издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Где можно было украсть, извините, там украли…»

КСП выявила серьёзные нарушения в работе подконтрольной правительству Дорожной службы

Более 25 млн рублей лишился бюджет Иркутской области в виде невыплаченных дивидендов Дорожной службы Иркутской области по итогам работы в 2016 году, полагает Контрольно-счётная палата. Результаты проверки этого предприятия были озвучены 19 июня на заседании комиссии по контрольной деятельности Заксобрания. Аудиторы сообщили, что на фоне отказа от выплаты дивидендов ежегодно растёт объём средств, которые направляются на премирование работников аппарата управления Дорожной службы, в 2017 году эта сумма выросла до 36 млн рублей. Самые многочисленные нарушения были выявлены в сфере закупок – «во многих случаях с признаками преступлений», сообщила КСП. 100% акций Дорожной службы находится у правительства Иркутской области. Однако представители правительства сначала просили вообще не рассматривать этот вопрос на заседании комиссии, а когда депутаты приняли иное решение, просто покинули заседание комиссии, не дав никаких пояснений.

 

Снять вопрос о Дорожной службе с рассмотрения комиссии по контрольной деятельности ЗС потребовали полномочный представитель правительства Иркутской области в ЗС Роман Буянов и заместитель председателя правительства Антон Логашов. Мотивировали они это тем, что сейчас не окончены судебные разбирательства по данному вопросу. Депутаты заявили, что не видят никаких препятствий, чтобы ознакомиться с результатами проверки. Дорожная служба в повестке заседания комиссии стояла вторым вопросом, Логашов и Буянов, присутствовавшие при рассмотрении первого вопроса, с обсуждения второго вопроса просто ушли.

 

– Дорожная служба всячески препятствовала нам при проведении проверки, – заявила аудитор КСП Иркутской области Ксения Корень. – Они отказались предоставлять документы и материалы по нашим запросам. В связи с чем были составлены протоколы об административных правонарушениях, акты воспрепятствования и предписания. Всё это сейчас рассматривается в мировом суде. Нашему контрольному мероприятию предшествовала выемка документов в рамках расследуемого уголовного дела, в своей проверке мы использовали те документы и материалы, которые по соглашению были предоставлены нам Следственным управлением Следственного комитета по Иркутской области. Дорожная служба подала иск в Арбитражный суд Иркутской области к КСП, полагая, что у нас отсутствуют полномочия по проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Кроме того, она ходатайствовала в суде, требуя запретить Контрольно-счётной палате готовить отчёт по результатам проверки и направлять любые материалы по проверке, в том числе и в адрес Законодательного Собрания. Это ходатайство судом поддержано не было. Поэтому КСП подготовила отчёт и направила его губернатору Иркутской области и ЗС.

Напомним, Дорожная служба учреждена региональным минимуществом, функции отраслевого управления за министерством строительства, дорожного хозяйства. 100% акций ДСИО находится у правительства Иркутской области. КСП, начав проверку, выявила следующие нарушения.

Ксения Корень напомнила, что регион заключил с РФ соглашение по предоставлению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета. Губернатор издал соответствующее распоряжение, где был записан план первоочередных антикризисных мер. Согласно этому распоряжению, на выплату дивидендов нужно направлять не менее 50% чистой прибыли акционерных обществ. В соответствии с положениями №№ 58, 59 Устава Иркутской области губернатор осуществляет распорядительную деятельность. Все его правовые акты носят «властно-распорядительный характер», а не рекомендательный. Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона № 184-ФЗ, акты высшего должностного лица субъекта РФ обязательны к исполнению в том регионе, который он возглавляет. В нарушение этих пунктов минимущество дало указание совету директоров ДСИО о голосовании за отказ от начисления и выплаты дивидендов в бюджет Иркутской области по итогам работы службы в 2016 году. По мнению аудитора КСП, действия уполномоченного органа – минимущества – и отраслевого управляющего – минстроя – «имеют признаки превышения должностных полномочий» и повлекли за собой недополученный доход в бюджет Иркутской области в размере более 25 млн рублей.

По мнению аудиторов КСП, при работе ДСИО применялись схемы ухода от налогов. «Создание резервов в налоговом учёте позволяет организации искусственно занижать налог на прибыль, – сообщила Ксения Корень. – Формирование резервов по сомнительным долгам осуществляется в рамках Налогового кодекса, но вместе с тем в Дорожной службе мы увидели динамику резкого увеличения сформированного резерва по сомнительным долгам начиная с 2014 года. По нашему мнению, резерв по сомнительным долгам сформирован без достаточных оснований и на достаточно крупные суммы». В резерв были включены долги аффилированного юридического лица. Акционерное общество «ДСИО» создало одноимённое юрлицо с таким же названием – «Дорожная служба Иркутской области», только в виде ООО. 99% долей ООО «Дорожная служба Иркутской области» принадлежит АО. Долги ООО полностью включаются в резерв по сомнительным долгам АО, тем самым уменьшается налогооблагаемая база для налога на прибыль, уменьшается чистая прибыль, с которой платятся дивиденды. «Естественно, всё это мы поставили под большое сомнение», – сказала Ксения Корень. Дивиденды и налог на прибыль, недополученный в федеральный и областной бюджеты, в 2015 году составили порядка 40 миллионов рублей, в 2016-м – 16 миллионов рублей, в 2017-м – предварительно 11 миллионов рублей (решение о выплате дивидендов ещё не принято), сообщила аудитор.

В 2015–2017 годах в Дорожной службе была замечена тенденция ежегодного увеличения расходов на премирование работников аппарата управления, заявила Ксения Корень. Если в 2013 году на различные виды премий было направлено 6,5 млн рублей, в 2015-м – 24 млн рублей, в 2017 году – 36 млн рублей. Вместе с тем в письме руководства ДСИО губернатору Иркутской области была изложена следующая информация: в случае направления части чистой прибыли общества на выплату дивидендов за 2016 год соразмерно увеличится размер непокрытых убытков общества. И обществу для выплаты дивидендов необходимо привлечь дополнительные заёмные средства, потому что фактически в денежном эквиваленте чистая прибыль у общества отсутствует. «При этом КСП обращает внимание, что расчётный размер дивидендов, которые могли бы быть получены Иркутской областью, – 25 миллионов рублей – сопоставим с размером премий, которые были получены работниками управленческого аппарата Дорожной службы», – сказала Корень.

Самые многочисленные нарушения выявлены в сфере закупок – «во многих случаях с признаками преступлений», сообщила аудитор. «Почему я говорю про признаки: потому что подтверждение состава преступления – это всё-таки компетенция правоохранительных органов», – сказала Ксения Корень. Ярким примером могут служить контракты, в которых невозможно определить количество товара или объём предлагаемых услуг. «Это и покупка битума на 350 миллионов рублей без количества в договоре, это и договор на строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по асфальтированию с бетонным заводом, к тому же по многократно завышенной стоимости», – сообщила Ксения Корень.

Отдельно аудитор отметила выявленные признаки прямых неэффективных расходов областного бюджета, связанных с деятельностью ДСИО. 25 декабря 2016 года казённым учреждением – Дирекцией по строительству и эксплуатации дорог – был заключён государственный контракт с Дорожной службой Иркутской области на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Киренск – Казачинское длиной 36,3 км. Цена контракта – 1 млрд 652 млн рублей. В свою очередь, Дорожная служба заключила договор с субподрядчиком на те же самые работы, но цена договора уже 1 млрд 277 млн рублей. В минус ушло 275 млн рублей. «Фактически государственный контракт, заключённый с дирекцией, перепродан другой фирме, а 275 миллионов рублей осели в Дорожной службе, при этом Дорожная служба дивиденды в бюджет Иркутской области не платит», – сказала Ксения Корень.

Она особо отметила, что в ходе проверки выявлены многочисленные признаки уголовно наказуемых деяний: превышение должностных полномочий, злоупотребление, в отдельных случаях – мошенничество. Материалы проверки по выявленным случаям направлены в Следственный комитет, ОБЭП, Управление федеральной антимонопольной службы, прокуратуру и ФСБ. «В целом, если отойти от сухого языка бюджетного и налогового законодательства, можно сказать, что количество совершённых и совершаемых правонарушений в Дорожной службе произвело удручающее впечатление», – сказала Ксения Корень.

Когда глава комиссии по контрольной деятельности Геннадий Нестерович призвал коллег задавать вопросы, повисло тягостное молчание. Потом один из депутатов произнёс: «По-моему, все вопросы уже у прокурора. Не о чем говорить». Геннадий Нестерович обратился к аудитории в поисках представителей минимущества. «Не так много у нас структур со 100-процентным капиталом, в которых держателем акций является правительство. Написано, что заседания совета директоров по распоряжению минимущества проходили. Как контроль-то осуществлялся? Что, не допускали вас туда? Кто у нас от минимущества?» Однако на заседании не оказалось ни одного представителя министерства. Стулья Логашова и Буянова тоже были пусты. Хотя при рассмотрении первого вопроса, касавшегося отчёта правительства о деятельности в 2017 году, все были. «Никого нет?» – удивился Геннадий Нестерович. «Арестовали уже всех», – мрачно пошутил один из депутатов. Геннадий Нестерович заметил: «Я внимательно прочитал это… Всё, что можно было нарушить, – всё нарушили! Где можно было украсть, извините, там украли. И ничего не боялись. Я впервые такое встречаю». Единственным, кто решился что-то сказать от имени правительства, был замминистра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Евгений Липатов. Он заявил, что депутаты не вправе делать выводы о правонарушениях в таких фразах, призвал к сдержанности и попросил право делать выводы оставить прокуратуре и КСП. От дальнейших комментариев он отказался. В итоге комиссия решила оставить дело Дорожной службы на контроле и вернуться к проверке по итогам 2018 года.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры