакте» сам Тимофей. – Я и не скрываю, что переодетый агент ЦРУ… Работаю за постеры с Обамой».

– Сколько денег на это мероприятие вы потратили? – поинтересовались журналисты. 

– Вам зачем эта информация? У нас не было сборов, мы не принимаем принципиально ни от кого никаких денег, помощь оказывается только делами, – отрезал Тимофей. 

«Такого закона даже при Сталине не было»

Любителям футбола 10 декабрЯ назначили свидание «у царя»

На митинге мелькали зелёные рубашки «Яблока», были и КПРФ, «Солидарность», мальчики со значками «31», то есть «Другая Россия». А вот ЛДПР и «Справедливая Россия» отказались. «Наша традиция – не участвовать в мероприятиях, организованных другими политическими силами, – заявил «Конкуренту» пресс-секретарь ИРО ЛДПР Михаил Колотушкин. – С результатами выборов мы не согласны, но, поскольку нет неопровержимых доказательств фальсификации, мы не можем выходить на улицы с требованием перевыборов». «Я думаю, что в Иркутской области выборы по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом прошли более-менее удовлетворительно, – сказал глава реготделения «СР» Иван Грачёв. – Пока «Справедливая Россия» не признаёт итоги выборов по Санкт-Петербургу и Астрахани. По остальным мы работаем избирательно: где есть прецеденты, идём в суды».    

Участники вели себя очень даже сдержанно, правда, кто-то попытался прочистить горло и крикнуть наболевшее, но «общественность не одобрила». «Нацики пару раз «Слава России» крикнули, их довольно быстро затопили», – заметили организаторы. Единственный инцидент был тихим и даже задушевным. К ребятам с плакатом «Путин, ты всех достал!» подошёл полицейский и, почти извиняясь, сказал: «Вы обратите внимание, что по закону использование изображения и фамилии лица без его согласия запрещено». 

– Вы мне говорите про какой-то закон, которого никогда не было, даже при Сталине, –  громко заявил пикетчик. 

– Давайте мы с вами встретимся, я закона, конечно, с собой не взял, – миролюбиво сказал полицейский. – Я готов с вами встретиться у себя в кабинете, и мы без проблем всё сможем обсудить. 

– Ну, когда у нас мероприятие закончится и у меня будет свободное время, я у вас интервью возьму… Я потому что представитель прессы, – гордо сказал гражданин своей страны. И плакат не свернул. 

«Ну ещё вам фамилию назвать, захотели чего»

Несмотря на революционно настроенных пикетчиков, призывов к революции не звучало

«Да жулики и воры, как вы не понимаете? Там же жулики и воры! Воры!» – вдруг заскандировала какая-то бабушка, обращаясь к пикетчикам. Они недоумённо переглядывались, вроде бы и не возражали, но бабушка всё равно надсажалась. Потом и она утихла. Говорят, кто-то с периферии митинга попытался выкрикнуть фразу «Я голосовал за «Единую Россию!» – но, видимо, автор испугался повышать голос, и пикетчики его не услышали. Зато старшее поколение не пряталось. 

– Я – за «Единую Россию», – громко, войдя в толпу с плакатами, заявила бодрая старушка, которая «мимо шла». – Потому что от этой партии можно что-то требовать. А другие что дадут? Стимулировать её, заставлять её, митинговать и делать нам что хочется. 

– А вы поддерживаете, что «Единая Россия» ворует чужие голоса? – осведомился один из митингующих. 

– А я не знаю, ворует она или не ворует, по крайней мере я за то, чтобы у нас Байкал был нормальный, то, другое, – увернулась Галина  Георгиевна («Ну ещё вам фамилию назвать, захотели чего»).  – А КПРФ – им просто нужно прорваться в Думу и отсидеться там. Я бы тоже пошла в любую партию, только бы меня взяли на пять лет, с удовольствием. Они бы хоть раз отчитались, что они сделали хорошего. 

– А «Единая Россия» что сделала хорошего? 

– Ставила вопрос о Байкале, Романов ставил!

– Так с Байкалом ничего не решили, да и Романов не из «Единой России». 

– Как? – удивилась пенсионерка, в прошлом главный бухгалтер «Текстильшвейторга». Но тут же сообразила: – Ну, он был не за «Единую Россию», а сейчас он за «Единую Россию»!

Этот переход Романова идейную бабушку никак не смутил. Она заявила, что Зюганов «лукавый», а Романову, кроме партии власти, «негде больше работать». А так этого крупного политика просто «забаллотировали», когда были выборы мэра Иркутска.  

– Так его «Единая Россия» и забаллотировала. 

– Ну, всё правильно. А сейчас он хоть оттуда будет что-то делать, – поразила бабушка железобетонной логикой. Она уверена, что Романову нужно дать «решать вопросы в целом по России». – Вот только он уйдёт, и что будет без него – вот что самое печальное, – испугала она нас отъездом Романова из Иркутска. – Только он один всё и поднимал. Перчаточки надень, ручки замёрзнут, – наклонилась она к внуку. И засеменила дальше, уверенная в себе и партии власти. 

350 vs 1000

В субботу агентство «Интерфакс» сообщило со ссылкой на начальника пресс-службы Главного управления МВД по Иркутской области Германа Струглина: «Пикет прошёл организованно, без каких-либо нарушений. На площади у цирка собралось 350 человек». Напомним, что организаторы заявляли 300 человек. Между тем, по данным Тимофея Кириченко, в этот день собралось от 700 до тысячи человек. «Пикет был отлично проведён. Всё же по подсчёту ближе к 1000 и, может, выше», – написала «ВКонтакте» одна из агитаторов, Кристина Чернолих. 

Количество собравшихся  сразу стало поводом для спекуляций с той и другой стороны. Причём по всей стране. По официальным данным полиции, в Новосибирске на площади перед публичной научно-технической библиотекой собралось 3,5 – 4 тысячи человек, по данным КПРФ – 7-8 тысяч. «Я оценил число участников митинга в 4 тысячи, стоящий рядом со мной полковник милиции оценивал в 7-8 тысяч», – смеётся новосибирский политолог Алексей Мазур. Независимое информационное агентство Красноярска описало ситуацию так: «На протестный митинг на театральной площади Красноярска собралось несколько сотен человек. Из них более половины журналистов». Организаторы,  напротив, заявили, что на площади было 1 – 1,5 тысячи человек. Приятно, что в Красноярске около 800 журналистов. 

«Конкурент», поняв, что каждый сейчас начнёт толковать цифры в свою пользу, обратился к чистой математике. Те, кто был в этот день на площади Труда, знают, что люди занимали всю площадь от кафе «Нерпёнок» до скульптуры оленя на газоне. В центре толпа была очень плотной, а по краям – отдельные группы. Люди заняли мостик фонтана, стояли на самом портике фонтана. Со стороны цирка их ограничивала лестница, ведущая к входу в здание. От борта фонтана остальных пикетирующих отделяла дорожка в 3-4 метра – по настоянию полиции этот проход выделили для людей, которые шли через площадь транзитом. 

Чтобы выяснить, кто был прав в подсчёте пикетчиков – организаторы или ГУВД, – «Конкурент» обратился к программам «Дубль-ГИС», «Карты Google» и смете на реконструкцию фонтана на площади Труда от фирмы «Иркут-Инвест». Ширина фонтана, согласно смете,  7,2 метра, длина – 61,6 м. Линейка «Дубль-ГИСа» показала, что пикетчики занимали площадь шириной около 25 метров, отнимаем ещё 3-4 метра на транзитную дорожку. И вот они, цифры: ширина пикета около 21-22 метров, длина около 65-68 метров. Напомним, плотно люди стояли только в центре. Мы решили перепроверить данные ещё раз. И посмотрели этот участок Иркутска в сервисе «Карты Google». Мы измерили по гугловской карте длину фонтана – 62 метра. Заглянули в смету – 61,6 м. Значит, расхождение не больше 40 см. «Гугл» выдал ширину площадки без фонтана около 25-26 метров, отнимаем транзитную дорожку – 20–23 метра. Длина площадки около 65–68 метров. Значит, цифры «бьются» по всем трём источникам. 

Если взять площадь 21 на 65 метров, то есть минимальные цифры, то получается 1365 квадратных метров. Даже если предположить, что каждый человек занимал два квадратных метра, не касаясь других, то на площади должно было собраться почти 700 человек. И это чистая математика, а не измышления тех, кто «за», и тех, кто «против». «Мы считаем, что на площади стационарно находилось около 500 – 700 человек, ещё около 500 приходило и уходило», – заметил один из участников, организатор нескольких митингов в защиту Байкала Дмитрий Таевский. 

«Путину от Бренюка»

Ровно в пять, как по команде, все дисциплинированно начали сворачивать плакаты. Через 10 минут площадь была пуста. «Обошлось без эксцессов», – радостно сказал Тимофей Кириченко. Тем временем секретарь Ангарского горкома КПРФ Сергей Бренюк «залечивал раны» от трёхчасовой отсидки в полицейском участке. Как рассказал он «Конкуренту», его взяли прямо с пикета в родном городе. Около 50 человек собрались на площади в Ангарске. Все полсотни с одиночными пикетами, разрешение на которые не надо. Рядом с Бренюком оказались люди, и пикет, на взгляд сотрудников УВД, получился уже не одиночный. Сам Бренюк утверждал, что сделано это было «по указивке из Иркутска», а местные полицейские «показательных задержаний» не хотели. 

Следующая акция в Иркутске, теперь уже митинг на 500 человек, намечена на 17 декабря на стадионе «Труд». Вместимость этой площади – около 3 тысяч человек.  17 числа – последний день подачи документов на выборы президента РФ, и организаторы ожидают под это событие не менее 2 тысяч человек. «Слово мы будем давать практически всем адекватным людям», – пообещал Тимофей. Сергей Бренюк весьма кстати закончил писать письмо «Путину от Бренюка»  и готов ехать «на подмогу» в Иркутск. А футболист Никита Зубков  собирается на чемпионат Европы по футболу. Пока все гнали Чурова, он на площади у Александра III выиграл ту самую путёвку.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры