издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Куда уходят поезда

«Иркутский репортёр» проследил за сбежавшей электричкой

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Моторвагонное депо электропоездам как дом родной. Здесь они отдыхают, наводят марафет и, если требуется, лечатся. Это очень ответственный процесс, поэтому начальник депо сразу предупредил приехавших с пресс-туром журналистов: «Руками ничего не трогаем. Никуда не залезаем. Здесь же везде технология, а за вами не уследишь!» Вот так, ничего не трогая, мы и узнавали, что происходит с электричками, когда за ними закрываются ворота деповского цеха.

В МВД-5 (так сокращённо называется моторвагонное депо) корреспондентов привезли на электропоезде Мальта – Большой Луг, который вернулся из очередного рейса. В электричку мы загрузились на станции Иркутск-Пассажирский, когда обыкновенные граждане её уже покинули и состав собрался на очередное техническое обслуживание. Миновав Иркутный мост, поезд подъехал к Военному городку, где пути закончились синими воротами депо. Как потом пояснили специалисты, на въезде в здание электропоезд отключают от контактной сети, а в помещение его заводит тепловоз. В зависимости от того, сколько километров пробежала электричка, с ней проводят техническое обслуживание или текущий ремонт, от которых зависит надёжность работы всех узлов и агрегатов.

На путях ждали своего часа пять электропоездов, остался здесь и тот, на котором мы приехали. В депо есть три цеха, журналистов пустили в самый безопасный из них, где вагоны раз в два дня проходят минимальный осмотр. Внутри помещения площадью больше половины гектара стояли электрички, которым в ближайшие два часа предстоит пройти проверку и уборку. Где-то далеко раздавался гулкий металлический стук, но в целом было тихо и спокойно, казалось даже, что кроме нас здесь никого нет, хотя на самом деле комплексная бригада уже работала, но где-то в хвосте поездов. Конечно, и мы не отказали себе в удовольствии проинспектировать электричку и даже забраковать пару тормозных колодок, на которых обнаружились трещины.   

Для проверки вагонов в цехе оборудованы смотровые канавы, или, как их ещё называют, ремонтные стойла. Поезд на них устанавливается так, что, поднявшись или спустившись по металлической лестнице, можно спокойно осмотреть и крышу, и колёсные пары и зайти внутрь вагона. Полностью пройти помещение, которое в длину занимает 243 метра, мы не успели, но понять основной принцип работы ремонтной бригады смогли. Сначала все спустились под вагон, где механики, электрики, аппаратчики и автоматчики проверяют каждый свой узел. «Я так думаю, в быту все сталкивались с электрической розеткой, – замначальника дирекции пассажирских перевозок Андрей Козлов пытается на наглядных примерах объяснить сложное устройство моторного вагона. – Все видели, что бывает из-за неплотного контакта с вилкой: она начинает искрить. Здесь этого допустить нельзя».  

Машинист записывает информацию о возникших неполадках в специальный журнал,
затем специалисты депо отрабатывают каждый нюанс

В это время мимо проходит серьёзный мужчина в оранжевом жилете и простукивает колёсную пару слесарным молотком. По звуку он проверяет механические составляющие поезда «на целостность и стяжку», чтобы ничего нигде не отвинчивалось. Для овладения такой техникой нужно иметь тонкий слух. Внимательно прослушав ничего не говорящие нам звуки, мы также провели ревизию силовых контроллеров, тормозных колодок, тележек, колёсных пар и аккумуляторов и отправились наверх, чтобы увидеть, как поезд моют. Фирма-подрядчик по санитарному обслуживанию электричек использует в работе современное уборочное оборудование и специальные химические составы, которые бережно относятся к лакокраске, покрывающей вагоны. Увидеть чудеса клининговой техники нам не довелось, зато повсюду стояли привычные вёдра и швабры. 

Головной болью всех электропоездов являются недобросовестные пассажиры. Мало того, что люди мусорят, некоторые из них ещё и портят имущество. «Пару раз вагон граффити разрисовывали, но у нас, к счастью, это меньше распространено, чем в европейской части страны. Но от этого проблем меньше не становится. – Андрей Козлов вздыхает. – Недавно восемьдесят первый поезд, свежепокрашенный в корпоративный цвет, вышел в рейс, в депо он возвращался уже с исписанными шкафами. Слова эти я повторять не буду. В таких случаях приходится брать краску и повторно приводить всё в соответствие». 

После того как здесь закрашивают неприличные слова, проверяют на надёжность все узлы и агрегаты, мастер бригады принимает качество работ и даёт готовность дежурному по депо, который тепловозом выгоняет электричку наружу, обратно под контактный провод. Уже под напряжением дежурный проводит испытание всех агрегатов, и проверка завершается. После этого состав принимает машинист, и электричка выходит на линию, где для неё заканчивается время отдыха и начинаются рабочие часы в дороге, а ремонтная бригада моторвагонного депо принимает на обслуживание следующий электропоезд, и так круглосуточно. Лечат, моют, отправляют.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры