издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В открытом воздухе

  • Автор: Яна ВАСИЛЬЕВА

Каждый четвёртый пассажир, вылетавший в прошлом году из международного аэропорта Иркутск, отправлялся за границу. Из них в Европу улетело меньше 5%, тогда как большинство выбрали азиатские направления. По прогнозам иркутского аэропорта, в этом году пассажиропоток по международным направлениям может увеличиться ещё на 20%. Способствовать этому будет дальнейшее развитие маршрутной сети из Иркутска, откуда сегодня можно улететь по более чем 50 направлениям, в том числе 18 международным. Куда поедут иркутяне в этом году, выясняла Яна ВАСИЛЬЕВА.

Азия ближе

На 63% вырос пассажиропоток иркутского аэропорта на международных авиалиниях. По итогам 2011 года в абсолютных цифрах он составил 312,5 тыс. пассажиров (для сравнения: в 2010 году этот показатель составлял 191,3 тыс. человек). Самым популярным курортным направлением у иркутян был Таиланд, куда за прошлый год слетало 113,7 тыс. пассажиров, что на 92% больше аналогичных показателей 2010 года. Такой существенный прирост специалисты дирекции международного аэропорта Иркутск связывают в первую очередь с увеличением количества перевозчиков на данном направлении — в течение года туда летали сразу пять авиакомпаний. На руку азиатскому направлению сыграла и напряжённая политическая ситуация в Египте (возможность открытия чартерного рейса в который также рассматривалась в прошлом году. — «Конкурент») и на всём Ближнем Востоке. 

В итоге посетить города Европы, а также ближе всего находящуюся к ним Турцию решили чуть больше 62 тыс. пассажиров, причём большая часть из них выбрала турецкий курорт Анталью. Непосредственно в Европу в прошлом году слетало 12,6 тыс. туристов. Самой популярной из трёх европейских городов, куда летом прошлого года можно было попасть чартерными или регулярными рейсами, оказалась Барселона (Испания) — туда с мая по октябрь вылетело 5,4 тыс. человек (для сравнения: в греческий Ираклион за аналогичный период отправилось 3,8 тыс. пассажиров, в немецкий Мюнхен — 3,3 тыс.). Однако с учётом того, что все эти на-правления были открыты только в прошлом году, местные туроператоры считают, что результаты вполне нормальные. Данные о средней загрузке чартеров, к примеру, в Барселону это подтверждают: самолёты летавшей туда авиакомпании «Северный ветер» были заполнены в среднем на 88%. Желающих улететь в Мюнхен оказалось меньше, притом что рейсов авиакомпания «Якутия», регулярно летавшая с мая по октябрь по этому направлению, выполнила почти в три раза больше. В результате средняя загрузка — чуть больше 30%, сообщает международный аэропорт Иркутск.

Помимо перечисленных Турции, трёх европейских городов и Таиланда, в 2011 году из Иркутска также можно было улететь в южнокорейский Сеул, пять городов КНР, включая Пекин, а также города Ош (Киргизия), Ташкент (Узбекистан), Душанбе и Худжанд (Таджикистан). Причём по всем этим направлениям в прошлом году наблюдался рост как числа выполненных рейсов, так и количества перевезённых пассажиров. Абсолютным рекордсменом по этому показателю стала монгольская авиакомпания Aero Mongolia, которая за 12 месяцев прошлого года перевезла по маршруту Иркутск — Улан-Батор на 211% больше человек, чем за 2010 год. Интересно, что у столь существенного прироста оказалось совершенно простое объяснение. По словам специалистов иркутского аэропорта, в прошлом году рейсы выполнялись весь год с частотой два раза в неделю, тогда как в 2010-м самолёты начали курсировать по этому маршруту только с августа.

Новая пара

Продолжится расширение маршрутной сети иркутского аэропорта и в этом году, утверждает руководство предприятия. Так, в феврале из столицы Приангарья отправится первый рейс в Индонезию (остров Бали). Выполнять чартерную программу туда с частотой примерно два раза в месяц начинает авиакомпания «Северный ветер» совместно с туристической компанией «Пегас Туристик». Впрочем, попасть в Индонезию иркутяне могли и раньше, однако для этого им нужно было делать пересадку в Банг-коке. По словам старшего менеджера компании «Пегас Туристик» в Иркутске Ольги Карнаковой, Бали — это своеобразная альтернатива Таиланду. «Многие уже пресытились отдыхом там или на юге Китая, поэтому готовы попробовать что-то новое», — объясняет она. При этом обойдётся «что-то новое» несколько дороже уже привычных направлений: если стандартный тур в Таиланд на двоих обходится в 60–65 тыс. рублей, то на Бали минимальная стоимость поездки начинается от 80 тыс. «Средняя стоимость поездки туда будет около 100 тысяч рублей на двоих», — говорит Ольга Карнакова. Если первый опыт по Бали окажется успешным, компания-туроператор планирует сделать рейсы круглогодичными.

Возобновиться весной этого года должны чартерные перевозки из Иркутска в Барселону, Ираклион и Анталью. Первый рейс в Турцию в 2012 году запланирован на начало мая, а в последних числах мая иркутяне смогут попасть в Испанию и Грецию.

Ещё одним интересным событием этого года должно стать анонсированное открытие прямых рейсов из Иркутска в Осаку (Япония), полёты куда планирует начать с конца марта авиакомпания «Якутия». Как рассказала «Конкуренту» руководитель пресс-службы авиакомпании Татьяна Самсонова, предположительно чартерная программа будет осуществляться до октября этого года. Стоимость полёта по новому маршруту пока неизвестна, равно как и дата открытия продажи билетов. Рассчитано направление, по словам Самсоновой, на разные категории пассажиров — как деловых, так и туристов. Также планируется в этом году открыть ещё один чартерный рейс из Иркутска – до города Нарита.

– Международный аэропорт Нарита – один из крупнейших в мире, – говорит она. – Через него проходит большая часть международного пассажирского трафика Японии. Кроме того, Нарита является транзитным аэропортом для пассажиров, следующих из стран Азии в Северную и Южную Америку и обратно.

Также в планах авиакомпании от-крытие летом этого года регулярных рейсов по маршруту Иркутск – Ереван (Армения) и Иркутск – Тель-Авив (Израиль). Впрочем, никаких подтверждений, что эти маршруты действительно будут запущены, пока нет. 

Дирекция международного аэропорта Иркутск тем временем надеется, что в 2012 году благодаря появлению новых направлений, а также развитию уже существующих пассажиропоток по международным авиалиниям возрастёт ещё на 20%. По словам коммерческого директора аэропорта Юрия Курдюкова, будет в этом году развиваться и сеть маршрутов внутри страны как на регулярной, так и на чартерной основе. В частности, на базе авиакомпании «РусЛайн» в этом году планируется выполнить несколько рейсов до северных и других труднодоступных территорий страны. «В конечном итоге вся эта деятельность направлена на то, чтобы превратить иркутский аэропорт в хаб регионального значения», – сказал Курдюков.

Хаб или не хаб

Единого мнения, может ли аэропорт Иркутск претендовать на статус хаба, сегодня нет. Некоторые собеседники «Конкурента» считают, что это фантастика. В качестве аргумента они заявляют, что для этого необходимо, чтобы в Иркутске базировалась хотя бы одна крупная авиакомпания, выполняющая полёты по всей территории России и зарубежью. По словам главного редактора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, не отвечает иркутский аэропорт и некоторым техническим характеристикам для того, чтобы являться полноценным хабом. С одной стороны, это касается параметров взлётно-посадочной полосы, которая хоть и принимает большую часть типов воздушных судов, однако имеет ограничения на приём грузовых рейсов. В результате по этому параметру Иркутск проигрывает своим ближайшим соседям — Новосибирску и Красноярску. «Что касается конкуренции с аэропортами Китая, к примеру, за пассажирские потоки из Монголии или городов Дальнего Востока, то и здесь положение соседей более выигрышное, — считает Пантелеев. — Из международного аэропорта Пекина сегодня можно улететь в десятки городов Европы или любую другую точку мира, тогда как Иркутск только начинает развивать это направление полётов». При этом собеседник «Конкурента» уверен, что иркутский аэропорт имеет достаточный резерв по привлечению новых авиакомпаний и наращиванию частоты полётов, а также развитию маршрутной сети. 

Генеральный представитель авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines) в Восточном регионе Александр Зюбр смотрит на ситуацию иначе. По его словам, для S7 Airlines иркутский аэропорт уже сегодня является хабом регионального значения, а также запасным аэродромом на многих транс-континентальных рейсах других перевозчиков, в том числе крупных зарубежных. При этом он подчеркнул, что доля транзитных пассажиров, следующих через иркутский аэропорт с востока на запад или обратно, достаточно высока, что позволяет рассматривать его как региональный аэропорт-хаб. С другой стороны, Александр Зюбр считает, что возможности развития авиасообщения из Иркутска с другими городами и странами всё-таки имеют ограничения. «Расти такими темпами, как это было в прошлом году, пассажиропоток не может. Он ограничен доходами населения, его возможностью и желанием путешествовать, в том числе деловой активностью», — говорит он. Больше перспектив, по мнению собеседника «Конкурента», имеет развитие авиасообщения из Иркутска с другими азиатскими странами, а также внутри России. «Что касается европейского направления, то для нашей авиакомпании целесообразнее летать туда через Москву», — уточняет он. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры