издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Учёту не поддаётся

Реальные показатели турпотока в Приангарье зафиксировать невозможно

  • Автор: Ксения ЛАЗАРЕВА

За девять месяцев прошлого года Иркутскую область посетили 566,9 тысячи туристов. На сегодня это самая свежая информация, которую готово распространить региональное агентство по туризму. В ведомстве отмечают, что по сравнению с этим же периодом позапрошлого года количество гостей из других регионов и стран выросло на 30%. Однако эксперты из органов государственной власти и участники рынка признают, что эти цифры имеют мало общего с реальным положением дел. По разным оценкам, в регионе остаются неучтёнными до двух третей турпотока.

На прошедшем в минувший четверг заседании координационного совета по туризму при мэре Иркутска собрались представители бизнеса, руководители государственных органов и учёные. Все они в голос заявляют, что показатели объёма турпотока в регион взяты с потолка и выяснить число приезжающих людей невозможно, а значит, существующее стратегическое планирование развития отрасли не имеет под собой обоснования. По прогнозным данным программы социально-экономического развития на 2006–2010 годы, количество туристов в позапрошлом году должно было составить от 734,1 тысячи человек по инерционному сценарию и до 873,6 тысячи – по стратегическому. Но проверить, достигнуты ли эти показатели, а также оценить эффективность государственной политики в отрасли сложно. 

По данным агентства по туризму Иркутской области, в 2010 году в регион въехали 695,1 тысячи человек, однако замруководителя ведомства Агния Шангина признаёт, что статистика не соответствует действительности. Иркутск и область в этом отношении не отличаются от других регионов. Данные об объёмах потока составляются на основе цифр Росстата, который собирает информацию с коллективных средств размещения и туроператоров через бланки строгой отчётности КСР-1 и ТУР-1. Справки об итогах работы за год в территориальные органы статистики предприниматели сдают лишь в марте. 

«Предприятия боятся показывать свои результаты, по-видимому, из-за того, что не хотят проблем  с налоговой службой. У меня создаётся впечатление, что статистику никто не проверяет ни по горизонтали, ни по вертикали, и кто в своём отчете какую цифру загадал, то мы и имеем. Сейчас мы можем полагаться только на экспертные оценки. По моим наблюдениям, в официальной статистике не отражено 30–40% рынка», – считает директор Сибирского института планирования и развития туризма Олег Данилин. Он также приводит данные по Республике Бурятия, в которой официальные цифры в 300 тысяч туристов год разнятся с данными участников рынка, утверждающих, что этот показатель достигает 500–600 тысяч.      

По итогам прошедших лет агентство по туризму Иркутской области совместно с коллегами из других регионов направляло письмо в Ростуризм с просьбой повлиять на ситуацию, но в утверждённой после этого методике учёта потока остались лишь данные КСР-1 и ТУР-1. В связи с тем что информацию в Иркутск-стат подают далеко не все компании, их вряд ли можно считать показательными. По оценкам Сибирского института планирования и развития туризма, из 72 туроператоров, работающих в Иркутской области, отчиталась только 21 компания. При этом не поступила информация от самых крупных предприятий.

Региональное агентство по туризму своими силами пытается ис-править ситуацию и каждый год направляет операторам и гостиницам письма с просьбой указать данные об итогах работы. «Нам интересно, сколько человек за год обслужили предприятия, а также объёмы оказанных услуг. Некоторые в ответах представляют реальные цифры, а некоторые пишут, что за год обслужили шесть туристов. Видимо, действительно опасаются показывать реальные данные», – констатирует замруководителя ведомства. 

Представители рынка вынуждены «питаться некачественной информацией», да ещё и представленной через полгода после того, как она оказалась необходима. При этом нельзя недооценивать важность статистики для стратегического планирования. Как предполагают создатели принятой в прошлом году программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области», нынче регион должны посетить 755,1 тыс. туристов. А к 2016 году при выполнении всех условий программы поток должен вырасти до 1 млрд. 365,5 млн. человек. Муниципальную целевую программу развития отрасли планирует разработать и администрация Иркутска, однако пока объективных данных, на которых она могла бы основываться, нет.     

Олег Данилин как вариант выхода из ситуации предлагает создание «Барометра туризма» и приводит в пример опыт французских коллег, которые разработали систему, позволяющую в режиме онлайн собирать данные о количестве обслуженных клиентов. В идеале создание специального программного комплекса может занять три месяца,  его внедрение также не потребовало бы много времени. По идее Данилина, все игроки рынка при помощи системы могут ежемесячно делиться информацией о потоке и таким образом заполнять информационный вакуум. В начале февраля с таким предложением он обратился в правительство Иркутской области, но ответа пока не получил. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры