издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Научились жить в этих условиях»

Чем второй год пандемии обернулся для экономики Иркутской области

«Каждому понятно, что коронавирус оказал существенное влияние на экономику страны и нашего региона в частности, – констатирует руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области Ирина Иванова. – Но всё-таки 2021 год – это второй год пандемии, поэтому жёсткие антиковидные меры, которые вводились на начальном этапе, в настоящее время уже ослаблены. Соответственно, экономика и общество научились жить в этих условиях». Если ориентироваться на макроэкономические показатели, ситуация выглядит более благополучной, чем год назад. Так, в 2020 году промышленное производство выросло на 2,7%, а в 2021 году – на 2,8%.

Строительная лихорадка

Объём строительных работ в прошлом году увеличился на 58,4% по отношению к показателям позапрошлого года. В эксплуатацию введено рекордное для постсоветского периода количество жилья – чуть более 1,2 млн квадратных метров. При этом количество сданных квартир – 13 653 – оказалось меньше, чем в 2020 году, однако средняя площадь увеличилась с 74 «квадратов» до 88. Три четверти жилья – 908,2 тыс. кв. м – построили сами жители Иркутской области. Одна восьмая общей площади приходится на дома в черте садоводств. «То есть люди строят жильё за городом, это тоже характерный момент», – отмечает Иванова.

Оборотная сторона строительного бума, произошедшего на фоне восстановления экономики от ковида, – подорожание материалов. При том, что потребительские цены в целом за 2021 год выросли на 8,9%, стоимость металлочерепицы и обрезной доски взлетела более чем на 60%. В полтора с лишним раза подорожали и пиломатериалы, существенный рост зафиксирован и в других категориях товаров, в целом же строительные материалы подорожали на 23%. «Активизировался рынок строительства, что и повлияло на цены, – объясняет руководитель Иркутскстата. – А показатель общей инфляции такой же, как в целом по стране. При этом он не самый высокий в Сибирском федеральном округе: есть Алтайский край, в Кемеровской области он тоже выше».

Плюс-минус рост

Существенный рост объёмов производства произошёл и в других отраслях. Например, в сфере водоснабжения, водоотведения, ликвидации загрязнений, сбора и утилизации отходов он составил 42,9% по сравнению с 2020 годом. При том, что и в 2020 году был зафиксирован рост на 11,4% по отношению к 2019 году. Это можно объяснить не только восстановлением экономики от первоначального ковидного шока, но и тем, что в Иркутской области стартовали работы по ликвидации загрязнения на промышленных площадках «Усольехимпрома» и, с оговорками, Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

В то же время сфера общественного питания оправилась от жёстких ограничений, введённых в первые месяцы пандемии. Если в 2020 году оборот общественного питания сократился на 28,5% и составил менее 12,6 млрд рублей, то в 2021-м он вырос на 37,4% и вернулся к доковидным 17,3 млрд рублей. Объём платных услуг, который в позапрошлом году сократился на 15%, в прошлом вырос на 14,1%. Оборот розничной торговли даже превысил показатель, зафиксированный до пандемии. Сократившись на 2% в 2020 году, он вырос на 11,3% в 2021 году. Объём продаж продовольствия при этом увеличился на 9,6%, непродовольственных товаров – на 12,9%. Куда более значительный рост показали те сферы услуг, которые антиковидные ограничения затронули в наибольшей степени. Так, обороты в части санаторно-оздоровительных услуг в 2021 году увеличились в 1,8 раза. Туристическая отрасль выросла на 70%. Рост в области услуг физкультуры и спорта – 40%, транспорта – 30%.

Однако ситуация разнится от отрасли к отрасли. К примеру, обрабатывающие производства в целом стагнируют: физические объёмы в них после роста на 11,1% в 2020 году остались неизменными. Уровень позапрошлого года не удалось превзойти из-за резкого – на 29% – сокращения выпуска металлических изделий. Производство электрического оборудования снизилось на 24% по сравнению с 2020 годом, химической продукции, прочих транспортных средств и оборудования – на 4%. Одновременно производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов выросло на 30%, прочей неметаллической минеральной продукции – на 29%, одежды – на 23%, мебели – на 15%. Выпуск прочих готовых изделий, в число которых среди прочего входят ювелирные украшения и бижутерия, медицинские инструменты и оборудование, спортивные товары, музыкальные инструменты, игры и игрушки, увеличился на 40%.

Добыча полезных ископаемых, в свою очередь, после спада на 0,7% в 2020 году выросла на 2,6%. Наибольший вклад в эту прибавку внесли угольщики, которые увеличили объём производства на 8,3%. Добыча нефти выросла на 1,3%. При этом добыча металлических руд и прочих ископаемых, напротив, снизилась. Аграрный сектор в отличие от многих других отраслей продолжал стабильно работать и в условиях пандемии. Производство основной животноводческой продукции в 2020 году прибавило 1-2%, в минувшем году производство мяса и молока тоже выросло.

Предпринимательское затишье

«В розничной торговле и общественном питании в целом по региону допущенное снижение, конечно, компенсировано с избытком, – резюмирует Иванова. – Но пока индивидуальные предприниматели, пострадавшие больше всего, не смогли восстановить былой объём продаж. Уязвимыми были и малые предприятия, теперь они тоже навёрстывают упущенное и демонстрируют высокие темпы роста». Несмотря на общий достаточно благоприятный фон, оборот оптовой торговли продолжает падать. В 2020 году он снизился на 1,6% и составил около 903,4 млрд рублей. Прошлый год принёс сокращение на 9,3%, хотя без учёта инфляции может показаться, что в абсолютном выражении оборот даже увеличился, немного превысив 1 трлн рублей. По данным Иркутскстата, в январе 2022 года он составил 67,3 млрд рублей, что на 7% меньше, чем в январе 2021-го.

Количество коммерческих организаций сократилось до 38,1 тысячи по итогам 2020 года и до 36,3 тысячи в конце 2021 года. Индивидуальных предпринимателей также стало меньше. Если в конце 2019 года в Иркутской области было зарегистрировано 63,5 тысячи ИП, то через год их стало 56,7 тысячи. В течение 2021 года число индивидуальных предпринимателей снизилось до 55,5 тысячи. «Их количество, я думаю, будет восстанавливаться, – заметила руководитель Иркутскстата. – Сегодня мы чётко понимаем, что на малый бизнес пандемия своё влияние оказала, но до пандемии число индивидуальных предпринимателей росло. Сегодня есть ресурс в виде самозанятых». По данным из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, первые самозанятые в Иркутской области появились в третьем квартале 2020 года. Тогда в этом качестве зарегистрировались 4363 физических лица и 402 индивидуальных предпринимателя. К концу позапрошлого года их количество увеличилось до 9475 и 1151 соответственно. А 31 января 2022 года в Иркутской области самозанятыми числились уже 43 709 физических лиц и 2128 индивидуальных предпринимателей.

«Снижение активности людей во время пандемии проявилось и в зарегистрированной безработице», – добавляет Иванова. Официально в качестве безработных в конце 2020 года были зарегистрированы 32 тыс. человек, то есть около 2,5% экономически активного населения, к концу 2021 года их количество уменьшилось до 14 тысяч, или 1% с небольшим. Между тем в конце 2021 года 58,4 тыс. человек являлись безработными по критериям Международной организации труда, то есть либо не имели работы или доходного занятия, либо искали работу и были готовы приступить к ней в течение недели. По данным Иркутскстата, на их долю приходилось 5,1% от общей численности рабочей силы в возрасте 15 лет и старше. Занятыми числились почти 1,1 млн человек – на 34 тыс. человек больше, чем в конце 2020 года. «Наверное, мы научились жить в условиях пандемии», – заключает руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры