издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Патриарх стальной магистрали

  • Автор: Николай АЛФЁРОВ

Александр Николаевич Троицкий отдал Восточно-Сибирской железной дороге без малого полвека. В иерархии её командного состава он стоял на высокой ступени: был начальником отдела пассажирской службы. То есть сферы, непосредственно сопрягающейся с интересами миллионов людей, для которых крупнейшая на востоке страны магистраль в силу различных обстоятельств время от времени становится дорогой жизни. Именно этот «выход» на бесконечный живой поток вкупе с повседневной ответственностью за вверенное ему сложное «хозяйство» сформировали личность Александра Николаевича как опытного руководителя.

Человек скромный, Александр Николаевич ничего выдающегося в своей биографии не видел. Но разве ордена Отечественной войны первой степени и Красной Звезды, а также две медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» – разве все эти ратные награды, отражающие его боевой путь, не говорят сами за себя? Разве Почётные грамоты, юбилейные медали, трое именных часов от трёх министров МПС не свидетельствуют о том, что и в мирные годы почётный железнодорожник Александр Николаевич Троицкий, как солдат, достойно исполнял свой долг?

Но был в уже послевоенной жизни эпизод, которым он гордился наособицу. В 1975 году А. Троицкий, А. Поляков и К. Луковский – три фронтовика-железнодорожника – доставили в Иркутск Вечный огонь с могилы Неизвестного солдата у Кремлёвской стены. С той поры, как горит этот Вечный огонь на мемориальном комплексе «Иркутяне в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», сквер за зданием областного правительства стал одним из самых почитаемых мест нашего города.

Наверное, некую нравственную эстафету он принял от своих предков-священнослужителей. Как предполагал сам Александр Николаевич, архиепископ Владимир Александрович Троицкий, которого не сломила даже ссылка на Соловки, был его близким родственником. Отец же Александра Николаевича, Троицкий Николай Александрович, во многом повторил судьбу архиепископа Владимира Александровича. Он тоже был священником, в конце двадцатых годов прошлого века из Ульяновска был направлен в Иркутск, где служил в Иерусалимской, Александровской и Владимирской церквях. Вот только повезло ему меньше: в 1937 году Николай Александрович Троицкий был арестован и расстрелян. Мама Александра Николаевича, Надежда Владимировна, всегда говорила сыну: «Нам нечего стыдиться за твоего отца; он был честным, порядочным человеком, когда-нибудь его оправдают…».

Сам же Александр Николаевич Троицкий избрал для себя другую, мирскую, стезю: в его жизни главной стала железная дорога. Он учился в железнодорожной школе на станции Иркутск-Сортировочный, затем в железнодорожном техникуме, после окончания которого работал разъездным дежурным на железнодорожной ветке Улан-Удэ – Наушки. В Великую Отечественную войну добился того, чтобы сняли с него бронь. Шесть месяцев учёбы в Иркутском военно-инженерном училище, и вот уже в 1944 году лейтенант Александр Троицкий направляется к месту несения службы – на Карельский фронт. Первое боевое крещение – Свирско-Петрозаводская операция, которой командует генерал армии Мерецков.

Да, Александр Николаевич Троицкий очень любил погибшего в 1937 году отца, но Родину любил не меньше. Поэтому, возмужав, отправился её защищать.

Ему на всю жизнь запомнилась переправа через Свирь, словно кипящую от разрывов вражеских снарядов. В водах этой реки погибали наши солдаты, брошенные на штурм противоположного берега, на котором окопался враг. Те, кому удавалось выбраться из этого месива, тут же шли на штурм огневых неприятельских позиций. Шесть огневых линий вражеской обороны нужно было преодолеть, чтобы выбить фашистов из Петрозаводска. Впоследствии Александр Николаевич не раз вспоминал, какой большой солдатской кровью оплачена была та переправа через Свирь и главная цель наступления – освобождение этого города. 

За участие в успешном форсировании реки Свири лейтенант Троицкий был награждён медалью «За отвагу». Эта была его первая награда, о которой он спустя много лет скажет: «Самая дорогая…» Ну а победу Александр Николаевич Троицкий встретил в Праге. Вернувшись в Иркутск в первый послевоенный 1946-й год, пришёл на Восточно-Сибирскую железную дорогу и больше уже с ней не расставался.

Судьба подарила ему встречу с женщиной, которой он отдал своё сердце. Со своей Валентиной Петровной он прожил душа в душу 36 лет, поровну деля с ней и радости, и испытания. Они понимали друг друга с полуслова; порознь они бы не пережили уготованный им судьбой страшный удар – смерть обеих дочерей. Овдовев, Валентина Петровна признаётся: «Без поддержки Александра Николаевича я бы это горе не выдержала…»

Александр Николаевич Троицкий умер в феврале 2005-го: сказались фронтовые ранения и беспокойная его должность. А в памяти, в сознании всех, кто знал Александра Николаевича, кто трудился рядом с ним или под его руководством, он так и остался патриархом Восточно-Сибирской стальной магистрали – самой главной, единственной дороги его жизни.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры