издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не по сценарию

В Иркутской области действует самый низкий класс пожароопасности

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

В Приангарье приближается пора лесных пожаров. Несмотря на то что в Иркутской области из-за дождливого апреля лесные пожары пока не начались, сотрудники ГУ МЧС признают, что ситуация может ухудшиться. Уже сейчас в регионе всё чаще возникают очаги неконтролируемого пала, который, если не принять меры, может превратиться в большой пожар. Усугубляют положение близко расположенные к лесным массивам жилые районы. В области в зоне огненного риска находятся 267 населённых пунктов. Не все поселения готовы к наступающему пожароопасному периоду, отмечают в ГУ МЧС по Иркутской области, на территории 11 муниципальных образований всё ещё действует особый противопожарный режим.

Леса в Приангарье загораются сразу после Забайкальского края и Республики Бурятия. По данным ГУ МЧС на 16 апреля, в каждом из соседних регионов уже больше 200 очагов возгорания. Во многом сказываются особенность лесной зоны и большое количество материала для пожаров: сухой травы, которую вовремя не убирают, мусора. В основном, как показывают и многолетние наблюдения, страдает лесная зона. 

В прошлом году первый лесной пожар в Иркутской области  был зарегистрирован 18 апреля. Этой весной область отличилась: с начала пожаро-опасного периода на территории СФО в Приангарье не произошло ни одного пожара. Такой хороший показатель только у Кемеровской области. 

Иркутские спасатели, впрочем, не торопятся делать выводы. Как пояснили в ГУ МЧС по Иркутской области, огонь в регион придёт сразу, как только растает снег. Этой зимой в Приангарье выпало самое большое количество снега за последние пять лет. В лесу он ещё не успел сойти, но, учитывая тёплые устоявшиеся температуры, земля скоро вскроется. Тогда пожароопасный период начнётся и в области. «Как только сошёл снег, речь заходит о лесных пожарах. Но на природные факторы, например молнии, в среднем приходится только 15% случаев возгорания в лесу. Основная часть – больше 80% – это внесение источника огня человеком», – отметил  заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Иркутской области Валентин Нелюбов.

На сегодняшний день основная угроза для леса – пал травы. Его устраивают простые жители без специальной техники и навыков. Как показывает практика, проводить пал травы не так просто, как кажется. Угроза, что пал превратится в неконтролируемое возгорание, слишком высока. Увеличивается риск возникновения пожара в связи с ветром и штормом. 

В ГУ МЧС отметили, что нынешняя весна выдалась очень ветреной, от иркутских метеорологов часто приходят штормовые предупреждения. Однако иркутян это совсем не волнует. Они по-прежнему поджигают сухую траву, чтобы якобы очистить территорию от неё или даже мусора. В минувшие выходные сотрудники МЧС выезжали на 127 вызовов по тушению неконтролируемого пала. Во всех случаях обошлось без жертв и потери имущества. Спасатели подчёркивают, что за палом никто не следил и при резком порыве ветра ситуация могла стать плачевной. «Все знают о большом пожаре 1879 года, когда выгорел почти весь Иркутск. Если сейчас будут продолжать устраивать пал и оставлять его без присмотра, в ветреную погоду история может повториться», – предостерёг Валентин Нелюбов. Сегодня для поджигателей существует административная ответственность. Так, для граждан штрафные санкции  – от 3 до 6 тыс. рублей, для должностных лиц сумма доходит до 15 тыс., юридическим лицам придётся заплатить от 70 до 150 тыс. рублей. Но найти виновных удаётся редко, признают в ГУ МЧС. Порой тех, кто устроил несанкционированный пал травы и оставил без присмотра, жители знают в лицо. Но доказать вину получается не всегда.  

Пал травы как способ профилактических мер действительно используется, признали иркутские спасатели. Старую траву в опасных зонах сжигают, чтобы в период лесных пожаров на этой территории попросту нечему было гореть. Но такой пал проводят специально обученные люди с целым комплектом оборудования в определённые погодные условия. Более  того, муниципальным образованиям, на территории которых есть опасные «огненные» зоны, предписано иметь вокруг населённых пунктов противопожарную полосу. Для этого на расстоянии 15 (для посёлков) и 50 (для городов) метров от границ поселения целенаправленно сжигают траву и сразу же снимают верхний слой земли, пояснили в отделе организации пожаротушения и АСР ГУ МЧС по Иркутской области.

Однако не все районы выполнили такую профилактическую меру. «Все 267 населённых пунктов мы проверили на готовность к пожароопасному периоду. Выявили 352 нарушения. В чёрный список попали 17 населённых пунктов из Куйтунского, Зиминского, Катангского, Тайшетского и Слюдянского районов. Здесь выявленные нарушения по требованию МЧС до сих пор не устранили. Сейчас ведётся работа с прокуратурой», – рассказал заместитель начальника регионального управления, и.о. главного инспектора Иркутской области по пожарному надзору ГУ МЧС Виктор Пашков.

Кроме того, ситуация значительно усложняется из-за увеличения числа пожаров непосредственно в населённых пунктах. До сих пор особый противопожарный режим действует в 11 муниципалитетах области. Самая  сложная картина в Зиме, Свирске и Тулуне. Здесь количество погибших людей в прошедшем квартале уже достигло уровня гибели людей на этих территориях за весь прошлый год, отметил Пашков. Ещё в ряде районов местные власти отказываются вводить особый режим на своей территории. В результате почти каждый день происходят пожары с гибелью людей.

Все эти факторы могут спровоцировать резкий приход огня в леса Приангарья. Иркутские спасатели уже готовятся к худшим сценариям. Для борьбы с наступающим огнём подготовлено более восьми тысяч человек, почти четыре тысячи единиц тяжёлой техники: тракторы, бульдозеры, вездеходы. На помощь спасателям в этом году пришёл и беспилотный летательный аппарат. Он позволит вычислять места возгораний с воздуха. 

Пока же в Иркутской области класс пожарной опасности самого низкого, первого уровня. Однако на территории СФО для сил и средств МЧС введён режим готовности номер один. Поэтому иркутские спасатели призывают не расслабляться, иначе в области может повториться сценарий соседних регионов, когда в огне сгорел целый населённый пункт, как это произошло в минувшие выходные в Забайкальском крае.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры