издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«За каждой фотографией стоят живые люди»

Краевед из посёлка Мама устраивает для земляков выставки старых снимков

Тёплый вечер в июле 2020 года. На набережной реки Витима непривычно много народа. Начинает смеркаться, свирепствуют комары, но люди не хотят расходиться. Они снова и снова рассматривают вывешенные на заборе рядом с бывшей пристанью листы формата А4 с копиями фотографий. Самое старое фото сделано в 1938 году. Самое новое датировано 2008 годом. Семейная пара солидного возраста вглядывается в крапинки матовой фотографии середины 1960-х годов. На ней пристань с табличкой «Мама». Супруги вспомнили, как жили в этом дебаркадере, когда только приехали работать на слюдяной комбинат. Гостиницы были заняты, и несколько дней молодым супругам пришлось ночевать в подсобках на пристани. Один из посетителей выставки увидел на фотографии кран, на котором он работал. На снимке несколько кранов стоят в отстое на зимовке, и он вместе с бригадой разматывает трос. «Мы будто в молодость вернулись», – делились с организатором выставки – краеведом Владимиром Сильченко – местные жители.

10 лет Владимир Сильченко проводит для земляков выставки фотографий. В основном показы проходят на открытом воздухе – на набережной или у дома на центральной улице посёлка Мама. В архиве Владимира Васильевича полтысячи фотографий, все рассортированы по папкам. «Мне, чтобы выставку развернуть, достаточно двух часов. Шурупы уже подготовлены. Леску натянуть и фотографии развесить», – рассказывает краевед.

Летом 2020 года состоялись две уличные выставки. В первое воскресенье июля, в День речника, жители посёлка увидели больше 50 фотографий пристани, барж и судов Витима и Лены. В последнее воскресенье августа состоялась выставка, посвящённая горно-обогатительному комбинату «Мамслюда» и юбилею одного из его директоров – Юрия Елистратова. Кроме того, были выставлены работы фотографа Эдгара Брюханенко. В 1960–1970-х годах он несколько раз был на Маме и много фотографировал посёлок и окрестности. Всего получилось около 70 фотографий. «Мы дали объявление в газету. Не ожидали, что столько народа придёт», – говорит краевед.

Владимиру Сильченко 70 лет. Он родился и всю жизнь прожил в посёлке Мама. Работал на ГОКе «Мамслюда» – 7 лет в службе связи и 27 лет на машиносчётной станции (сначала электромехаником, потом старшим инженером, потом начальником). Его неоднократно выбирали депутатом посёлкового и районного Советов депутатов трудящихся. Первую заметку Владимира Сильченко газета «Мамский горняк» опубликовала в 1969 году, позже он создал и ведёт до сих пор рубрики «История одной фотографии» и «Твои люди, район».

После выхода на пенсию 10 лет отработал диспетчером в МЧС. «Я ещё на счётной станции на пишущей машинке стал печатать потихоньку. В пожарке работал: компьютер стоит, ночью делать нечего. Вот и собираешь материал», – рассказывает краевед.

Вместе с другим краеведом Александром Пановым они нашли несколько стихотворений и заметок Аркадия Кутилова, опубликованных в газете «Мамский горняк» в конце 1960-х годов. Аркадий Кутилов родился в 1940 году в деревне Рысьи, это в 70 километрах от Мамы.

«Один из самобытнейших русских поэтов XX века. Несмотря на то что его стихи в переводе на английский включены в академическую антологию «Русская поэзия XX столетия» (Лондон), его творчество по-прежнему малоизвестно российскому читателю», – характеризует поэта «Википедия».

А так отзывался об Аркадии Кутилове поэт Евгений Евтушенко: «В городе Леонида Мартынова (поэт, имеется в виду город Омск. – Авт.) жил и работал другой, достойно не оценённый нами при жизни поэт – Аркадий Кутилов … Его стихи не равноценны, но в них есть прорывы в гениальность…» Насколько гениально творчество поэта, настолько трагична его судьба. Периоды пьянки и бродяжничества прерывались творческими «запоями».

Особенно много и плодотворно поэт работал за «колючей проволокой». В заключение он попал за «тунеядство и бродяжничество». Перед этим он был на принудительном лечении в психиатрической больнице.

Умер поэт в возрасте 45 лет в Омске. Его тело обнаружили на улице. Не нашлось родственников или знакомых, кто бы забрал труп. Поэтому долгое время место захоронения поэта оставалось неизвестным. После смерти Аркадия Кутилова его имя присвоено одной из библиотек Омска. В городском музее «Искусство Омска» хранятся его рукописи и рисунки. В школе № 95 Омска расположен музей Аркадия Кутилова. Ещё один музей есть в Бражниково – деревне, где жил поэт. На бульваре Мартынова в Омске установлен мемориальный камень, планируется установить памятник Аркадию Кутилову. Обо всё этом рассказывает Владимир Сильченко.

«Творческое наследие включает более двух тысяч стихотворений, потрясающую прозу, а также целую галерею произведений изобразительного искусства. К сожалению, ещё большее количество творений не дошло до нас…» – пишет краевед в газете «Мамский горняк» в 2015 году.

Ещё одно имя, о котором краеведы напомнили землякам, – генерал-лейтенанта, с 1943-го по 1946 год заместителя начальника «СМЕРШ» Ивана Врадия. В 1954 году «по фактам дискредитации» он был лишён генеральского звания и сослан в Мамско-Чуйский район. 14 лет Врадий прожил на Маме, работал в тресте «Мамслюда», в «Мамтрансснабе». С 1967 года – заместитель директора Чуйского рудоуправления в посёлке Горночуйский, с 1968-го – председатель Чуйского рудкома профсоюза.

В ссылку Иван Иванович приехал один, уехал в Москву в 1969 году с женой Евдокией Петровной, которую встретил на Маме. Умер Иван Врадий в 1984 году, к этому времени ему вернули звания, награды, а также ведомственную квартиру в столице.

«Мамско-Чуйский и Бодайбинский районы – край вечной ссылки с царского времени. Потом поехали раскулаченные. Ссыльные из Польши перед войной. Ссылали также партийных деятелей, военноначальников. Много здесь грамотных людей было. Например, генерал-лейтенант Врадий. Когда он уехал в Москву, с мамчанами продолжил общаться, земляки бывали у него в гостях в столице. Сохранились фотографии Ивана Ивановича», – рассказывает Владимир Сильченко. Его лучшие газетные материалы вошли в книгу «Рассказы о мамчанах». Она издана в 2012 году.

Владимир Сильченко с группой единомышленников создал неформальную организацию «МИКРО» – Мамское историко-краеведческое районное объединение. Активно работают 5-6 человек, есть больше десятка помощников. Объединение собирает информацию о родном крае, публикует материалы в местной газете. В год выходит около 20 статей. МИКРО сотрудничает с краеведами из Бодайбо. Клуб «Привитимье» – так называется объединение, с которым мамские исследователи обмениваются материалами и проводят совместные мероприятия.

В своём объединении Владимир Сильченко специализируется на исторических снимках. «Мне интересна не фотография сама по себе. Ты её принёс, в альбом положил. За каждой фотографией стоят живые люди. Узнаёшь, какой период, кто эти люди, которые изображены на снимке. Фотографии – наша законсервированная память», – рассказывает исследователь. Снимки, предоставленные объединением, вошли в три выпуска книги о посёлке Мама «Большой репортаж о малой родине».

Краеведение для него – это ещё и общение с единомышленниками, героями материалов. Это ощущение единения, общего дела, чего так не хватает сегодня в обществе. «Мы чувствуем, что наши выставки нужны людям. Если по какой-то причине пропустили, не провели, мамчане останавливают на улице, спрашивают, почему не было выставки фотографий, – говорит Владимир Сильченко. – Люди к нам не только посмотреть на снимки приходят. Идут пообщаться, предлагают свои материалы, фотографируют снимки и выставляют в соцсетях. Потом те, кто уехал из Мамы, или их родственники узнают на фотографиях родных или знакомых, сообщают нам».

Самые благодарные посетители выставок – люди старшего поколения. «Почему старики к нам тянутся? От них все отмахнулись. Они никому не нужны. Им негде общаться. В музей стариков не приглашают. Мероприятия, которые в ДК проводят, рассчитаны на молодёжь. Раньше хоть концерты были бесплатные. Сейчас и концерты платные – 100 рублей. Не каждый пойдёт. Аппаратуру включат на полную громкость – штукатурка с потолка сыплется. Мигалки включат – по глазам бьют. Старики там находиться не могут. Мы вот с женой перестали ходить. А раньше весь ряд занимали, всем подъездом ходили», – вспоминает краевед. Теперь прежние времена старики могут только на фотографиях посмотреть.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры