издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ледовая цензура

Федерация хоккея с мячом наложила вето на критику

И вновь хоккей с мячом на страницах федеральных СМИ. И вновь, увы, повод для этого не самый радостный – в мае на заседании исполкома ФХМР было принято решение: запретить журналистам любую критику в адрес хоккея с мячом под угрозой лишения аккредитации и штрафов для клубов.

Заседание исполкома ФХМР прошло 14 мая 2019 года. И вот как теперь выглядит ст. 164.8 регламента:

164.8. Не допускается представителям СМИ при осуществлении ими своей профессиональной деятельности комментировать, обсуждать и/или негативно высказываться о судействе матчей чемпионата, негативно высказываться о должностных и официальных лицах ФХМР и Клубов, об участниках Чемпионата и Чемпионате в целом, а также провоцировать к таким высказываниям, комментариям или обсуждениям. В случае невыполнения представителем СМИ установленных правил он лишается аккредитации и допуска в дальнейшем к освещению Чемпионата. На Клуб, ходатайствовавший об аккредитации представителя СМИ на освещение «домашних» матчей Чемпионата, по решению контрольно-дисциплинарного Комитета налагаются спортивные санкции в соответствии с п. 157.28 настоящего Регламента.

Этот пугающий пункт, по сути, делает клубы заложниками ситуации: если кто-то из журналистов нарушит правила, то клуб, который за него ходатайствовал, будет оштрафован – сначала на 100 тысяч рублей, а в случае повторного нарушения – на 200 тысяч.

На официальном сайте федерации говорится, что автором этого креатива стал Максим Кастырин, директор ФХМР по развитию, он же помощник депутата Госдумы РФ Николая Валуева. Очень душевно: депутат представляет закон, а его помощник предлагает его нарушить. И оба – и помощник, и сам депутат – голосуют за то, чтобы этот пункт был принят. И он был принят единогласно.

В числе тех, кто голосовал «за», – президент Федерации хоккея с мячом Иркутской области Владимир Матиенко, он же учредитель спортивной газеты «Наша Сибскана», которая не раз публиковала «колючие» материалы про иркутскую «Байкал-Энергию». То есть Владимир Александрович для своей газеты считает критику допустимой, а для других журналистов – нет? Мы позвонили Владимиру Матиенко. Разговор вышел таким:

– Я же чемпионат России не провожу. Поскольку я в Дирекции по проведению чемпионата мира, могу сказать, что все, кто искренне пишет о хоккее с мячом, будут аккредитованы. Вот тебя интересуют эти вещи, а меня это вообще не волнует. Я всегда, кого хочу, того критикую. Для меня это не вопрос. Поэтому я и голосую так, как хочу.

Пункт поддержал также Сергей Мяус, исполнительный директор ФХМР, который неоднократно высказывался о свободе слова и о том, что он всегда и везде говорит то, что считает нужным. То есть опять же – себе он это право оставляет, а других лишает его? Сам автор идеи Максим Кастырин отказался общаться с нами по этому поводу, пояснив:

– Мы считаем, что критиковать, наверное, уже хватит. Потому что мы создаём позитивный образ. А получается, что всё это некими журналистами размывается, и нам приходится делать всё заново. Задача наша как федерации – популяризация вида спорта и создание хорошего имиджа. Потому что без этого невозможно. Если одни скандалы в виде спорта – это деструктивно действует на развитие. Именно поэтому мы приняли такой пункт. Вы как журналист можете писать, что хотите, а мы можем лишать вас аккредитации. Вот и всё. Вы пользуетесь своими правами, а мы – своими.

– А кто дал федерации это право?

– Федерация сама себе дала.

Насколько хорошо у федерации получается формировать положительный образ, мы видим по заголовкам в СМИ:

– «Хоккей с мячом запретил себя критиковать. Но как можно не критиковать за несусветную глупость?» («Матч-ТВ»);

– «Танцор, которому мешают: в хоккее с мячом запретили журналистов» («Московский комсомолец»);

– «Когда молчат клюшки: Федерация хоккея с мячом запретила журналистам «размещать критические статьи» («Комсомольская правда»);

– «Наш хоккей с мячом – первый в истории спорт с цензурой: запрет на критику и негатив внесли в регламент» (Sports.ru);

– «Юристы советуют журналистам судиться из-за цензуры с Федерацией хоккея с мячом» («НДН-инфо»).

Что характерно: даже при таком всплеске интереса к хоккею с мячом почти никаких комментариев от исполкома или руководства ФХМР мы не видим. Своё мнение высказал только член исполкома от Ульяновской области Александр Якунин:

– Мне не нравится, когда начинают публично людям навешивать ярлыки. Я думаю, и вам бы не понравилось, если бы вас кто-то назвал необоснованно каким-то там непорядочным человеком. Мне не нравится вся эта негативная информационная идеологическая работа отдельных граждан. Мне хоккей нравится с мячом. А вот что вокруг него начинают делать какую-то политизированную, криминальную структуру – извините меня, я не состою в должности. Я общественную работу выполняю, не более.

– А вас не предупредили, что этот пункт является нарушением закона и введением цензуры?

– Я скажу так: когда готовятся какие-то нормативные документы, они перед этим проходят экспертизу юристов и прочих людей, которые за это отвечают. Любой нормативный документ, когда его выносят на публичное обсуждение, уже проходил предварительную обработку. Доложили, что не противоречит каким-то нормам.

Также мы попросили прокомментировать поправку президента клуба «Байкал-Энергия» Виктора Захарова.

– Я же не юрист, я не знаю, что правильно, что неправильно.

– Но клубу ведь всё равно придётся жить с этим регламентом?

– Ну придётся.

– А по какому принципу клуб будет решать, за кого из журналистов ходатайствовать?

– Я думаю, что мы ни за кого поручаться не будем.

– Но в регламенте прописано, что аккредитация теперь идёт через клуб.

– Пока не знаю. Я ещё раз говорю: я не юрист. Посмотрят юристы, посмотрят, какая ответственность за это. Если там есть нарушения, значит, этим вопросом должны заниматься журналисты, обращаться к юристам.

Но вот беда: даже если суд обяжет федерацию исправить регламент – мозги им никто не исправит. Этот случай обозначил главные проблемы хоккея с мячом. Первая: члены исполкома, которые принимают решения, весьма слабо понимают тему. Данный ляп – тому доказательство. Вторая: членам исполкома по большей части всё равно, какие решения они принимают. Вслух они этого, конечно, не скажут, но при личной беседе «не для печати» так и говорят: у них своих дел полно, а что там принимает федерация – не важно. Подписали, и всё. Третья: даже если в исполкоме и ФХМР кто-то осознаёт всю дикость решений, они не посмеют выступить против. Один член исполкома, который на заседании не был, сказал так:

– Это странное решение. Как это можно – заткнуть рот кому-то? Для меня это просто удивительно. Я ведь такой человек: нравится – не нравится, всегда пытался быть объективным. У меня своё мнение, я его высказываю. Кому-то это сильно не нравится, кто-то со мной согласен… Но, мне кажется, это абсолютно нормальная ситуация. А просто так запретить – мне кажется, это совершенно неправильно.

На вопрос, можно ли его процитировать в материале, человек попросил его «не подставлять». Понимаете, что происходит? Мы за свободу слова, только никому об этом не говорите.

Что происходит? Чего боятся члены исполкома? Почему молчат такие самодостаточные вроде бы люди, как Владимир Матиенко, а также бывший спортивный директор «Байкал-Энергии» Владимир Янко: он как-то говорил, что у него дочь работала журналистом, неужели его не смутил этот пункт? Президент «Кузбасса» Андрей Сельский, который всегда большое внимание уделял работе прессы, тоже на заседании не был.

Александр Гимельштейн, председатель Союза журналистов Иркутской области, дал свой комментарий касательно данной ситуации:

– Я считаю, непременно должно быть обращение в прокуратуру. Все эти новации в регламенте грубо нарушают закон о СМИ. И не просто грубо, а в абсолютно наглой форме. Мне кажется, так бесстыдно себя никто не ведёт. Может, и ведёт, но, по крайней мере, не формализует. А здесь – как будто правового анализа документов не существует вообще! Как будто юристов в этой федерации нет, и вообще закона как будто для них не существует. Я думаю, что здесь нужны не какие-то акты солидарности, а вполне простые вещи – активные обращения спортивных журналистов и журналистских союзов в прокуратуру. Я думаю, что Генеральная прокуратура должна среагировать, поскольку речь идёт о всероссийском спортивном объединении – ФХМР. Хоккей с мячом у нас любят, несмотря на некоторых безумных функционеров. Нужно заставить их соблюдать закон.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры