издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На Байкале всё спокойно

Уровень озера не вызывает тревогу у учёных 

  • Автор: Юлия Серебрянникова

После шести лет маловодья в 2020 году Байкал вступил в противоположный период. Последствия «большой воды» чувствовали на себе жители Иркутской области и Республики Бурятия. В нынешнем году ситуация гораздо более спокойная: уровни Байкала и реки Селенги в Улан-Удэ довольно низкие и не вызывают опасений. Более того, учёные заговорили о маловодье на сибирских реках. В большей степени это касается Оби и Енисея, однако зафиксировано понижение уровня и Ангары.

Ситуация сложная, но не катастрофическая

В 2020 и 2021 годах тема уровня Байкала была одной из самых актуальных на страницах СМИ Иркутской области и Республики Бурятия. В августе прошлого года он превысил критическую отметку в 457 метров в Тихоокеанской системе высот (ТО). Тогда в Енисейском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) назвали ситуацию весьма серьёзной, хотя и не катастрофической. По данным ФГБУ «Иркутское УГМС», в течение июля 2021 года объём стока рек в Байкал составил 148% от нормы.

Аналогичная ситуация наблюдалась в 2020 году: 30 сентября уровень Байкала достиг 457,12 м ТО и продержался на этой отметке три дня. Ситуация вызвала беспокойство учёных из Байкальского института природопользования СО РАН в Республике Бурятия. Они  подготовили открытое письмо по уровенному режиму Байкала. В документе говорится о том, что гидрологическая обстановка, сложившаяся на Байкале осенью 2020 года, «является катастрофической». Тогда  с оценкой учёных из Республики Бурятия не согласились их коллеги из Иркутска. На том же заседании директор Иркутского филиала СО РАН Игорь Бычков, директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов и заведующий лабораторией гидроэнергетических и водохозяйственных систем Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН Вячеслав Никитин  опровергали опасения бурятской стороны.

Уровень Селенги сейчас ниже прошлогоднего

Из-за высокого уровня Байкала 11 августа прошлого года Росводресурсы приняли решение об увеличении сбросных расходов Иркутской ГЭС на 200 м3/сек – до 3300 м3/сек. Это позволило снизить за сутки уровень Ангары на 7 см. Как пояснили в ведомстве, увеличение необходимо для снижения интенсивности наполнения Байкала и Иркутского водохранилища. Снижать сбросы начали только осенью: к 31 октября они снизились до 2500 м3/с.

В нынешнем году сбросные расходы ГЭС ниже, чем в предыдущем. «В зимний период мы работали с минимальным зимним расходом 1500–2000 кубометров в секунду с учётом кромки ледостава, которая проходила по реке Ангаре. С апреля по настоящее время осуществлялось нарастание до 2500 м3/с. Расход 2400–2500 сохранялся до 9 сентября, дальнейший режим работы Иркутского гидроузла будет рассмотрен на заседании Междведомственной рабочей группы по установлению режимов работы водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада ГЭС», – рассказала нашему корреспонденту начальник отдела водного хозяйства и мониторинга водных объектов Енисейского бассейнового водного управления Росводресурсов Александра Афонькина.

По её словам, среднесуточный расход Иркутского гидроузла до 9 сентября 2022 года составлял 2400–2500 м3/с. «Эти расходы абсолютно оптимальны на данный момент, – рассказала Александра Афонькина. – Увеличение не планируется в связи с низкой боковой приточностью и в соответствии с прогнозом Росгидромета. Такой уровень расхода сохранится практически до конца сентября».

По данным на 31 августа 2022 года, уровень Иркутского водохранилища на 0,31 м ниже, чем на аналогичную дату прошлого года, и составляет 456,84 м ТО. Значительно ниже прошлогоднего и уровень реки Селенги в Бурятии. Для учёных из соседней республики он является своеобразным маркёром благополучия или неблагополучия ситуации с водностью Байкала. Дело в том, что высокий уровень священного озера «подпирает» Селенгу, что в период критически высоких осадков может привести к подтоплению в Улан-Удэ.

Однако и этот показатель не вызывает опасений. По данным на 26 августа 2022 года, уровень реки Селенги в Улан-Удэ составил 68 см, что на 20 см ниже, чем 8 августа нынешнего года. Напомним, что выход воды на пойму и подтопление низменных участков начинаются при уровне Селенги 230 см, а критической считается отметка 330 см. Для сравнения: в последний день августа прошлого года уровень реки Селенги приближался к опасной отметке и составлял 226 см, поднявшись за сутки на 7 см.

Повышение уровня Байкала не произошло

Руководитель Росводресурсов Дмитрий Кириллов говорил в августе, что не ожидает повышения уровня воды в Байкале.  Его прогноз был благоприятным и не предусматривал никаких подтоплений по берегам озера. Говоря об этом, специалист ориентировался на незначительное наполнение озера талыми водами и уровень осадков, который был ниже средних многолетних значений.

«В 2020 году уровень Байкала составлял 457,12 метра, в 2021-м – 457,23 метра. В этом году – 456,33 метра, и это минимальная отметка, на которую мы сработали, с учётом того, какие уровни были в прошлые годы», – рассказал руководитель территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового управления Росводресурсов Михаил Людвиг. Он назвал гидрологическую обстановку в бассейне Ангары и Байкала стабильной.

6 августа ТАСС со ссылкой на Дмитрия Кириллова сообщило, что вода в озере Байкал прибывает на 1 сантиметр в день, однако «прогноз у нас благоприятный». «Гидромет говорит, что это небольшой пик паводка, который через неделю пройдёт. … Сейчас этот вопрос на контроле, никаких подтоплений дачных посёлков и так далее не ожидается», – сказал Дмитрий Кириллов.

Более того – после двух лет, в течение которых жители Бурятии и Иркутской области упоминали о подтоплениях, учёные заговорили о противоположном явлении. По словам Вячеслава Никитина, в июле приток воды в Байкал составил 86% от нормы, в июле – 78%. «Уровень Ангары, которая вытекает из Байкала и на которой стоят Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Богучанская ГЭС, тоже ниже нормы», – рассказал он в интервью СМИ. При этом самая тяжёлая ситуация, по словам учёного, сложилась на Саяно-Шушенской ГЭС, которая находится на Енисее. Здесь в водохранилище в июне поступило 47% от нормы притока воды, в июле – чуть больше.

Специалисты говорят, что причиной маловодья в сибирских реках стали малоснежная зима и жаркая весна, в целом ситуация укладывается в нормы цикличности, характерные для природных явлений. Каким будет 2023 год для Байкала, многоводным или маловодным, – покажет время.

Стоит отметить, что все ГЭС страны чётко выполняют указания Росводресурсов, которые регламентируют уровень сбросов. По сути, плотины являются инструментом, который не допускает неконтролируемых паводков. Если увеличить сбросы Иркутской ГЭС, то начинает подтапливать региональный центр в нижнем бьефе станции, как это было летом и осенью 2021 года. Между тем до постройки Иркутской ГЭС областной центр часто сталкивался не только с летними, но и с зимними паводками. Именно их иркутянам пришлось в буквальном смысле пережить в 1870, 1900 и 1939 годах.

А последний крупный паводок в черте Иркутска длился с 4 по 7 января 1952 года, когда в городе стояли сорокаградусные морозы. Тогда вода доходила до улицы 5-й Армии, а проживающих в центре города детей пришлось эвакуировать в здание школы № 17. В те дни многие жители бараков в центре потеряли скотину и домашних питомцев. Погибли тогда и три человека, один из которых был спасателем.

Но это был последний для областного центра паводок, имевший катастрофические последствия: уже в декабре 1958 года заработал первый гидроагрегат Иркутской ГЭС.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры