издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Романтика на ровном месте

Водитель трамвая Виталий Шлижис выбрал профессию сердцем

В детстве, когда мальчики мечтают стать космонавтами и пожарными, Виталий Шлижис грезил профессией водителя трамвая. Прошло время, парень стал задумываться о других занятиях. Потом забыл о своей мечте. Но в 18 лет пошёл подрабатывать на лето кондуктором трамвая, да так и остался. Окончил курсы водителей и уже шесть лет трудится вагоновожатым. «Я без движения не могу. Ухожу в отпуск, и уже через несколько дней начинает тянуть на работу, трамваи даже во сне вижу», – рассказывает о своей работе Виталий.

Рабочий день у водителей трамваев начинается рано – в пять часов утра. Виталий говорит, что его это не тяготит. «Я поднимаюсь в четыре утра, иду на работу пешком по пустому городу. Приятно осознавать, что уже через пару часов дороги будут заполнены машинами, – говорит вагоновожатый. – Вы не представляете, какая это романтическая профессия! Мы встречаем рассветы и закаты, видим, как город просыпается, как он засыпает. Из своей кабины можем наблюдать, как город меняется, переходит из весны в лето, из лета в осень. Как на улицы струится дождь, а потом их заливает солнце. 

Помните, примерно месяц назад был ливень? В это время я был на линии. Приходилось ехать буквально на ощупь, ничего не было видно. Потом тучи разошлись, выглянуло солнышко, появилась радуга. Я ехал, смотрел на эту картину, на дома, залитые ярким солнцем, и радовался». Кстати, молодым людям, которым в жизни не хватает романтики, Виталий посоветовал идти в водители трамваев. Их как раз в нашем городе недостаточно. 

Конечно, большую часть работы водителя трамвая занимает не любование городскими пейзажами. Во время движения по маршруту бывает немало поводов для огорчения. «Раздражителей много. Где-то пешеход перед самым носом в неположенном месте перебегает дорогу, где-то на перекрёстке машина не пропускает. Часто бывают пробки и диспетчер разворачивает трамвай, отправляет по другому маршруту. Люди же, которые не доехали до своей остановки, обрушивают гнев на кондуктора и водителя. В этом случае я стараюсь объявить, куда следует вагон, закрываюсь в кабине и не отвечаю на негативные высказывания пассажиров».

Самое главное, по словам Виталия, в такие минуты – сконцентрироваться, стараться не нервничать. «Обычно я сосредотачиваюсь на мысли, что в вагоне едут пассажиры, они спешат по своим делам и мне нужно в целости и невредимости довезти их до места», – отмечает вагоновожатый. 

Профессионализм в сочетании с лёгким нравом и философским отношением к жизни, скорее всего, и позволили Виталию стать победителем конкурса на звание лучшего водителя трамвая. Соревнование прошло в Иркутске на прошлой неделе. Ставку конкурсант сделал на этапы, за ошибки на которых начислялись большие штрафные очки: проезд по трассе, знание техники безопасности. Никуда не торопясь, шаг за шагом, он выполнял задания, и там, где соперники спешили и зарабатывали штрафы, успешно проходил дистанцию. Самым трудным, по мнению победителя, было представить приёмку вагона. За 5-6 минут конкурсантам нужно было показать весь процесс, чтобы ни одна деталь не ускользнула. 

Наиболее зрелищным оказался этап, когда трамвай нужно было разогнать до скорости 40 км/ч, а потом перед машиной внезапно выбрасывали тряпичную куклу. В запасе у водителя всего 30 метров: девять на реакцию и 21 на экстренное торможение. «Я остановился в пяти метрах перед куклой, – говорит Виталий. – Это задание конкурса не было для меня трудным. Намного труднее на линии, в реальной жизни, когда перед вагоном выскакивают живые люди. Во-первых, трудно просчитать реакцию человека. Во-вторых, тормозной путь может существенно увеличиться из-за дождя, пыли и листьев, которые попадают на рельсы. Поэтому я стараюсь вести вагон плавно и не разгоняться».

Победа в конкурсе, кроме морального удовлетворения, принесла Виталию материальные бонусы: он получил денежную премию, а квалификация повысилась до первого класса, благодаря чему на 15% выросла зарплата. Виталий доволен собой и своей работой.

Встречались на его профессиональном пути испытания, требующие участия таких качеств, как порядочность и честность. «Был интересный случай. Однажды в вагоне мужчина оставил кейс, там были документы, деньги и два мобильных телефона. О находке я сообщил диспетчеру, поставил кейс в кабину и продолжил маршрут. В конце рабочего дня через диспетчера мужчина нашёл меня и я вернул ему утерянную вещь. Назавтра он принёс мне огромный торт и долго благодарил».

По инструкции водителю во время движения запрещено разговаривать с пассажирами, но если люди подходят на остановках, интересуются, как им найти тот или иной дом, Виталий никогда не отказывает. Если не может ответить на память, с собой у него всегда есть телефон с программой «ДубльГис». «Самое приятное в работе – благодарность пассажиров. Если я кого-то подождал, чем-то помог, люди говорят спасибо, желают удачной поездки. Доброжелательных я встречаю больше, чем негативно настроенных», – улыбается Виталий.

Своя характеристика у него есть для каждого трамвайного маршрута. На любой трассе он примечает изюминки. «Я водитель первого маршрута. В нём мне особенно нравится место, где из Студгородка рельсы спускаются вниз. Приятно проезжать там поздно вечером: улицы свободны, на небе светят звёзды, весь город как на ладони, горит разноцветными огнями, – рисует живописную картину наш собеседник. – Пятый маршрут мне нравится тем, что он более скоростной, на нём нет времени расслабляться. На других маршрутах на перекрёстках можно не торопиться, здесь же стараешься двигаться быстрее, чтобы уложиться в расписание».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры