издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Магнит притянул хорошие результаты

  • Автор: Жанна Силивончик

Полгода назад в Иркутском центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями появилось новое оборудование – транскраниальный магнитный стимулятор MagPro. Специалисты довольны результатами его применения: у всех пациентов, прошедших курс восстановительных процедур, зафиксировано улучшение состояния.

Врач-невролог Елена Алимова с гордостью показывает корреспонденту «ВСП» аппарат MagPro: мягкое белое кресло с подлокотниками, чем-то напоминающее стоматологическое, и небольшой ящик с цветной панелью управления,  к которому пластиковыми гофрированными трубками присоединены индукторы разных форм – круглый, овальный, цилиндрический.

– В каждом из этих индукторов располагается магнитная катушка. Когда включаешь аппарат и запускаешь программу, то эта катушка начинает вырабатывать магнитное поле – настолько мощное, что проникает в кору головного мозга на глубину до 3 см, – рассказывает Елена Борисовна. – Под влиянием этого поля в клетках мозга, которые были почему-либо повреждены, создаётся электрический импульс, позволяющий «расшевелить» те клетки, работу которых ещё можно восстановить. Процедура абсолютно безболезненна. Хотите попробовать?

Я осторожно присаживаюсь на краешек кресла и наблюдаю, как врач настраивает программу.

– Вот тут выбирается частота в герцах, то есть насколько мощным должен быть удар. Здесь мы устанавливаем количество ударов в серии, количество серий и продолжительность пауз между ними. Пусть вас не беспокоит слово «удар» – вы сами убедитесь, никаких неприятных ощущений не будет. – Елена Борисовна нажимает кнопки на приборной панели. – Вы не беременны? Нет? Хорошо, потому что беременность – одно из немногих противопоказаний для этой процедуры. Также противопоказаниями являются эпилепсия и наличие металлосодержащих имплантов или кардиостимуляторов. Ну всё, мы можем начинать.

Врач прикладывает к моей руке круглый чёрный индуктор и включает аппарат. Слышится быстрый щелкающий звук, я ощущаю что-то вроде вибрации – примерно как на физиопроцедурах в детстве.

– Некоторые ребятишки спрашивают: «Это дятел стучит?», – улыбается Елена Борисовна. – Аппарат очень удобный, мобильный. Пациенты с ДЦП проходят процедуру, лёжа на кушетке, остальные – в кресле. Правда, иногда маленькие дети боятся кресла – уж очень оно похоже на то, что в кабинете у стоматолога. Но это не страшно, процедуру можно проводить, усадив ребёнка на обычный стул. 

Показания для применения этого метода реабилитации – самые обширные: от депрессии и мигрени до постинсультного состояния, ДЦП и задержки психоречевого развития. Кстати, именно в работе с последней патологией аппарат показал себя эффективнее всего.

Специалисты центра отмечают: в последние годы пациентов с задержкой психоречевого развития (ЗПР) стало больше. Если несколько лет назад на десять детей, поступавших на реабилитацию, приходилось два-три ребёнка с ЗПР, то теперь – пять-шесть. 

– Мне кажется, это связано в том числе с тем, что родители сейчас стали более информированными об этом явлении и, соответственно, более внимательными к детям, – говорит Елена Алимова. – Раньше ведь как было: не говорит ребёнок в три, четыре года, особенно если о мальчике речь идёт – ну и ладно, заговорит ещё. А теперь приходят родители на приём и обеспокоенно спрашивают: нашему ребёнку два года, он знает только пять слов, а мы прочитали, что должен знать двадцать. Посмотрите, пожалуйста, может быть, нужна помощь? Хотя, конечно, порой приходят с пяти-шестилетними детьми, абсолютно «неговорящими», и просят: через год в школу поступаем, сделайте что-нибудь. И мы, конечно, пытаемся сделать.

Елена Борисовна открывает увесистую папку, где хранятся записи о проведённых процедурах. Для каждого пациента – отдельный лист, на котором указывается количество и время сеансов реабилитации. Через несколько строк – аккуратные, короткие фразы, обведённые жёлтым фломастером: «Стал задавать вопросы», «Сочинил стишок про младшую сестрёнку», «Появились новые слова». 

– Это наши победы, – говорит врач. – В зависимости от ситуации изменения состояния бывают разные – у кого-то обнаруживается хороший потенциал, и организм начинает активно восстанавливаться; у кого-то улучшения не столь глобальные – выучил новое слово, стал более уравновешенным или вдруг проявил интерес к книжкам – листает их, рассматривает. Но динамика всё равно положительная. И даже самые незначительные на первый взгляд мелочи для наших пациентов и их родителей имеют большое значение. Это всегда радость.

«Конечно, самостоятельно мы бы никогда не смогли приобрести такой аппарат. Ведь он стоит больше 3,5 миллиона рублей, – рассказывает директор центра Татьяна Семейкина. – Но в рамках соглашения с правительством Иркутской области компания «Байкалвестком» купила для нас это оборудование. В нашем регионе такой аппарат единственный, а ведь к нам поступают пациенты со всей области. В прошлом году реабилитацию в центре прошли 2,798 тысячи детей и подростков, и год от года эта цифра только увеличивается. Необходимо отметить, что мы подходим к решению проблемы комплексно, предоставляя все виды реабилитации – медицинскую, психолого-педагогическую, социально-культурную, социально-бытовую». 

По словам коммерческого директора БВК Светланы Димовой, сотрудничество компании с центром продолжится. В частности, в первой половине 2015 года планируется приобрести дополнительное медицинское оборудование, которое позволит сделать реабилитацию маленьких пациентов ещё более эффективной. Так, в центре появятся лечебные аппараты-гравистаты, специальные велосипеды для реабилитации, а также электромио­граф, с помощью которого можно проводить диагностику уровня поражения нервной системы и мышц.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры