издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Нечаянный» убийца

Иркутский областной суд приговорил жителя Усть-Илимска за тройное убийство к 21 году в колонии строгого режима

Даже родственники парней, которых подсудимый расстрелял в упор из собственного карабина, не сказали о нём в процессе ни одного худого слова. «Порядочный, очень позитивный, неконфликтный, непьющий, грамотный специалист, любящий муж и заботливый отец» – такую характеристику давали в суде Сергею Гуселетову свидетели обвинения. Трагедия, произошедшая 23 января 2020 года в гаражном боксе кооператива «Лада» по улице Молодёжной в Усть-Илимске, стала неожиданностью для всех.

«Если в начале пьесы на стене висит ружьё»

Первое, что приходит на ум при знакомстве с материалами этого уголовного дела, – известная фраза Чехова о ружье, которое, если уж появилось на сцене, непременно должно выстрелить в последнем акте трагедии. Ничто в тот день, казалось бы, не предвещало беды. Сергей Гуселетов и его лучший друг Антон встретились в 9 часов утра, чтобы провести выходной вместе. Они жили в одном подъезде и были знакомы с детства. Антон поделился с товарищем проблемой и попросил о помощи. Знакомый купил у него автомобиль, но расплатился не полностью. Вот Антон и придумал, как заставить должника отдать недостающую сумму – 100 тысяч рублей. Пусть Сергей Гуселетов, который тоже был знаком с покупателем, позвонит ему и договорится о встрече. Друзья явятся на неё вместе и захватят с собой ружьё, чтобы припугнуть должника.

Так и сделали. Гуселетов любил рыбалку и охоту, у него дома в сейфе хранились два ружья, зарегистрированных по всем правилам. На встречу с Костей – так звали должника – он взял охотничий карабин «ВПО-209», заряженный четырьмя пулями. Настроение у парней было хорошее, предстоящая сцена казалась им приключением, от которого они не ждали никаких неприятностей.

На переговоры друзья отправились на такси. Водитель, сидевший за рулём, вспоминал потом в суде, что один из пассажиров вышел метров за 200 до нужного места и что-то прятал под курткой. А подсудимый, покидая салон, весело сказал: «Сейчас мы здесь немножко побуяним!» Таксист не усмотрел в этих словах никакой угрозы. А иначе бы, конечно, вмешался в ситуацию, ведь рядом с гаражным боксом, возле которого он высадил пассажиров, стояла машина его сына Олега. Хозяин гаража Константин занимался в этом помещении ремонтом автомобилей клиентов. Он вышел встретить Гуселетова, поздоровался с водителем такси – сцена была вполне мирная. Но она оставалась такой недолго, минут 20. Потом в гаражном боксе появился с карабином наперевес новый персонаж – Антон. И началась перепалка из-за денежного долга. В пылу ссоры Антон пальнул из карабина в деревянный пол. Хозяин ружья тут же вмешался и забрал ствол у друга. От греха, как говорится, подальше. Заряженное ружьё ведь не игрушка, и стрелять из него они не договаривались. Однако конфликт набирал обороты. Константин не только отказался признать долг, но стал сыпать оскорблениями, и его поддержал Олег, случайный свидетель этих разборок.

«Разговор ещё не окончен!»

То, что произошло потом, трудно и объяснить, и описать. В приговоре этот последний акт трагедии обозначен такими словами: «Подсудимый совершил убийство двух лиц из личной неприязни и одного – с целью скрыть другое преступление». Сам Гуселетов от показаний в суде отказался, но на предварительном следствии рассказал: «Оскорбления меня сильно задели, я решил выстрелить в потолок в той стороне, где стоял Костя. Вскинул карабин, Костя упал. Я понял, что убил его. Парень, который был с ним, попытался убежать. Вот он уже у ворот гаража, но ведь разговор ещё не окончен! Я выстрелил в его сторону, не целясь. Понял, что убил и его. Не снимая приклад с плеча, нажал на спусковой крючок ещё раз. Выстрелил в сторону Антона. Осознав, что убил всех троих, поджёг гараж. Но я же не собирался никого убивать, не хотел никому смерти! Это получилось нечаянно».

Суд в это не поверил. «Отрицание умысла на причинение смерти троим молодым людям объясняется желанием подсудимого уменьшить свою вину. И, соответственно, снизить ответственность за совершение особо тяжких преступлений, – говорит Максим Руды, начальник отдела гособвинителей прокуратуры Иркутской области. – По-другому это расценить невозможно, и суд с этим согласился. Ведь друг, которого Гуселетов убил, испугавшись, что тот может сообщить о преступлении в правоохранительные органы, находился от него всего лишь в двух метрах. Да и расстояние до остальных жертв не могло превышать четырёх метров. Трагедия произошла в гараже размером 4 на 6 метров. Выстрелы были прицельными, что подтверждено и результатами судмедэкспертизы». Должник, оскорбивший переговорщика, скончался на месте от разрыва лёгкого и переломов шейных позвонков. Смерть товарища, который зашёл к нему в неурочный час и не успел покинуть место преступления, наступила от пулевого ранения головы. И друг подсудимого Антон вместо помощи в выбивании причитающихся ему денег тоже получил пулю в голову с полным размозжением мозга.

По мнению государственного обвинителя, об умысле подсудимого на убийство свидетельствует не только локализация ранений. «Гуселетов явно имеет навыки обращения с огнестрельным оружием, у него есть разрешение на его использование, – говорит Максим Руды. – Свидетели показали, что он много раз ходил с этим ружьём на охоту. Да и сам он пояснял на предварительном следствии, что, нажимая на курок, осознавал: ружьё способно убить. Ведь это орудие конструктивно предназначено для поражения живой цели».

«Друг почему-то не выходит на связь»

Кроме тройного убийства подсудимому вменялся также угон транспортного средства без цели хищения. Облив трупы бензином, который нашёл тут же, в гараже, и устроив поджог, Гуселетов скрылся с места преступления на автомобиле, принадлежащем Олегу. Тот оставил ключи в замке зажигания своей «Тойоты Сайнос». Угнанную иномарку подсудимый бросил возле соседнего гаражного кооператива «Автоинтер» по той же улице Молодёжной. Он вскинул карабин на плечо и пешком отправился домой. А на следующий день сам явился в полицию, чтобы написать явку с повинной. В суде Гуселетов говорил о раскаянии.

Но, очевидно, оно пришло не сразу. Первым побуждением «порядочного и позитивного» 30-летнего парня было сделать всё возможное, чтобы подозрение не пало на него. Домой Гуселетов, по словам жены, вернулся в восемь вечера. Сначала почистил и убрал в сейф орудие убийства, а потом отправился «искать друга». Заглянул к его брату, чтобы уведомить его: с Антоном они расстались примерно в пять часов вечера и больше не виделись. Затем позвонил матери друга, которого сам же застрелил и поджёг, высказал озабоченность тем, что Антон почему-то не выходит на связь, его телефон отключён.

Возможно, к решению сдаться властям подсудимого привело осознание того факта, что, «немножко побуянив», он немало наследил. Покидая место преступления на чужой машине, к примеру, задел иномарку, припаркованную возле одного из гаражей кооператива «Лада», и сломал зеркало. Оказалось, что на том гаражном боксе, приспособленном под автомастерскую, была установлена камера видеонаблюдения. Мастер, услышав сигналы, издаваемые автомобилем клиента, вышел посмотреть, что случилось. Он запомнил человека за рулём, а по государственному номеру «Тойоты Сайнос» нашёл данные её владельца. И отправил Олегу через соцсети сообщение с просьбой заплатить за разбитое зеркало. Тут же, конечно, выяснилось, что и сам владелец, и его машина исчезли. Жена Олега забила тревогу. По её словам, супруг, с которым они растили троих детей, не употреблял алкоголь и старался избегать конфликтных ситуаций. Труп Олега обнаружил отец. Примерно через час он подъехал к гаражу, возле которого высаживал пассажиров, собиравшихся «немножко побуянить». И увидел, что из ворот бокса идёт дым. Белой «Тойоты» сына таксист рядом не обнаружил, и это его немного успокоило. Он открыл дверь, начал тушить огонь снегом. И увидел три трупа.

«Судебно-психиатрическая экспертиза не выявила у подсудимого патологии. Совершая преступления, он осознавал фактический характер и опасность своих действий, был способен руководить своими поступками, – пояснил государственный обвинитель. – При назначении наказания суд учёл смягчающие обстоятельства: явку с повинной, положительные характеристики с места жительства и от руководства АО «Группа Илим», где работал подсудимый, наличие у него двоих малолетних детей, частичное возмещение морального вреда, причинённого родственникам погибших». После вступления приговора в законную силу убийца отправится в колонию строгого режима на 21 год.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры