издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От тоста к погосту

Две трети преступлений в России совершаются на пьяно-кухонной почве

Это в песне поётся с романтическим надрывом: «Рюмка водки на столе». В жизни бывает так, что горькую пьют стаканами, теряя человеческий облик. Два таких уголовных дела с тяжкими последствиями недавно были рассмотрены в Ангарском городском суде.

Пили двое, протрезвел – один

Хотя понятие «убийство, совершённое на бытовой почве» в российском уголовном законодательстве не содержится, сразу понятно, о чём идёт речь. По данным экспертов, 60–70 процентов преступлений в России, в том числе убийств, совершаются на пьяно-кухонной бытовой почве. Орудием преступления зачастую является обыкновенный кухонный нож, которым ещё пять минут назад резали колбасу или хлеб.

Ночная попойка в Ангарске в августе прошлого года. За столом мужчина с двумя собутыльницами. Сергею Бабуеву уже за сорок, семьёй и работой не обременён, его ребёнок отца не знает. Алкогольная зависимость диктует свой образ жизни. Он уже попадал на скамью подсудимых за угон автомобиля и кражу. В какой-то момент одна из собутыльниц покидает кухонное застолье, и Бабуев остаётся со своей будущей жертвой один на один. Иванцова (фамилия изменена) ещё не знает, что жить ей осталось всего несколько минут. Женщина сильно пьяна и раздражена. По словам Бабуева, который впоследствии пытался объяснить взрыв своих эмоций в суде, в тот роковой момент она стала бить котёнка. Он вступился за несчастное животное и получил в свой адрес оскорбления. И вот не выдержал: схватил со стола нож и всадил его Иванцовой прямо в грудь, сверху вниз. Это о том, насколько катастрофически быстро может измениться настроение алкоголика. Как потом констатировали медики, раневой канал прошёл через жизненно важные системы организма с повреждением средостения и лёгочного ствола. Всё это вызвало обширное внутреннее кровотечение.

На суде алкоголик признал свою вину лишь частично. Оказывается, Бабуев не хотел убивать. Увидев, как после удара жертва судорожно пытается набрать в лёгкие воздуха, подумал, что она…притворяется. Умирающая безо всякой помощи осталась на полу, а он отправился спать. Когда проспался, осознал, что скорая уже не поможет.

И в который раз на суде прозвучала фраза: «Был бы трезвым – не убил бы». В заключении судебно-психиатрической экспертизы отмечалось, что «алкогольное опьянение изменило характер течения эмоциональных реакций и облегчило открытое проявление агрессии во внешнем поведении».

Подсудимый принёс извинения дочери погибшей, но на наказание по ст. 105 УК РФ это не сильно повлияло. Он на 8,5 года уехал отбывать наказание в колонию строгого режима.

Задушил и раскаялся

А это уже мегетская история с таким же трагичным финалом. Только орудием убийства стал не кухонный нож, а увесистые кулаки сожителя. Всё произошло в сентябре прошлого года в комнате общежития, где проживала пьющая пара. Постоянной работы у них не было, перебивались случайными заработками. Но на спиртное хватало. Во время частых ссор не судимый до этого Сергей Литвинцев свою сожительницу поколачивал, но в полицию женщина не обращалась. Возможно, понимала, что в пьяном виде тоже была не подарок: под градусом долго не могла утихомириться и своеобразным образом изводила собутыльника – любила бессчётное количество раз повторять одну и ту же пришедшую на ум фразу. Соседи по общежитию имели счастье несколько раз в неделю слышать звуковое сопровождение их буйных ссор.

Вот и в тот недобрый вечер бедовая подруга, опьянев, взялась за своё: ходила за сожителем по пятам и говорила о том, как ей плохо живётся. Было уже поздно и хотелось спать. В конце концов он не выдержал и ударил её по плечу. Этот удар был только началом кулачного боя. Затем последовали удары по голове и всему телу. Войдя в раж, разгневанный мужчина схватил свою спутницу за шею и стал душить. Когда жертва осела на корточки и перестала подавать признаки жизни, он вяло попытался оказать ей помощь: положил на кровать, потряс, пощупал пульс. Уже на суде признался, что не догадался сделать ей искусственное дыхание. Хотя, судя по серьёзным травмам шеи и многочисленным кровоизлияниям, которые были зафиксированы в медицинском заключении, вряд ли бы оно и понадобилось.

В последнем слове Литвинцев полностью признал вину и раскаялся. Сказал, что был сильно пьян, не рассчитал свои силы. Но какова цена таким словам? В подобных случаях судьи часто слышат оправдания, что если бы не «злодейка с наклейкой»… Действия душителя были квалифицированы по ст. 105 УК РФ как умышленное причинение смерти. Итог: 7,5 года лишения свободы в колонии строгого режима.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры