издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Молодой, успешный, перспективный...

Пропавший без вести

У молодёжных социальных сетей есть одно неприятное свойство: они быстро теряют интерес и забывают о том, о чём ещё вчера бурлили, как оставленная на включённой плите кастрюля. Их мало интересует, что Даниила Семакова нашли и все зловещие прогнозы не оправдались. Сегодня торопит новая тема дня: таинственно и необъяснимо пропала Ольга Стрельцова – вышла под утро из ночного клуба и канула в темноту. Особый ажиотаж новому кипешу в социальных сетях придаёт то, что мать Ольги уверена: дочь похитили. Что ж, давайте разбираться спокойно и взвешенно. Но начать всё-таки придётся с недавнего прошлого…

Даниил Семаков. Меж двух могил

18 февраля в «Иркутском репортёре» вышла статья «Кто-то теряется, кто-то находит», посвящённая якобы массовым пропажам людей в Иркутске, нелёгкой работе полиции по их поиску и, в частности, обстоятельствам пропажи Даниила Семакова, в которых уголовный розыск не находил ничего мистического. По последней причине репортаж не вызвал никакого интереса на форумах: это сильно расходилось с твёрдым убеждением людей о том, что в Иркутске действуют маньяки и даже целые группы похитителей, охотников за органами. Автора торопливо обвинили в отстаивании «полицейской точки зрения» и вернулись к увлекательному обсуждению теорий об организованном бизнесе современных работорговцев. 

В четверг, 29 марта, Даниила нашли замёрзшим на территории Лисихинского кладбища. И «Иркутскому репортёру» просто нужно было поставить точку и выяснить, были ли у молодого человека какие-то прижизненные повреждения и прочие «следы инопланетного вмешательства». Нашли Даниила утром двое случайно проходивших мимо бомжей, обнаружить которых, по объективным причинам, «Иркутскому репортёру» не удалось. Зато удалось поговорить с человеком, который стал первым свидетелем на месте обнаружения трупа молодого человека. 

Его зовут Сергей Гончаренко, он работает сторожем гаражного кооператива № 21, за задней стеной которого нашли Даниила. Сергей рассказывает:

– Какое-то движение у ворот кооператива началось приблизительно в одиннадцать часов. Приехала полиция – это был экипаж ППС. Была мерзкая погода, шёл сильный снег, дул резкий ветер. И через некоторое время патрульные пришли в нашу сторожку, греться. От них я и узнал, что на территории кладбища труп.

Тело Даниила нашли двое бомжей, которые брели по дальней тропинке, идущей вдоль задней стены гаражного кооператива от Байкальской, параллельно улице Станиславского. Но отважился добежать до ближайшего первого попавшегося экипажа ППС только один – жаль, что в этой истории он останется безымянным. Патрульные спешно прибыли на место происшествия, чтобы проверить информацию.

К часу дня приехала следственно-оперативная группа ОП-8, полицейские пришли в сторожку писать протоколы и опрашивать бомжа. Он рассказал, что шёл с другом сдавать цветной металл в ближайший пункт приёма. Около двух дня все, включая Гончаренко, взятого в качестве понятого, пришли на место происшествия. 

– Парень лежал чуть в стороне от тропинки, в ложбинке, образованной двумя заросшими могильными холмиками без оградок, головой в сторону Байкальской. Лежал на спине лицом вверх, лицо было чистое, спокойное, без синяков и ссадин, – добросовестно, сильно заикаясь, вспоминает Сергей. – Одна рука была согнута в локте и прижата к груди, вторая – вдоль тела.   Одет он был легко – без перчаток и без шапки, в тонких джинсах, майке и куртке. Потом в сторожке я узнал, что около него нашли  его паспорт. Тело сразу раздели и осмотрели, чтобы найти следы ранений, но, как я слышал от оперативников потом, никаких повреждений не нашли. 

На самом деле около тела нашли портмоне, где кроме документов были пластиковые карты.

Единственный вопрос, который, скорее всего, останется без ответа, – зачем Даниил забрёл в это глухое место. Можно предположить как: известно, что он шёл по прямой по улице Депутатской, которая упирается в угол Станиславского, где есть прямой проход на кладбище. Затем Даниил повернул направо и пошёл по тропинке вдоль забора – об этом свидетельствуют разрывы на джинсах ниже колен, словно он спотыкался на глубоком снегу и цеплялся за оградки могил. Он прошёл около 150 метров…  

На чужих безымянных могилах появились свежие цветы: на место гибели молодого человека приезжали его родные и друзья. 

– Это опять выпало на мою смену – они заходили ко мне в сторожку, я им дорогу показывал. Сначала приезжал дедушка, потом какие-то молодые люди, – рассказывает Сергей и сетует: – Если бы не прошёл мимо нас, постучался – огни-то горели, свет в окне был, – может быть, и не закончилось всё так страшно.    

Ольга Стрельцова. Пропавшая на набережной

На заброшенных могилах появились свежие цветы

Неловкую паузу, вызванную отсутствием любой мистики в пропаже и последующей находке Даниила Семакова, сменил быстро новый шум на просторах местного рунета: в ночь с 24 на 25 марта из ночного клуба «Акула» вышла студентка 5-го курса одного из местных вузов Ольга Стрельцова, пошла вдоль по набережной Ангары и таинственно исчезла. Мама девочки убеждена, что дочь не могла с собой ничего сделать сама: умница, красавица, очень положительная Ольга изучала мировую экономику, недавно проходила практику во Франции и была полна планов на предстоящее лето. 

Поэтому когда маме сообщили, что есть веские причины утверждать, что это был суицид на почве нервного срыва, её реакция была однозначной: девочку похитили, пытают, продали в рабство, а вы не хотите искать! Горе матери понятно любому человеку, но есть совершенно очевидные факты, с которыми спорить бесполезно.

Итак, после четырёх часов утра девушка вышла из ночного клуба, где отдыхала с двумя своими подругами. Подруги потом рассказали, что она с ними не попрощалась, исчезнув внезапно, когда одна из подруг была на танцполе, а вторая – в туалете. Они немедленно послали ей эсэмэску: «Ты где?» Ольга ответила, что устала, чувствует себя плохо и пошла домой спать. Но уже в 4.21 она отправила СМС своему молодому человеку. В ней она говорила, что любит его и не может так больше жить. 

Впоследствии выяснилось, что молодой человек фактически и не был её возлюбленным – они вместе учились, три года назад начали встречаться, но уже около года прошло, как эти отношения прервались, и сам молодой человек утверждал, что расстались они без ссор, выяснения отношений и трагедий. 

Путь Ольги отследили по камерам внешнего наблюдения на зданиях набережной. Девушка не гуляла – она целе-устремлённо куда-то шла.  Последней её «видела» веб-камера на Центре сохранения историко-культурного наследия: девушка прошла под старым ангарским мостом мимо автостоянки и дальше направлялась куда-то в сторону пристани на Цесовской набережной. Это было в 5.20 утра. Примерно в это же время она отправила свою последнюю СМС…

Содержание всех отправленных ею сообщений было характерно и однозначно: она угрожала молодому человеку, что покончит с собой, бросившись в Ангару, чтобы он потом всю жизнь винил в этом себя. И даже советовалась: «Может, мне прямо здесь прыгнуть? Или дойти до моста?» Молодой человек, кстати, проявил редкую выдержку и рассудительность и до последнего сообщения отговаривал её: «Ты что, сошла с ума? Подумай о матери, как она будет жить без тебя?! Ты напилась, иди домой и отоспись, завтра поговорим об этом спокойно!»  

Мать уверена: её дочь не могла отправить все эти СМС. Но даже камеры свидетельствуют об обратном: девушка шла и на ходу отправляла сообщения. Мать убеждена, что если бы были съёмки с камер внутри «Акулы», то на них можно было бы обнаружить следы конфликта, который мог привести к похищению девушки. Но это похоже на надежду отчаяния. 

На странице поиска Ольги Стрельцовой в социальных сетях сегодня зарегистрировались более восьми сотен человек. Когда оперативники, ведущие розыск Ольги, спросили у её матери, зачем она обратилась к помощи Интернета, та ответила, что никакого отношения к этому не имеет, а среди этих людей нет ни одной подруги самой Ольги. Следует заметить, что на страничке поиска Алексея Буторина (ещё одного из пропавших с начала года иркутян) до сих пор желающих его найти общественников в четыре раза меньше. Видимо, это уже не так интересно…  

Через полтора месяца в Бохане…

Даниила нашли в заброшенной части Лисихинского кладбища, в ложбине меж двух могильных холмов

5 января 2010 года по старому ангарскому мосту шёл 16-летний Александр Т. и разговаривал по сотовому телефону со своим отцом. Беседа носила совершенно нейтральный повествовательный характер. Посреди фразы молодой человек сказал отцу что-то вроде: «Знаешь, а вообще мне всё как-то сильно надоело…» После этого отец услышал в своём телефоне свист воздуха и звук удара. Молодой человек спрыгнул с моста, даже не прервав разговора с отцом. Его тело было найдено на берегу Ангары в районе Бохана 31 мая того же года. Парень был из благополучной семьи, всё в его жизни было хорошо, и не было решительно никаких предпосылок, чтобы так внезапно покончить счёты с этой прекрасной жизнью. 

Начальник бюро регистрации несчастных случаев подполковник полиции Елена Кузнецова уверена: нет никакого вала, повышения количества случаев самоубийств, статистика этого не подтверждает. Но она вынуждена признать, что в последнее время выявилась страшная, кошмарная, ужасная тенденция: среди этого обычного количества суицидов всё больше и больше встречается случаев, когда себя убивают молодые, успешные, любимые и перспективные молодые люди. Убивают как без внешних, так и без впоследствии выявленных хоть сколько-нибудь весомых причин это сделать. 

11 марта студент второго курса ИГУ 21-летний Александр П. собирался с отцом ехать по каким-то делам. Семья была дружной, учёба успешной, и несчастной любви у парня не было. Тем не менее в три часа дня он вдруг отказался ехать с отцом, объяснив, что у него возникли собственные неотложные дела. Ровно через полтора часа, в 16.30, на пульт дежурного УВД поступило сообщение, что молодой человек очень высокого роста спрыгнул с моста. Александр был ростом почти два метра… Через сутки его нашли в Ангаре дайверы, на глубине трёх метров – тело не унесло только потому, что он зацепился одеждой за какой-то затопленный строительный мусор. 

– Кстати, в Иркутске есть группа дайверов, которые всегда откликаются на наши просьбы о помощи, – рассказал начальник отдела по координации деятельности органов внутренних дел по розыску лиц Управления уголовного розыска ГУ МВД по Иркутской области Сергей Чен-юн-тай. – У них есть обычный маршрут, который они хорошо знают, – от Лисихи до мясокомбината. Когда выяснились обстоятельства исчезновения Ольги Стрельцовой, мы сразу связались с ними и они прочесали ангарское дно. Поиск ничего не дал: ребята объяснили, что идёт период таяния льда и вода очень мутная. А в таких случаях тело обычно обнаруживают через полтора-два месяца в районе Бохана. 

Вместе с Ольгой Стрельцовой на форумах в качестве доказательства продолжающихся в Иркутске массовых необъяснимых исчезновений молодых людей часто вспоминают 18-летнего Артёма Шаляпина. Он ушёл из дома 28 марта этого года и пропал. Но при выяснении обстоятельств его исчезновения стало известно, что Артём очень переживал гибель своего отца, который умер семь лет назад и был похоронен на городском кладбище Усолья-Сибирского. Оказалось, он иногда рассказывал друзьям, что постоянно видит во сне своего отца, который зовёт его к себе. А накануне своего исчезновения парень отправил подруге СМС, что «уходит к отцу на небеса».

Оперативники немедленно связались со своими усольскими коллегами, но на кладбище молодого человека не обнаружили. Мать мальчика также приезжала на кладбище, но могилу своего бывшего мужа найти по непонятным причинам не смогла. А старушки, сидящие у входа на погост и продающие цветы и венки, опознали молодого человека по фотографии и подтвердили, что накануне видели его. Не хотелось бы думать об этом, но обстоятельства пугающе напоминают исчезновение Даниила Семакова. 

Тем временем некоторые общественные деятели социальных сетей предлагают провести митинг в знак возмущения бездействием полиции по розыску таинственно, мистически пропадающих людей, большинство которых молодые, здоровые и красивые. Однако сомнительно, что это вернёт хоть кого-то из пропавших. 

Когда верстался номер

Вчера, 6 апреля, во второй половине дня в лесополосе неподалёку от Качугского тракта около Хомутово было обнаружено тело повешенного на дереве Алексея Буторина. Его случайно обнаружил один из военнослужащих части, расквартированной в посёлке Горный (рядом с Хомутово), в котором проживал молодой человек.  

Работники следственно-оперативной группы, выехавшей на место обнаружения тела, прокомментировали, что подобный исход их совершенно не удивил, так как в обстоятельствах пропажи Алексея не было ничего загадочного. Накануне исчезновения он поссорился с родителями – они узнали, что Алексей, каждый день уходящий утром из дома якобы на учёбу, в своём учебном заведении не появлялся уже год. Родители приказали ему на следующий день принести свою зачётную книжку. Он, как обычно, ушёл «на учёбу». И пропал. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры