издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Слон» в Иркутске

Boeing 747-400 аварийно сел в местном аэропорту

Величественные авиалайнеры Boeing 747, прозванные Jumbo Jet’ами, или слоновьими самолётами, иркутяне обычно могут увидеть лишь в больших международных аэропортах, куда они попадают, улетая из родного города. Однако на прошедшей неделе огромную четырёхдвигательную машину можно было наблюдать над Иркутском несколько раз: 28 августа из-за неполадок в местном аэропорту сел Boeing 747-400 авиакомпании British Airways, летевший из Лондона в Пекин, а на следующей день за его пассажирами прилетело точно такое же воздушное судно. История закончилась благополучно: при аварийной посадке никто не пострадал, а направлявшиеся из столицы Британии в столицу Китая люди прибыли на место назначения, опоздав менее чем на полтора суток.

Приземлившийся в Иркутске утром в среду Boeing 747-400 с бортовым номером G-CIVI, принадлежащий авиакомпании British Airways, построен 17 с лишним лет назад, зарегистрирован в Международном реестре воздушных судов гражданской авиации 5 февраля 1996 года. По состоянию на 31 декабря 2012 года налетал 70935 часов. Незначительные инциденты с авиа-лайнером случались и раньше. К примеру, 23 августа, выполняя рейс №283 из Лондона в Лос-Анджелес, самолёт, вылетевший из аэропорта Хитроу, прекратил набор высоты на отметке 8 тыс. футов (около 2400 м) вблизи городка Лутон и был вынужден вернуться. Перед этим, сообщает портал thebasource.com – «неофициальный, независимый и беспристрастный сайт о компании British Airways», самолёт кружил над морем неподалёку от побережья графства Эссекс, вырабатывая топливо для достижения посадочной массы, необходимой для безопасного приземления. Пассажиры рейса 283 позднее вылетели на аналогичном «Боинге», причины, по которым вернулся борт G-CIVI, не называются.  

«Оказана навигационная помощь»

Очевидно, дело было не в серьёзных технических неполадках, потому что крылатая машина быстро вернулась на линии. Во вторник в 16 часов 40 минут она уже вылетела рейсом №039 из Лондона в Пекин. На борту находились 286 человек: 270 пассажиров и 16 членов экипажа. В китайской столице самолёт должен был приземлиться в половине десятого утра (то есть в 10 часов 30 минут по иркутскому времени) 28 августа. Однако на девятом часу полёта, когда самолёт находился юго-восточнее Иркутска на высоте 11900 м над Монголией, экипаж доложил на землю о неполадках – бортовой компьютер выдал сообщение о перегреве навигационных приборов. Пилоты приняли решение о посадке в областном центре Приангарья, но спустя несколько минут развернулись в сторону Пекина – сообщение исчезло. Однако вскоре произошёл отказ бортового компьютера, и борт был вынужден направиться в Иркутск. «Ничего сверхъестественного в этом нет – бортовой компьютер «ведёт» самолёт в автоматическом режиме, и пилоты просто переключились на ручное управление с использованием показаний дублирующих приборов, –  отмечают в филиале «Аэронавигация Восточной Сибири» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения РФ». – С земли им, если говорить официально, была оказана навигационная помощь». 

По информации ресурса aeroinside.com, посвящённого авиа-происшествиям, в общей сложности между первым сообщением пилотов о неполадках на борту и аварийной посадкой в аэропорту Иркутска, произошедшей в 10 часов 41 минуту, прошло около 50 минут. В «Востсибаэронавигации» уточняют, что большую часть этого времени самолёт провёл в воздушном пространстве Монголии, из-за того что экипаж несколько раз менял курс. 

В иркутском аэропорту встретились экстренно севший Boeing 747-400 и Ту-154,
в сентябре 2010 года совершивший аварийную посадку на заброшенный аэродром в Ижме

Полосы достаточно, стоянки не хватает

На официальном сайте ОАО «Международный аэропорт Иркутск» сказано, что аэропорт принимал лайнеры Boeing 747 по специальному разрешению Федерального агентства воздушного транспорта. Длины ВПП, которую за последний десяток лет не раз увеличивали, более чем достаточно для приёма столь больших самолётов. Скажем, максимальная длина пробега, то есть необходимая для посадки дистанция, у «Боинга 747-400» составляет 2180 м, а длина разбега – расстояние, нужное для взлёта – 3020 м, тогда как «бетонка» иркутского аэропорта тянется на 3565 м. Несущая способность ВПП также позволяет принимать воздушные суда немалой массы. Однако, говорят в «Востсибаэронавигации», существует другое ограничение: для больших авиалайнеров (для сравнения: длина того же Boeing 747-400 превышает 70 м, а размах крыльев – 64 м) нет подходящих стоянок, поэтому их приходится держать на рулёжных дорожках. 

Тем не менее только за последние шесть лет в Иркутске экстренно садились три «Джамбо джета». Так, 19 октября 2007 года вынужденную посадку совершил самолёт British Airways, следовавший из Гонконга в Лондон: у одного из пассажиров, гражданина Филиппин, случился сердечный приступ. Летевших на воздушном судне разместили в местных гостиницах, а на следующий день авиалайнер продолжил путь. 27 августа 2010 года из-за срабатывания сигнализации о неисправности во вспомогательной силовой установке в иркутском аэропорту был вынужден сесть Boeing 747-400 авиакомпании Korean Air. 

Второй «Боинг» за два дня

Следующая аварийная посадка такого же самолёта, только принадлежащего английской компании, произошла спустя три года и один день. И, как сообщают в пресс-службе иркутского аэропорта, при ней никто не пострадал. Пассажиров – в основном граждан европейских стран и КНР – разместили в гостиницах «Ангара» и «Иркутск» (бывший «Интурист»). При этом для иностранцев, у которых не имелось российских виз, была создана «стерильная» зона. Иными словами, их чуть больше суток не выпускали за пределы гостиниц. При этом обсуждалась возможность отправить пассажиров рейса в Пекин либо резервным самолётом British Airways, либо лайнером другой авиакомпании, входящей в альянс One World, к примеру российской S7 Airlines. 

О том, как разрешился этот вопрос, мог узнать любой иркутянин, в разгар рабочего дня в четверг взглянувший на небо над центром города – в 13 часов 47 минут в аэропорту сел ещё один Boeing 747-400 компании British Airways, на котором из Лондона прибыли два специалисты по ремонту бортового радиоэлектронного оборудования. Как сообщили корреспонденту «Конкурента» в центре общественных связей аэропорта, в 17 часов 23 минуты он со всеми пассажирами рейса №039 вылетел из Иркутска и взял курс на Пекин. А в международном аэропорту Шоуду, что в 20 км от центра китайской столицы,  приземлился уже через два часа и 23 минуты. Аварийный борт, неполадки на котором английские инженеры устранили за день, улетел из Иркутска 30 августа. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры