издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Надбавка за столичность

Депутаты Законодательного Собрания настаивают на увеличении субсидии для Иркутска на выполнение функций областного центра

Региональный парламент перед уходом в новый избирательный цикл решил преподнести настоящий подарок Иркутску в виде увеличения субсидии на выполнение функций административного центра Приангарья. В предложенной депутатами Эдуардом Дикуновым и Владимиром Чеботарёвым версии речь идёт о почти 2,5 млрд рублей. Эта сумма сопоставима с 15% доходов городской казны в прошлом году. На сессии 5 мая законопроект был принят в первом чтении. Мэр Иркутска Дмитрий Бердников уже поблагодарил депутатский корпус. Однако пока не ясно, в каком виде документ попадёт на подпись главе региона. О том, кто и как может вмешаться в работу над документом, читайте в нашем материале.

 

Статус перерос все границы

На прошлой неделе депутаты регионального Законодательного Собрания в первом чтении приняли законопроект о внесении изменений в закон «О статусе административного центра Иркутской области». Вопрос на сессии 5 мая инициировали два депутата – Эдуард Дикунов и Владимир Чеботарёв. Парламентарии предложили увеличить субсидию для Иркутска на выполнение функций столичного города с 0,2% доходов областного бюджета (223 млн рублей в 2018 году) до 2,2% (2,456 млрд).

– Дополнительные деньги следует рассматривать как инвестиции в развитие не только Иркутска, но и всей Иркутской области, – заявил Эдуард Дикунов, представляя свой законопроект на сессии. – Средства пойдут на укрепление инфраструктуры, которой пользуются жители всего региона, приезжающие со всей области на работу, учёбу, спортивные соревнования, совершающие деловые поездки. Инфраструктура изнашивается быстрее, чем восстанавливается. Развитая инфраструктура – это не просто лицо города, ещё важнее, что это другое качество жизни. А высокое качество жизни – один из факторов, удерживающих население области от отъезда в другие регионы. Мы все прекрасно знаем, что наша молодёжь, выбирая, где учиться, часто отдаёт предпочтение Красноярску или Новосибирску. В своём выборе жители экономически активного возраста ориентируются на то, где им будет удобнее, комфортнее и интереснее. У Иркутска большой потенциал, который необходимо подкрепить финансовыми ресурсами.

Не все парламентарии одобрительно высказались в адрес инициативы. Илья Сумароков поинтересовался у Эдуарда Дикунова, откуда деньги, ведь бюджет-то утверждён. Тот уточнил, что разработчики сделали ставку на дополнительные доходы, которыми обеспечивается казна «на протяжении всего нашего созыва». Так, например, бюджет на 2017 год изначально был утверждён по доходам в сумме 101 млрд, а в итоге составил 136,6 млрд рублей.

Геннадий Истомин и вовсе попросил коллег не спешить с принятием данного законопроекта: «Он требует доработки. И согласования с Ассоциацией муниципальных образований». По мнению Истомина, увеличение субсидии для Иркутска касается межбюджетных отношений. На это упирал и заместитель председателя правительства Иркутской области Антон Логашов (три года назад перебравшийся из кабинета иркутского вице-мэра в правительство). Довод Эдуарда Дикунова, что законопроект затрагивает интересы только одного муниципального образования – Иркутска, вице-премьера регионального правительства не удовлетворил.

– Принятие этого законопроекта повлечёт изменения в межбюджетных отношениях, – настаивал Антон Логашов. – Потребуется корректировка бюджета: мы должны понимать, откуда эти деньги возьмутся. Это или увеличение доходной части бюджета, или секвестирование тех направлений, что уже приняты. Губернатором эта концепция не поддерживается. Нами направлено своё видение, где [увеличение субсидии] предусматривается в прямой зависимости от налоговых и неналоговых доходов муниципалитета. Если бы закон был принят ранее, то по итогам 2017 года администрация города Иркутска получила бы 367 миллионов рублей.

Субсидия по-губернаторски

Свой отзыв на законопроект губернатор направил спикеру ещё 17 мая. В документе, подписанном Сергеем Левченко, говорится, что субсидия на исполнение административного центра с 2014 года превышает 0,2% доходов областного бюджета. А в 2017 году составила и вовсе 1,05% – 1,085 млрд рублей.

Правда, с последней цифрой сразу поспорили в администрации города. «В основном это субсидия на большой инфраструктурный объект – строительство канализационно-очистных сооружений (финансирование которого ведётся за счёт средств региональной казны более чем на 50%. – «ВСП»), – заявил представитель администрации Иркутска. – Но строятся они по федеральной программе, и в любом случае область приняла бы в ней участие.

 

Эти очистные нужны не только городу Иркутску, но и другим муниципалитетам, которые расположены ниже по течению Ангары».

Тем не менее губернатор предлагает оставить объём субсидии «на столичность» в границах не ниже 0,2%, а увеличивать его на сумму роста собственных доходов бюджета города в пропорции рубль на рубль. «Предлагаемые законопроектом одиннадцатикратное увеличение минимального размера субсидий для Иркутска и сохранение его привязки только к объёму налоговых доходов областного бюджета могут привести к значительному росту целевых межбюджетных трансфертов административному центру Иркутской области, отвлечению значительной части доступных к распределению собственных доходов областного бюджета и, как следствие, к сокращению расходов на приоритетные и социально-значимые направления, снижая тем самым финансовую гибкость областного бюджета», – такова позиция губернатора.

А ещё губернатор считает, что «обозначенный механизм является более гибким». Глава региона не исключает вероятность возникновения «случаев, когда органы местного самоуправления Иркутска, улучшив ситуацию с наполняемостью местного бюджета доходами, смогут превысить предлагаемое законопроектом значение минимального уровня субсидий (2,2% от объёма налоговых доходов областного бюджета)». Разделяют ли этот оптимизм финансисты, работающие в муниципальных органах власти?

Найти деньги в бюджете

В Иркутске проживает каждый четвёртый житель области, здесь же формируется примерно 25% консолидированного дохода бюджета Приангарья. Но поступления в местную казну формируют в основном платежи по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Город получает 26,5% от этого вида налога, собранного с иркутян.

За последние три года прирост доходов Иркутска значительно снизился. Он составил 12%, констатируют в мэрии. Если бы не переданные в прошлом году на уровень муниципалитетов 30% отчислений по УСН (упрощённой системе налогообложения), или около 800 млн рублей, то прирост за 2014–2017 годы достиг бы всего 2%, или 223 млн.

Бюджет региона за это время увеличился в доходах на 41%. Крупнейшим источником пополнения региональной казны в 2017 году был налог на прибыль организаций. Область от этого вида платежа, сформированного во многом предприятиями нефтегазовой отрасли, получила 49,1 млрд рублей (данные КСП Иркутской области). Только за последний год он вырос на 15,6%.

Межбюджетные отношения сформированы таким образом, что муниципалитеты сегодня прочно застряли в позиции просящих по отношению к областным властям. При этом в любой проект, который берётся софинансировать областная казна, необходимо также вложиться. В случае с Иркутском доля местного бюджета должна составлять 50%.

– Иркутск сегодня лишён нецелевых бюджетных трансфертов, мы не получаем ни дотацию на выравнивание, ни субсидию на сбалансированность. Все задачи, которые стоят перед городом, мы должны решать за счёт собственных источников, – отмечали в ходе обсуждения поправок в закон «О статусе административного центра Иркутской области» на заседании комитета по госстроительству ЗС 4 июня представители иркутской администрации. – Ещё и субсидирование обеспечивается за счёт софинансирования 50 на 50. Мы должны выдерживать эту нагрузку, участвуя в исполнении указов президента. С 2012 года на их реализацию город израсходовал 4 миллиарда рублей собственных средств. Это и повышение заработной платы, и строительство учреждений социальной сферы. Мы всё равно участвуем в нацпроектах, но вклад из областного бюджета отражается на темпах их выполнения.

Если налоговые и неналоговые доходы Иркутска разделить на численность населения, получается 15,1 тыс. рублей на каждого горожанина. Для муниципалитетов Иркутской области это абсолютный рекорд. Если к собственным доходам прибавить субвенции и субсидии, которые поступают из вышестоящих бюджетов, то бюджетная обеспеченность иркутянина составит 27,4 тыс. Уже не самая большая цифра. К примеру, в Саянске бюджетная обеспеченность после выравнивания минфина получается 31 тыс. (без трансфертов – 10 тыс.), в Свирске – 43,7 тыс. ( 7,1 тыс.).

«Чем поддержать другие муниципалитеты»

На любые цифры мэрии в правительстве демонстрируют свои. В минэкономразвития подсчитали, что по количеству постоянного населения на Иркутск приходится 26% общей численности жителей области, а по количеству хозяйствующих субъектов – 52% (более 32 тыс.), субъектов малого предпринимательства –– почти 60% (23 тыс.), номинальных денежных доходов – 45% (227 млрд). И вывод ведомства: субсидия в 0,2% доходов областного бюджета для Иркутска достаточна.

По словам министра финансов Иркутской области Натальи Бояриновой, в этом году для Иркутска в качестве субсидии предусмотрено 722,9 млн рублей. Сама она также является противником её увеличения до 2,2% доходов областного бюджета.

– Правительство провело аналитику поддержки административных центров, прежде всего субъектов Сибирского федерального округа. В Красноярском крае, Новосибирской и Омской областях, Хакасии её нет, – сообщила министр. – В Алтайском крае, Тыве и Бурятии её размер не установлен. При этом в Забайкальском крае субсидия [на столичность] определена, исходя из 50 миллионов рублей с последующей индексацией в размере инфляции. В Томской области [поддержка административному центру] за счёт трансфертов предусмотрена в бюджете, но не превышает 0,2 процента.

Уровень бюджетной обеспеченности определяется, исходя из уровня налогового потенциала каждой территории при вхождении в финансовый год, для расчёта дотаций для 456 муниципальных образований, уточнила Бояринова.

При этом министр напомнила, что валовый региональный продукт Иркутской области создаётся далеко за пределами регионального административного центра. «30% прироста ВРП в 2017 году обеспечено на территориях, где осуществляется добыча полезных ископаемых, – в Катангском, Усть-Кутском и Бодайбинском районах, – заявила Бояринова. – Давайте посмотрим, как мы можем поддерживать другие муниципальные образования, чтобы не допустить дискриминации. В том числе и по оказанию государственных и муниципальных услуг».

«Мне позиция минфина понятна, цифры на душу населения, мне непонятна позиция минсоцразвития», – не удержалась и вступила в дискуссию депутат от первого избирательного округа Иркутска предпринимательница Нина Чекотова.

– Вы понимаете, что такое развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, которая жизненно важна для Иркутска? – обратилась она к замминистра экономического развития Марине Петровой. – Мы до сих пор не можем добиться прокладки тепловой сети, которая дала бы развитие предместьям Радищева, Марата. Мой округ – в трёх с половиной километрах от улицы Карла Маркса. Но никто из здесь сидящих не захотел бы там жить. Я за то, чтобы все развивались. Но Иркутск – исключительное муниципальное образование.

Маятниковый процесс

По данным мэрии, ежедневно в Иркутск приезжает в среднем 72 тысячи жителей региона, зарегистрированных в других муниципальных образованиях. Таким образом, население города увеличивается на 12%.

– Инфраструктура Иркутска испытывает колоссальную нагрузку. И всё же область берёт от города гораздо больше, чем отдаёт, – считает Эдуард Дикунов. – Почти две трети бюджета Иркутска уходит на содержание и развитие социальной инфраструктуры – это неприкосновенные статьи расходов. Администрация вынуждена прибегать к получению банковских кредитов, чтобы строить и ремонтировать дороги. Но и кредиты не решают все задачи.

В администрации Иркутска признают, что город имеет небольшие темпы роста собственных доходов, а инвестиционная составляющая возникает за счёт кредитов коммерческих банков. Долг Иркутска перед финансовыми институтами достиг 1,8 млрд рублей и к концу года составит, предположительно, 2,2 млрд.

– У нас нет целевой региональной программы развития областного центра, есть только подпрограмма, обеспечивающая финансирование ремонта дорог, – комментирует Эдуард Дикунов. – Принятие этого закона не повлечёт снижение консолидированных доходов бюджета. Деньги останутся здесь, в Иркутской области. Потребность Иркутска по инвестированию в разные типы инфраструктуры – от инженерной до социально-культурной – составляет 5 миллиардов рублей. При этом развитие миллионной агломерации с центром в Иркутске никто не отменял.

«Уверен, что истина найдёт «золотую середину», – заметил накануне обсуждения закона на сессии глава комитета по госстроительству Борис Алексеев. Как бы жарко ни выступали заинтересованные, законопроект всё же собрал большинство голосов депутатов. Тут сложно понять, из каких соображений действовал каждый из них. А мэр Иркутска Дмитрий Бердников уже поблагодарил депутатский корпус.

– Вопрос о статусе административного центра неоднократно поднимался на моих встречах с депутатами Законодательного Собрания. Я  благодарен коллегам из регионального парламента за инициативу и принятие закона в первом чтении, – сообщил он. – На бумаге существует закон «О статусе административного центра Иркутской области». Но нет отдельной программы его развития. А она необходима в современных реалиях. Мы должны переходить к полноценному развитию города, соответствовать статусу столицы Восточной Сибири. Для этого нужны дополнительные средства. И увеличение финансирования для Иркутска – это не жест благотворительности и не подарок городу. Областной центр не может формировать свой бюджет как обычный городской округ.

До 20 июня должны быть представлены поправки ко второму чтению законопроекта. Именно оно определит, в каком виде придёт законопроект на подпись Сергею Левченко. Ещё в минувший понедельник представитель губернатора в Законодательном Собрании Роман Буянов намекнул на диапазон предложений, в пределах которых региональное правительство готово вести политическую торговлю.

«Мы говорим об увеличении доходной части бюджетов, но в бюджетном комитете лежат законопроекты, направленные на увеличение доходной базы городских округов, – сказал он. – В частности, речь идёт об увеличении нормативов отчислений от транспортного налога. В случае его принятия Иркутск получит более 700 миллионов рублей в год. Коллег-депутатов прошу учитывать этот вопрос». К тому же у нынешнего состава парламента есть все шансы окончательно принять закон о цене иркутской «столичности». В конце июня планируется провести последнюю перед выборами сессию нынешнего созыва депутатского корпуса.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры