издательская группа
Восточно-Сибирская правда

МС-21, робот-спасатель и «котолёт»

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Полторы тысячи технарей со всех уголков России и из более чем 30 стран мира съехались на Байкал. Второй Международный промышленный форум «Инженеры будущего – 2012» стартовал в Большом Голоустном на прошлой неделе. Иркутскую область на форуме представляют 100 человек из Иркутска и Братска, в том числе студенты НИ ИрГТУ и молодые инженеры Иркутского авиационного завода, Иркутского завода тяжёлого машиностроения, Иркутского релейного завода.

Восточное гостепримство и байкальские инновации

Лагерь форума «Инженеры будущего – 2012» разместился на берегу Байкала, недалеко от посёлка Большое Голоустное. Полторы тысячи участников съехались из 62 регионов России и из более чем 30 стран мира. По флагам, развевающимся над лагерем инженеров будущего, можно смело учить географию: Самара, Тольятти, Киров, Ярославль, Москва, Улан-Удэ, далёкий Комсомольск-на-Амуре и, конечно же, Иркутск. 

Официальное открытие второго промышленного форума, на котором участникам рассказали о перспективах Иркутской области и машиностроительного комплекса России, состоялось 20 июля. Однако в лагерь технари начали съезжаться заранее, кто-то – чтобы адаптироваться к смене часовых поясов, кто-то – чтобы основательно обустроиться на новом месте. Каждая делегация постаралась выделить свою стоянку. За несколько часов палаточный городок превратился в место дислокации ярких ракет, удивительных самолётов и сказочных героев. 

Делегация Рязанской области прибыла на Байкал за день до открытия. «На форуме впервые. Давно мечтали побывать на Байкале. Красота такая, просто слов нет. К чистому воздуху и завораживающему виду Байкала привыкнуть не можем», – поделились гости. Украсить свою палатку рязанские инженеры решили моделью самолёта, сделанного из подручных материалов. Но, признаются, байкальская атмосфера подарила вдохновение. Самолёту нарисовали глаза, приклеили уши, а затем назвали «котолётом». Такой необычный талисман, уверена команда, принесёт удачу.

Гости с Востока фортуну не зазывают, зато пригласили в гости журналистов. Палатка китайцев превратилась в новогоднюю ёлку. Вместо игрушек развешены таблички со словами «Добро пожаловать!» на разных языках мира. 

Пожалуй, одной из самых ярких команд оказались хозяева форума. Делегация Иркутского авиазавода развернула на своей стоянке цех по сбору самолётов. На входе стоит камень, раскрашенный под цвет неба, с подробной инструкцией: «Направо пойдёшь – Су-30 соберёшь, налево пойдёшь – Як-130 соберёшь, прямо пойдёшь – МС-21 соберёшь». Разработку последнего воздушного судна Иркутский авиазавод представил на форуме. Пассажирский самолёт МС-21 сможет прийти на смену Ту-154, «Боингу 737», «Эрбасу А320». Планируется, что первая модель взлетит уже через три года.

Альтернативные роботы

Пока делегации обустраивали быт, студенты и сотрудники ИрГТУ демонстрировали свои инновационные разработки. На площадке более 100 квадратных метров молодые учёные разместили 19 проектов, 15 из которых вынесены на суд общественности впервые. Некоторые разработки появились всего несколько месяцев назад. Так, студенческое конструкторское бюро «Импульс» представило систему «Робот-перевёртыш». Робот предназначен для работы в экстремальных условиях на местах чрезвычайных происшествий. По задумке авторов, на агрегат можно устанавливать сменное оборудование: грузовые захваты, бетоноломы, дисковые пилы и другое. «Проекту около двух месяцев. На форум мы привезли модель. Машина будет оснащена датчиками температуры, системой видеонаблюдения. Управлять роботом можно будет дистанционно, он предназначен для транспортировки объектов и даже людей из-под завалов, например», – рассказал один из авторов проекта Антон Плакущий.

Большой интерес участников и гостей промышленного форума привлекли ещё одни роботы. Необычный агрегат в форме цилиндра, с колёсами по всему периметру и движущейся камерой предназначен для самых сложных работ в нефтепроводах. Радиоуправляемая машина создана для диагностики и восстановления трубопроводов, которые имеют сложную извилистую систему и вертикальные участки. «Использование проводного и так называемого «летающего» робота с радиоуправлением позволяет в несколько раз повысить технологическую и экологическую безопасность нефтехимического производства и не допустить аварий. Востребованность в наших комплексах очень высокая. Мы успешно работаем с АНХК, предприятиями ТНК-BP», – поделился разработчик Роман Кононенко.

Использование проводного робота иркутского производства позволяет в несколько раз повысить технологическую и экологическую безопасность на нефтяных площадках

Лагерь форума располагается практически в чистом поле, многие бытовые вопросы участникам приходится решать неординарными способами. И как нельзя кстати в этом году пришлась разработка политеховцев плоского жидкостного солнечного коллектора. Конструкция площадью всего один квадратный метр нагревает 100 литров воды за пару часов. День открытия форума на Байкале выдался пасмурным, пробрасывал дождь. Но даже в такую погоду вода прогрелась почти до 30 градусов. «Коллектор можно использовать на даче, в жилом доме, даже на производстве. Мы предлагаем уникальную систему трубок, за счёт которой вода быстрее нагревается и дольше остаётся горячей. Изобретение запатентовано», – рассказал автор Александр Туник. В солнечную погоду коллектор позволяет нагревать жидкость до 60–80 градусов. Заранее приехавшие делегации уже успели опробовать новинку, воспользовавшись горячей водой. Солнечный коллектор иркутского производства намного эффективнее и экономичнее зарубежных аналогов, утверждают разработчики. Испытания солнечного коллектора продлятся целый год, затем его установят на стадионе университета. 

У авторов проектов, представленных на форуме, есть уникальная возможность получить бизнес-предложения и найти деловых партнёров. Несколькими разработками технического университета заинтересовался управляющий директор ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» Леонид Белых. Особенно его привлекло создание в Иркутске новых водородных топливных элементов. Молодые учёные ИрГТУ привезли на форум первые опытные образцы альтернативных источников энергии. «Мощностные характеристики наших водородных ТЭ на 50 процентов выше аналогов.

Стоянка делегации Иркутского авиазавода за пару часов превратилась в цех по сбору самолётов

При этом мы имеем простую и безопасную технологию синтеза: отсутствуют фторсодержащие вещества. Это экологичный проект, стоимость изготовления которого до 10 раз ниже зарубежных аналогов», – пояснила одна из разработчиков Александра Чеснокова. Такое альтернативное топливо можно использовать в автомобилях, сотовых телефонах, ноутбуках, а также в авиации и космических системах. Во время экскурсии по павильону, где были представлены все разработки, Леонид Белых отдельное внимание уделил тому, что Улан-Удэнский авиазавод может выпускать беспилотные летательные аппараты, работающие на водородном топливе, которое разработали иркутские молодые инженеры.

Десять дней проведут на Байкале инженеры будущего. В рамках форума пройдут лекции, круглые столы, мастер-классы, дискуссии с участием руководителей крупнейших промышленных предприятий, консалтинговых компаний, преподавателей ведущих технических вузов. Каждый день расписан с семи утра до двенадцати ночи. К такому режиму, признаются участники, они готовы – энергией заряжает Байкал. Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко на открытии заявил, что отныне Международный промышленный форум «Инженеры будущего» будет проводиться в Иркутской области ежегодно. 

Фото предоставлены пресс-службой НИ ИРГТУ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры