издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Такое ощущение, что область дрейфует»

Законодательное Собрание оценивает послание губернатора без особого оптимизма

  • Автор:  Юрий Черепанов

Экономика Иркутской области развивается, но происходит это за счёт накопленного потенциала. Для качественного рывка нужна не только тщательно проработанная стратегия, но и продуманные тактические шаги. К таким выводам депутаты Законодательного Собрания Иркутской области пришли, выслушав ежегодное Послание губернатора региона о положении дел в 2018 году и об основных направлениях областной государственной политики на 2019 год.

 

Послание губернатора, в котором многочисленные успехи объяснялись исключительно «растущей экономикой» области, а отдельные неудачи – «не кризисными явлениями, но системой учёта выручки» на некоторых крупных предприятиях вроде Иркутского авиазавода, внушило оптимизм далеко не всем парламентариям. В числе тех, кто с определёнными оговорками увидел в нём позитивную сторону, была заместитель председателя ЗС Ольга Носенко, представляющая фракцию коммунистов. «Действительно, были обозначены те проблемы и задачи, которые нам предстоит решать, – отметила она. – Поскольку я в Законодательном Собрании отвечаю за экономику Иркутской области, то меня порадовали те инвестиционные проекты, которые будет реализовываться на территории региона. Благодаря этому у нас появятся перспективы не только развития социальной сферы, но и строительства инфраструктурных объектов, появления новых рабочих мест».

Вице-спикер, правда, называет одно жизненно важное условие для этого – консолидированную работу всех областных органов власти. «Что касается поставленных целей и задач, то они созвучны с теми вопросами, которые мы ставим на сессиях Законодательного Собрания и заседаниях наших комитетов, – согласилась заместитель председателя комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ольга Безродных, которая представляет «Гражданскую платформу». – Дело за малым – всё это претворить в жизнь. А для этого, на мой взгляд, нужна консолидация исполнительной и законодательной власти, чтобы, скажем так, не брали верх политические амбиции депутатов и членов правительства».

Есть проекты, но нет документов

Если амбициозные планы и механизмы их реализации относительно понятны, то к тому, как губернатор и правительство оценивают текущее положение дел в области, значительная часть депутатов относится со здоровым скепсисом. «Я выслушиваю не первое послание губернатора и каждый раз хочу сказать жителям нашей области: нам каждый год напоминают, что мы живём в раю, – довольно язвительно заметила председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями ЗС Лариса Егорова, представляющая в парламенте «Справедливую Россию». – Например, кто-то жалуется, что мы не готовы к «мусорной» реформе, а мы, оказывается, очень даже готовы. Но дело не только в этом. Мне бы очень хотелось увидеть три документа: «пятилетку», Государственный план и Стратегию социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года, которая ещё не рассмотрена на сессии Законодательного Собрания и не получила одобрения».

Стратегия, в частности, пока существует лишь в виде проекта, обнародованного на официальном интернет-сайте министерства экономического развития региона. Согласно инерционному варианту, который содержится в нём, при сохраняющейся в Иркутской области тенденции к сокращению численности населения ожидаемая продолжительность жизни в ней к 2030 году увеличится до 74 лет. При этом объём ввода жилья превысит 1 млн квадратных метров, доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте составит как минимум 30,1% вместо 20,8% в 2017 году, объём экспорта по сравнению с позапрошлым годом вырастет в полтора раза, добыча полезных ископаемых увеличится в два с лишним раза, существенно прибавят и промышленные производства.

Цифры, прозвучавшие в послании, свидетельствуют, на первый взгляд, о том, что в этом направлении область и движется. Но дьявол кроется не в интегральных макроэкономических показателях, а в деталях. «Всё, о чём рассказывали, – это экономическая мощь области, – подчеркнул председатель ЗС Сергей Сокол. – В этом я не увидел каких-то конкретных достижений регионального правительства. Здесь надо смотреть на то, какие проблемы каждый год, как переходящее красное знамя, передаются из послания в послание и с какими корректировками. То есть понимать, какие острые проблемы остаются и не решаются. У нас, в частности, огромные сложности в межбюджетных отношениях с муниципалитетами. У нас нет плановой – в хорошем смысле – экономики. Без этого нет развития. Такое ощущение, что область благодаря своей мощи не тонет, а просто дрейфует».

«Каждый год теряем по одному городу»

Формально всё выглядит не так плохо: как сообщил губернатор, по предварительной оценке, валовой региональный продукт за 12 месяцев увеличился почти на 173 млрд рублей по сравнению с 2017 годом и превысил 1,3 трлн рублей. Звучит впечатляюще, если на минутку забыть о том, что ВРП теперь рассчитывается в текущих, а не в рыночных ценах. Если же учитывать инфляцию и пытаться привести стоимость продукции, выпущенной в прошлом и позапрошлом годах, к единому знаменателю, получится куда более скромный показатель, чем заявлено в послании. На этом фоне промышленное производство в Иркутской области снизилось на 0,6% (на фоне роста на 4,2% в 2017 году). И дело вовсе не в «системе учёта выручки на авиазаводе», на которую сослался Левченко. Как официально сообщает Иркутскстат, при увеличении добычи полезных ископаемых на 5,4% по сравнению с 2017 годом в обрабатывающих производствах произошёл спад на 8,1%. «Рост по отдельным направлениям не смог компенсировать допущенное снижение выпуска мебели, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, прочих транспортных средств и оборудования, нефтепродуктов, металлических изделий, работ по ремонту и монтажу машин и оборудования», – констатируют в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики.

Практически на каждую цифру, которая приведена в доказательство успешной политики правительства Иркутской области, находится показатель, свидетельствующий о том, что в экономике региона дела обстоят далеко не так гладко, как это изображено в послании губернатора. На 16,4% вырос экспорт, но одновременно на 40,5% увеличился и объём импорта. Прибавили номинальные зарплаты, но реальные доходы жителей региона в прошлом году сократились на 4,5%, а в позапрошлом – на 3,3%. «Заслушав послание губернатора, я, честно говоря, в первую очередь подумал: про нас ли вообще это говорится? – прокомментировал заместитель председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и бюджетному законодательству ЗС Георгий Любенков, который возглавляет фракцию ЛДПР. – Это мы в этой прекрасной стране живём, в этом прекрасном субъекте?»

Спикер Законодательного Собрания обратил внимание и на ключевой показатель, характеризующий качество жизни людей и их веру в перспективы региона, – численность населения. Точнее, её снижение. В прошлом году количество жителей Иркутской области сократилось на 6,5 тыс. человек: из неё уехало 74 тысячи человек, а приехало 68 тысяч. В 2017 году из региона выбыло 72,6 тысячи человек, в 2016-м – 70,1 тысячи. «Это очень тревожный показатель, – подчеркнул Сергей Сокол. – 70 тысяч – это практически население Усолья-Сибирского. То есть мы каждый год теряем по одному городу». В область при этом приезжает существенно меньше людей.

«Будем помогать правительству»

В справедливости и актуальности таких задач, как развитие экономики Иркутской области в целом, увеличение налоговой отдачи от ключевых её отраслей, массовое строительство сравнительно недорого жилья и в конечном счёте повышение благосостояния людей, сомнений нет. Другое дело, что под их решение правительство региона не закладывает устойчивую базу. «К сожалению, у нас пока нет какого-то плана на будущее, – констатировал Сокол. – И я не услышал в послании, что такой план готов. У нас есть профицит [областного бюджета] в размере 14 миллиардов рублей, но его не может быть при плановом развитии области, когда предприятия и жители региона понимают, что с ними будет через год, пять, десять, пятнадцать лет».

Проблема во многом кроется в недостатке инициативы со стороны исполнительной власти. «К сожалению, сегодня в работу не было озвучено ни одного экономического закона на территории Иркутской области, – отметила председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и бюджетному законодательству ЗС Наталья Дикусарова. – При этом я абсолютно точно знаю, что на уровне Российской Федерации принято очень много законов, которые позволяют сегодня повысить инвестиционную привлекательность. Мы можем долго рассуждать и говорить о том, что развиваемся за счёт авиационного завода, Иркутской нефтяной компании и прочих крупных предприятий, но потребности области гораздо шире. Для них нужно создавать инвестиционную законодательную базу». Областной парламент, к примеру, в прошлом году продлил льготу по налогу на движимое имущество предприятий. Однако правительство региона подобные шаги пока не предпринимает.

Георгий Любенков обратил внимание, что не прослеживается стратегия развития муниципалитетов за исключением финансово устойчивого областного центра. По мнению Ольги Безродных, в послании «мало акцентов сделано» на здравоохранении. «Мы должны выработать и наконец-то принять Стратегию социально-экономического развития, – заключил, в свою очередь, председатель Законодательного Собрания. – Поэтому у нас впереди ещё очень много работы. Думаю, мы будем помогать правительству Иркутской области справиться хотя бы с теми задачами, которые сформулированы сейчас в послании».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры