издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Создатель двух разрезов

  • Автор: Алексей Сивеня, Фото: Фото автора

С бывшим начальником смены Мугунского угольного разреза Геннадием Ивановичем Приходько (для простоты и краткости эту должность иногда называют диспетчер) мы познакомились лет 15 назад. Впечатление осталось хорошее – знающий специалист, ситуацией владеет, оперативную обстановку на разрезе знает как свои пять пальцев. Однако ещё больше запомнилась смешная история, случившаяся однажды. Нужно мне был попасть на экскаватор ЭШ-40/100 (единственный, между прочим, в России).

Осень. Неделю шли дожди.

– Грязно, наверное, в разрезе сейчас? – спросил я Геннадия Ивановича.

Начальник смены поднял глаза от бумаг, немного подумал и ответил:

– Местами сильно грязно…

Для полноты картины надо добавить, что в ту пору даже вахтовки-вездеходы не могли передвигаться по разрезу. Всё необходимое, включая питьевую воду для экипажей экскаваторов, развозили на бульдозерах. Ну, посмеялись…

Геннадий Иванович Приходько – потомственный горняк. Отец, Иван Приходько, в военные годы работал на шахте Малый Артём в Черемхове. Позже, когда стали закрывать шахты и переходить к добыче угля открытым способом, трудился на Храмцовском разрезе.

После окончания школы Геннадий Приходько поступил в Черемховский горный техникум на отделение «Открытая разработка угольных месторождений», однако окончить его сразу не удалось. Сложное финансовое положение в семье вынуждало думать по-другому. Старший брат в 15 лет устроился на разрез. Пошёл Геннадий в ученики слесаря на завод полукоксования (был такой в Черемхове – предприятие по выпуску полукокса). Но долго поработать не пришлось. В 1963 году был призван в армию, служил в воздушно-десантных войсках в одной из частей на Дальнем Востоке. Через три года вернулся домой, вернулся на четвёртый курс техникума, правда, уже на вечернее отделение. Устроился на Храмцовский разрез сначала грузчиком, потом был бурильщиком.

Но работа и жизнь в Черемхове как-то не очень представляли интерес. Налаженное дело. А молодому парню хотелось поработать где-то ещё, проверить себя, показать, на что способен. И в 1969 году душа позвала его в Тулун – на строительство Азейского разреза, которое как раз в то время разворачивалось. Новое место, новые люди, новое перспективное дело. Как оказалось, не только душа его сюда позвала, но и вся судьба его здесь сложилась. Правда, тогда он о будущем ещё ничего не знал. Да и кто знает?

– Хотелось чего-то нового, – делится воспоминаниями Геннадий Иванович, – интересно было видеть результаты своего труда. На том месте, где никогда ничего не было, появляются корпуса, здания, монтируются мощные экскаваторы, прокладываются разрезные траншеи, в общем, налаживается хозяйство. Мне это пришлось по сердцу.

С августа 1969 года Геннадий Приходько трудится мастером отдела технического контроля (ОТК) на Азейском разрезе. Или судьба это, или лишь стечение обстоятельств, но в ОТК работала в ту пору красавица Галина Иннокентьевна. В августе познакомились и уже в ноябре сыграли свадьбу.

Тем временем в условиях разгорающейся перестройки, в лихие 1990-е, в пору бартера, неплатежей, начинал строиться ещё один разрез – Мугунский. Планы были грандиозные. Поэтому, когда тогдашний директор Мугунского разреза Евгений Дегтярев пригласил Геннадия Приходько на работу, наш герой согласился. И в марте 1991 года вместе с женой перешёл работать на новое предприятие.

– Поначалу я к горным работам имел ведь косвенное отношение, – рассказывает Геннадий Приходько. – Время было сложное. Разрез был в стадии строительства, уголь ещё не добывали. Зато занимались организацией валки леса, ставили пилораму, обустраивали кирпичный завод. В те годы ведь ничего не было – ни денег, ни материалов. Вот мы и выкручивались, как могли. Уголь менялся на лес, тот, в свою очередь, на что-то ещё, и в результате ты получал то, что тебе необходимо. Все мы тогда постоянно просматривали газеты, искали объявления, искали любую информацию и прикидывали, как нам это получить, если находились интересные предложения. На Селенгинском целлюлозно-картонном предприятии мы на уголь выменяли БелАЗы, например. И вот как-то появилась информация, что есть возможность достать наш первый дизельный экскаватор и автокран. Пришлось мне ехать в командировку в город Дрогобыч на Западной Украине. Ну приехал, пытаюсь искать зацепки. Несмотря на то что мы были связаны с предприятием договором о плановых поставках, в Дрогобыче на собственные обязательства смотрели сквозь пальцы. Но, когда узнали, что я из Сибири, заинтересовались. Решили, что отгрузку техники произведут, если им поступит вагон обрезной доски. Но я знал, что в то время обрезную у нас было не найти, предложил два вагона необрезной. Согласились. Лес мы выменяли в Котикском леспромхозе, отправили. Потом произошла нестыковка, и нашу технику отправили в Бурятию на Тугнуйский разрез. Долго разбирались, но своё всё же мы вернули. Это лишь один пример, а было их сотни.

Вот так, постепенно и по возможности, продвигалось строительство Мугунского разреза. Наряду с другими членами коллектива Геннадий Приходько вложил в развитие предприятия весь свой опыт, все силы. Поэтому, когда пошёл первый уголь, радости коллектива не было предела – они справились и чувствовали гордость за себя. В ту пору действительно приходилось выполнять самые разные работы, несмотря на профессию и должность.

И вот август 1992 года. Первый уголь с нового разреза. Выглядело это, конечно, скромно. Но помпезность и не нужна была. Всем был понятно – ценой невероятных трудностей коллектив доказал своё право на существование.

– В августе 1992 года нам подали первые пять порожних полувагонов, – вспоминает Геннадий Иванович. – Все, кто мог, собрались в траншее, где производилась погрузка. Ушли погруженные вагоны, все долго смотрели им вслед. Каждый понимал, какой ценой это досталось, понимал, что очередная веха в развитии предприятия поставлена. Ну а потом Мугунский разрез начал увеличивать добычу, получать и применять новую горную технику. Сегодня это современное предприятие, коллектив которого может выполнять, казалось бы, даже и непосильные задачи.

В 1999 году как-то незаметно подошёл пенсионный возраст. Идти на отдых в 55 лет? Даже не мыслил такого Приходько. И отработал в должности начальника смены ещё 15 лет, отдавал свой немалый опыт родному предприятию, учил молодых, делился с ними мастерством, премудростями работы начальника смены, который в любую минуту обязан досконально знать текущую ситуацию на предприятии. Отдавал всего себя ставшему родным предприятию.

– Скучно на пенсии, – с грустью сетует Геннадий Иванович, – три года я уже на заслуженном отдыхе. Кажется, душой и телом пошёл бы работать. Да вот здоровье не всегда соответствует. Возраст, в этом году исполняется 73 года. Не мыслю я себя без своего дела

Новое создавать всегда трудно. Начальный период, всеобщий разброд. Какая-то часть оборудования уже поступила, но не полностью. Например, поступила какая-то техника, а ключевой детали ещё нет. Ускорить не так просто – у всех план плюс горячка «лихих 1990-х». Вот и приходилось изворачиваться. Характер должен быть особый у человека – не отступать. Упёртости, конечно, у горняков хватает. Да и интересно ведь было. Когда видишь, что на пустом место, где не было ничего, что-то постепенно появляется, и знаешь, что в этом есть часть и твоего труда, – это как-то греет душу.

– Когда мы начинали строительство Мугунского, в те годы всеобщего развала мало кто верил, что нам удастся что-то создать, – подводит итог Геннадий Иванович Приходько. – Я всегда отвечал: «Что вы нас хороните раньше времени? Мы ещё живы, и будущее рассудит, кто из нас прав». Вот оно и рассудило. Ну а мы? Мы просто делали своё дело, каждый на своём месте. Мы работали и победили. Доказали, что если есть коллектив, есть желание воплотить задуманное, то всё получится, несмотря ни на какие трудности.

Геннадий Иванович Приходько принимал участие в становлении и развитии двух разрезов в Тулунском районе – Азейского и Мугунского. Сегодня оба разреза преобразованы в производственные участки филиала «Тулунуголь» – объединены в одно предприятие с централизованным управлением.

 

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры