издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сериал на крови

Ангарский маньяк при неформальном общении признался, что совершал примерно по убийству в неделю

К двум пожизненным срокам серийного убийцы на прошлой неделе добавилось 9 лет 8 месяцев. Уголовное дело с парой эпизодов особо тяжких преступлений, совершённых Михаилом Попковым в 1995 году, Ангарский городской суд рассмотрел в рекордно короткое время. Понадобилось всего три судебных заседания, чтобы признать бывшего милиционера виновным в умышленном причинении смерти двум женщинам.

Преступления, о которых вспомнил вдруг заключённый Торбеевского централа, были совершены по той же схеме, что и предыдущие 81 убийство и 3 покушения. Скромный водитель подсаживал ночью подгулявшую незнакомку в свою машину, чтобы доставить её по нужному адресу, по дороге предлагал выпить и развлечься. А после полового акта увозил в лес или на кладбище и убивал с помощью инструментов, которые всегда возил под сиденьем автомобиля.

Судебные слушания проходили в закрытом режиме. Ветеран органов внутренних дел поведал историю очередной жертвы, труп которой сбросил в коллектор очистных сооружений за территорией автоколонны. А потом, заступив на смену в качестве оперативного дежурного Центрального РОВД Ангарска, сам же и извлёк тело из этой «могилы». А вот останки другой пострадавшей найти так и не удалось. По словам подсудимого, она была убита в ночь на 14 июля 1995 года в районе садоводства «Этилен». Женщина числилась без вести пропавшей. Было предположение, что её похоронили на местном кладбище как безродную. Эта версия проверялась в ходе предварительного следствия, но подтверждения не нашла. Майор полиции Евгений Савиных, работавший в следственно-оперативной группе по делу ангарского маньяка, рассказал: «Мы перелопатили в поисках тела всё кладбище, журналы захоронений тогда не велись. Эксгумировали порядка восьми трупов, которые по обстоятельствам вроде бы подходили. Образец ДНК для генетических экспертиз брали у родителей пропавшей девушки, сравнивали. Но генотип не совпал».

«Вину признаю в полном объёме», – заявил Михаил Попков в суде, но от последнего слова отказался. Очередные страшные признания ангарского маньяка были подтверждены собранными по делу доказательствами. На сей раз обошлось без пожизненного срока – такую кару закон, действовавший в 1990-е годы, не предусматривал. Попкова признали виновным в умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, совершённом в отношении двух лиц (пункт «з» статьи 102 УК РСФСР). Так что 9 лет 8 месяцев просто добавили к тому наказанию, которое он уже отбывает.

Узник Торбеевского централа не скрывает, с какой целью продолжает писать явки с повинной и сознаваться в грехах молодости: ведь надо же как-то разнообразить своё пожизненное заточение, скрасить однообразное течение срока в колонии особого режима. Предварительное следствие и судебное разбирательство по новому уголовному делу длились около года. Для Попкова это возвращение на родину, где он прожил пять десятков лет, имел любимую семью и уважение коллег в органах, стало своего рода отпуском.

Майор полиции Евгений Савиных рассказал, что известие о желании Попкова признаться в убийстве ещё двух женщин поступило, когда следственно-оперативная группа заканчивала сбор доказательств по преступлениям очередного выявленного в регионе маньяка – тулунского. «В начале 2020 года, – говорит сыщик, – я ездил в Торбеевский централ, чтобы встретиться с ангарским серийным убийцей, отбывающим там пожизненное лишение свободы. Сотрудники колонии провели для меня экскурсию, показали, в каких условиях живёт наш знаменитый на весь мир земляк».

Условия содержания в мордовской тюрьме для осуждённых к высшей мере наказания соответствуют стандартам: на каждого «жильца» примерно 8 квадратов площади и два охранника. «Об этих местах много жути пишут. Вот и Попков, получив два пожизненных срока, сильно переживал. Его пугало, что на новом месте ему нечем будет заняться: не найдётся для него работы, заселят в одиночную камеру, где и пообщаться не с кем. Но в камере Торбеевского централа наш земляк оказался не один. С трудоустройством проблем у него тоже не возникло. Он работал на швейном производстве, расположенном на другом этаже того же здания, – шил рукавицы. И был этим доволен, никакой депрессии я у него не заметил. Наоборот, выглядел он гораздо лучше, чем при отъезде к месту пожизненного лишения свободы. Здесь был кожа да кости, а там поправился. Говорил, что на еду грех жаловаться. Заключённые работают в теплицах, разводят кур, свиней – свежими продуктами себя обеспечивают круглый год», – рассказывает оперативник.

Хотя, по словам опера, мордовскую колонию особого режима называют всё же «печальной». В отличие от других зон в этой нет телевизоров, заключённые могут только слушать радио. Да и к особенностям режима ещё надо привыкнуть. «Там видеонаблюдение везде, «мёртвых» зон практически нет: просматривается всё, кроме туалета. Если осуждённый задержится в сортире дольше 40 секунд, сотрудники могут ворваться и проверить, всё ли в порядке».

Летом 2020 года Михаила Попкова этапировали в Иркутскую область для проведения необходимых следственных действий. Им снова занялась так называемая «маньячная» группа – бригада, возглавляемая следователем по особо важным делам регионального Управления Следственного комитета России Евгением Карчевским. Подполковник юстиции вёл второе по счёту уголовное дело в отношении ангарского маньяка, завершившееся пожизненным приговором за 60 доказанных нападений на женщин в окрестностях Ангарска и Усолья-Сибирского. Сейчас Карчевский работает в Центральном аппарате Следственного комитета РФ. В Управление по расследованию преступлений против личности СК России его пригласили в 2018 году, сразу после окончания судебных слушаний по беспрецедентному уголовному делу. Но на этот виток карьеры следователь решился лишь спустя три года. «Надо было довести остальные дела до логического конца», – пояснил он. Перед отъездом в Москву (в марте нынешнего года), к новому месту работы и жительства, Евгений Карчевский ответил на несколько моих вопросов.

– Как думаете, продолжит Попков свои убийственные признания? Он ведь заявлял, что рассказал уже обо всех совершённых преступлениях. Помните его слова: «Я всё сказал!» Это заявление я даже в заголовок одной из своих статей вынесла.

– Он так говорил и после первого уголовного дела, где было 24 эпизода. А потом настрочил ещё 60 явок с повинной. Вполне вероятно, что признания продолжатся. Тем более ему ещё есть что «вспомнить».

– По вашим прикидкам, сколько преступлений Попков совершил на самом деле? Вы же с ним много общались, в том числе и неформально, пока собирали доказательства на 300 томов уголовного дела.

– Мы действительно общались неформально между допросами. И я ему задавал этот вопрос. У меня был составлен график совершения преступлений, которые Попков на тот момент уже признал. Он ответил: «Ну вы же сами видите, какая тенденция». Я говорю: «По графику получается, что убийство приблизительно раз в неделю». И он согласился: «Да, примерно такой интервал. По-другому я не мог». Эксперты выявили у него гомицидоманию с садистскими элементами, то есть влечение к убийству людей. После насилия у него наступала разрядка, улучшались настроение, сон и аппетит.

– Но ведь после 2010 года преступления прекратились. А задержали маньяка только в 2012-м. Как-то смог он, значит, справиться со своим влечением.

– А мы этого не знаем. Известно, что Попков в те годы гонял из Владивостока автомобили на продажу, у него было около десятка таких поездок. Мог по дороге совершать убийства. Вот когда приступлю к работе в Центральном аппарате Следственного комитета России, к этому вопросу можно будет вернуться.

Так что смертельный сериал, вероятно, закончится не скоро. По одному преступлению в неделю в течение 20 лет (с 1992-го по 2012 год) – таковы условия задачки. Цифры в ответе получаются невообразимые. Ясно одно: маньяку хватит «воспоминаний» до конца его жизни. Сейчас серийному убийце 57 лет, и на здоровье он не жалуется.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры