издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Шумное дело с тихим финалом

Президент фонда «Город без наркотиков» покинул скамью подсудимых с условным сроком

Агентство недвижимости «Ангарский проспект» было организовано в феврале 2003 года тремя молодыми ангарчанами – Александром Берёзовым, Александром Шумиловым и Романом Поповым. Соответственно, они занимали должности юрисконсульта, риэлтора и директора. Осенью 2004 года Шумилов предложил новую схему работы по продаже населению квартир на рынке вторичного жилья. Так как сейчас в некоторых СМИ методы работы агентства называют «имеющими признаки финансовой пирамиды», следует остановиться на этом подробнее. 

Человеку нужно купить квартиру, но у него недостаточно денег. Он собирал некую сумму и шёл с ней в «Ангарский проспект». Первый вклад составлял 30%, 50% или 70% от конечной стоимости квартиры, причём, если человек вносил треть суммы, квартиру ему покупали через полгода, если половину – то через три месяца. Учредители агентства при этом на указанный срок получали деньги вкладчиков без процентов и могли пускать в оборот по своему усмотрению. 

Потом агентство добавляло недостающую для покупки квартиры сумму из своего кармана, которую счастливый обладатель жилья должен был вернуть под 15% годовых. 

– Это была не пирамида, а абсолютно рабочая схема, – и сейчас уверен Шумилов. – Достаточно сказать, что из ста заключённых договоров мы купили 40 квартир, приблизительно пятьдесят договоров расторгли по разным причинам сами вкладчики, и взносы им были возвращены. Только десять человек не получили свои деньги, когда агентство прекратило выполнять свои обязанности. Но это было уже после моего увольнения…

Схема успешно работала до конца лета 2005 года, когда Шумилов уволился из «Ангарского проспекта», вышел из состава учредителей и в августе создал общественный фонд «Город без наркотиков». Принципиально, что на тот момент агентство продолжало выполнять свои обязательства по договорам, в том числе заключённым Шумиловым. К тому времени у Берёзова с Поповым произошёл конфликт и Попов ушёл из организации, а Берёзов стал директором. 

Оставшись за главного, Берёзов решил, что прежняя схема слишком сложная, и изобрёл свою. Он выпустил векселя, по которым брал у людей деньги на жильё под 24% годовых, выплачивавшиеся вкладчикам до покупки квартиры. А продавал им квартиры под те же 15%, которые они выплачивали ему после покупки. По его словам, выгода была в том, что 24% он платил всего год, который искал квартиру, а 15% они платили ему в течение 10 лет, пока погашали сумму, внесённую агентством на покупку квартиры со своей стороны.  

В июне 2006 года Берёзов решает закрыть агентство и прекращает выплачивать деньги. Клиентам он говорит, что деньги не то похитил, не то растратил Шумилов, сам пишет на него заявление в милицию и благополучно уезжает жить в Москву. Именно по этим векселям обманутыми оказались 182 человека. Объяснял он это тем, что Шумилов всё расхитил, когда по старой дружбе в должности приглашённого юрис-консульта подменял его в агентстве, пока сам он был на сессии в середине 2006 года.  

Дело было возбуждено Следственным управлением УВД Ангарска летом 2007 года по ст.159 «Мошенничество», а затем передано в следственную часть ГСУ УВД Иркутской области. Но прокурор отказался поддержать обвинение из-за отсутствия состава преступления в действиях Шумилова, и дело вернули на доследование. В частности, это было вызвано тем, что из 182 договоров подпись Шумилова об их заключении стояла только на 20 – тех, которые он оформил, замещая Берёзова летом 2006 года, пока тот был на сессии.

После развала дела обманутые вкладчики массово стали подходить в поисках правды не к кому-нибудь, а к адвокату Шумилова Сергею Сысоеву. По его совету они пишут жалобу на постановление о прекращении уголовного дела против самого Берёзова. Берёзова вызывают из Москвы, и дело получает новое развитие: теперь обоим бывшим соучредителям «шьют» групповое мошенничество по предварительному сговору. Ведение этого непростого дела досталось судье Виктории Агаевой. 

– Нужно отметить, что с судьёй мне повезло: Виктория Викторовна вчиталась в каждую бумажку, разобралась буквально во всём, – комментирует произошедшее сам Шумилов. – Было ясно, что приговор вынесут обвинительный, вопрос был только в длительности срока. 

Срок давности по части 2 статьи 159 («Мошенничество, совершённое группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину»), который составляет шесть лет, истёк 9 июня 2012 года, за несколько дней до вынесения приговора. Поэтому преследование обвиняемых по этой части было прекращено. Шумилова и Берёзова осудили по частяч 3 и 4 – «Мошенничество, совершённое организованной группой с использованием своего служебного положения».

Совершенно замечательный прецедент этого дела состоит в том, что суд учёл общественную деятельность Шумилова, а именно его работу в фонде «Город без наркотиков».

– С каким чувством ты шёл на приговор?

– Я был уверен, что меня арестуют в зале суда. В последнем слове я сказал, что не согласен с предъявленным мне обвинением, но чувствую свою ответственность за то, что произошло с вкладчиками «Ангарского проспекта».  Поэтому, когда мне определили четыре года условно, я решил, что мне дали шанс, который нужно отработать.

– Это что значит?

– Это значит, что все деньги, которые пропали в «Ангарском проспекте», я намерен вернуть. Собственно, я не прекращал это делать всё то время, когда началось это дело. На сегодня я выплатил около трёх миллионов: у меня дома пачка расписок лежит с ладонь толщиной. Осталось каких-то 17 миллионов. 

– Почему 17? Это же общая сумма задолженности, ваша с Берёзовым…

– Мы когда вышли из суда, я его спросил: «Ты будешь возвращать деньги?» Он ответил: «Нет, вот что у меня найдёт судебный пристав – пусть забирают». Я ему сказал: «Значит, я буду…»  

В этом решении нет никакого толстовства: трудно ждать от человека, не первый десяток лет занимающегося боксом, того, что он подставит другую щёку. Про старшего коллегу Шумилова по фонду «Город без наркотиков», екатеринбургского наркоборца Евгения Ройзмана, ходит такая байка. Ройзман, как известно, в юности отсидел несколько лет. Много позже пришёл к нему один авторитетный человек и спросил: «Женя, у тебя свой бизнес, свои дела. Зачем ты возишься с этими наркоманами?» «Я отдаю долги», – ответил Ройзман. «Какие долги? Ты всё уже всем отдал!» – удивился этот человек. «А я и за тебя отдаю», – ответил Ройзман. Создаётся впечатление, что в своём решении Александр Шумилов руководствовался именно этой нравственной установкой. В конце концов в той деятельности, которой он себя посвятил, репутация дороже денег.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры