Переулок имени декабриста
Переулок Трубецкого находится в Знаменском предместье (Марата), располагается рядом с улицами Рабочего штаба (Якутская), Петрова (Брянской). На карте города Иркутска как улица Трубецкого появилась во второй половины XIX века. Сейчас это – переулок, застроен частными домами, он носит имя декабриста Сергея Петровича Трубецкого.
«Его добротой некоторые даже злоупотребляли»
Почти 200 лет назад, в августе 1826 года в Иркутск в составе первой партии каторжан прибыл Сергей Петрович Трубецкой – декабрист, князь, гвардии полковник. Сергей Трубецкой родился 29 августа 1790 года в Нижнем Новгороде, в старинной дворянской семье. По отцу происходил из рода князей Трубецких – потомков великого князя литовского Гедимина. По материнской линии был потомком, с одной стороны, грузинского царя Вахтанга VI, а с другой – сподвижника Петра I Меншикова. Учился в Московском университете.
С 1808 года на военной службе. Участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах. Был ранен под Лейпцигом. В 1815 году был одним из организаторов Семёновской артели, а через год – Союза спасения. Был в числе учредителей Союза благоденствия. После его роспуска – один из руководителей Северного общества. Один из авторов «Манифеста к русскому народу». Во время подготовки восстания Трубецкой был намечен в диктаторы, но на площадь не явился и участия в восстании не принимал. Являясь одним из организаторов и руководителей Северного общества декабристов, Трубецкой проявлял политическую умеренность, был сторонником введения в России конституционной монархии.
За участие в декабристском движении Верховный суд приговорил его к смертной казни, заменённой впоследствии каторгой. В Сибири Трубецкой проведет долгие 30 лет. Изгнание разделила его жена Екатерина Трубецкая.
Трубецкой прибыл в составе первой партии каторжан в Иркутск в конце августа 1826 года. Затем он работал в Николаевском винокуренном каторжном заводе и добывал свинцово-серебряную руду в Благодатске, носил кандалы, жил в тесноте Читинской тюрьмы и в удручающе холодных просторных одиночках Петровского каземата — и всё это на протяжении 13 лет.
В 1839 году Трубецкой в составе последней партии каторжан со всем своим семейством покинул Петровский завод и волею начальства очутился в 45 верстах от Иркутска в селе Оёк, водворенный туда на поселение. На поселении Трубецкой занимался хлебопашеством на пятнадцатидесятинном наделе, оказывал хозяйственную, ветеринарную и медицинскую помощь односельчанам.
«… множество обязанностей и забот о жителях села возьмут на себя поселенцы. Не будет страждущего в округе, которому в их большом гостеприимном сельском доме не была бы оказана помощь. Для того, чтобы дать возможность жить безбедно в селе многим, безмерно увеличивает штат домашней прислуги Екатерина Ивановна. Находит подаяние на её дворе и любой нищий, заступничество — обиженный, медицинскую помощь — больной. Проявляя большой интерес к медицине, Екатерина Ивановна облегчает физические недуги селян. Материальным положением своих друзей, оказавшихся в ещё более худших обстоятельствах, постоянно озабочен Сергей Петрович. Его добротой и неумением отказать в помощи некоторые даже злоупотребляли»
Прошедшие годы окончательно расстраивают здоровье Екатерины Ивановны Трубецкой. Всё это вынуждает обратиться её с просьбой к государю императору о переводе в Иркутск.
В 1845 году её просьба была удовлетворена, и она получила право переехать с детьми в Иркутск. Многочисленное семейство переселяется в город и устраивается на жительство в Знаменском предместье, где в 1847 году дом по улице Якутской (Рабочего штаба) выкупила графиня Лаваль, мать Е.Трубецкой. Это была бывшая дача гражданского губернатора Иркутска И.Цейдлера.
Дом Трубецкого превратился в один из центров общественной жизни города. Здесь проходили литературные вечера, концерты, спектакли, чтения, собиравшие передовых людей того времени. В ограде Сергей Петрович устроил прекрасную оранжерею с редкими видами растений и цветов.
Оранжерея С. П. Трубецкого сгорела в 1853 году. В «Иркутской летописи» за 1853 год есть запись: «2 января, в 5 часов утра в Знаменском предместье, у государственного преступника Трубецкого сгорела оранжерея».
В 1854 году умерла Екатерина Ивановна Трубецкая. Она похоронена в Иркутске, в ограде Знаменской церкви. Обстановка в доме без жены угнетала Трубецкого. Он обращается за разрешением на городскую застройку. Трубецкой строит дом на Арсенальской (ул. Дзержинского), в котором проживт недолго. 1 декабря 1856 года после объявления амнистии Сергей Петрович с сыном Ваней покинули Иркутск. Перед отъездом он подарил свое книжное собрание библиотеке ВСОИРГО, а часть книг по всемирной истории – Девичьему институту, где учились его дочери. По возвращении в Россию Трубецкой жил сначала в Киеве, затем в Москве. Внимательно следил за подготовкой крестьянской реформы, работал над записками по истории тайного общества. Скончался 22 ноября (4 декабря) 1860 года в Москве от сердечного приступа. Похоронен на старом кладбище Новодевичьего монастыря.
Сын известного декабриста И. Д. Якушкина Евгений Якушкин так писал о декабристе: «Самый замечательный человек из всех иркутских жителей — Трубецкой. Всегда спокойный, всегда одинаковый, он не производит впечатления с первого раза, но, узнавши его хоть несколько, нельзя не почувствовать к нему привязанности и глубокого уважения. Ни долгие годы каторги, ни житейские невзгоды и испытания, выпавшие на долю «государственного преступника» С.П.Трубецкого в сибирском краю, не лишили его доброты, человеколюбия, спокойной уверенности в собственной правоте, которую он донёс до конца дней своих».
История улицы
История улицы в плане ее расположения и наименования очень интересна и даже запутанна. Во-первых, своё имя политического ссыльного она получила в период Российской империи, а во-вторых, её место расположения разнилось в разных источниках.
Известно, что в дореволюционном Иркутске улица Трубецкая сначала располагалась между улицами Якутской (Рабочего штаба) и Соловьёвской (Первомайской). Данную улицу можно найти на плане губернского города Иркутска за 1869 год.
А вот причины «переезда» улицы и период, когда это произошло, удалось выяснить благодаря официальным документам тех лет – «Известиям иркутской городской думы. 1892 года».
Так, согласно историческим документам, в 1892 году в связи с застройкой «под усадебное место школы Н.П.Трапезникова» улица Трубецкого, согласно распоряжению губернского начальства от 7 августа 1892 года, была закрыта и перенесена [открыта] (под прежним названием) на новом месте».
В мае 1892 года в городской думе было рассмотрено дело «О проложении улицы на месте, принадлежавшем Ремесленно-воспитательному заведению Н.П.Трапезникова, взамен проектируемой к закрытию Трубецкой улицы» и дело «По вопросу о закрытии существующей Трубецкой улицы в Знаменском предместье и открытия её на новом месте».
В ноябре 1892 года в выпуске № 21 «Известий городской думы» было опубликовано «Распоряжение губернского начальства «О закрытии Трубецкой улицы» (от 7 августа 1892 г., № 6,371), адресованное к Иркутскому городскому голове.
В данном распоряжении написано: «Имею честь уведомить ваше высокородие, что согласно представленному вами 13-го минувшего июля за № 395 плану и в виду оснований, изложенных в представлении вашем, от 12-го июля сего года за № 393, я не встречаю препятствий к закрытию предназначенной под усадебное место школы Н.П.Трапезникова части Трубецкой улицы, в Знаменском предместье, между улицами Якутской и Соловьёвской, и перемещению этой улицы (под прежним названием) в принадлежащем названному заведению месте, указанном на вышеупомянутом плане… который, возвращая при вашему высокородию обратно, покорнейше прошу прислать мне точную и заверенную копию оного…» [Губернатор Светлицкий, начальник отделения В. Лобков]».
В печатных изданиях найти данный план, от 1892 года, и документально зафиксированное место расположения улицы не удалось. Однако данные о новом месторасположении улицы можно найти в «Справочнике по городу Иркутску и губернии за 1915 год». Так, в справочнике даётся описание Трубецкой улицы и расположенных на ней домов, где значится, что Трубецкая улица располагается уже от Якутской (Рабочего штаба) улицы до Брянской (Петрова), что соответствует её современному расположению на карте города.
Согласно описанию, из справочника: «Трубецкая улица. От Якутской до Брянской. Левая сторона: Кокиной П. Е н-ковъ, Фоминскихъ И. И. н-ковъ, Городилова Дмитрія Андреевича. Правая сторона: Трапезниковской школы».
Таким образом, улица Трубецкого вначале располагалась между улицами Якутской (Рабочего штаба) и Соловьёвской (Первомайской), а после перенесения – от улицы Якутской (Рабочего штаба) до Брянской (Петрова).
Интересен и сам факт того, что улица была названа в честь политического ссыльного декабриста в дореволюционный период, во второй половине 19 века. Вполне возможно, что улица была названа именем Трубецкого не в честь него, как декабриста, а просто лишь потому, что на данной улице стоял особняк, в котором на протяжении 11 лет жил с семьёй Сергей Петрович Трубецкой. В дореволюционной топонимике Иркутска прослеживалась тенденция наименований улиц относительно географической привязки.
Если просмотреть «Протокол заседания городской управы от 20 февраля 1887 года», то можно отследить данный факт, что улицы города назывались именно относительно географической привязки.
Например, в 1887 году в Знаменском предместье, исходя из текста данного Протокола заседания городской управы, было предложено назвать «улицу, идущую от 1-й Госпитальной к Трубецкой – Трёхмостною». Поскольку «на ней находятся три моста», или же улицу, «идущую от 2-й Госпитальной к Хорошевской, – Огородной», так как она «проходит через огороды». А «улицу, идущую близь дачи «Звёздочка», – Корсаковскою, в память генерала Корсакова – устроителя этой дачи», а «улицу, параллельную Корсаковской, — Малковскою». В память купца Якова Малкова строителя церкви в Глазковском предместье, дача которого находится на этой улице» и т.д.
В общей сложности, определить точную дату появления улицы и присвоения имени Трубецкого не удалось, поскольку в опубликованных источниках этих данных нет. Однако доподлинно известно, что уехал Трубецкой из Иркутска в 1856 году, а в 1869 году на карте города Иркутска уже значилась Трубецкая улица.
Любопытна история и самого особняка Трубецкого. К сожалению, сам особняк не сохранился до наших дней. Известно, что в 1866 году особняк выкупил купец П.О.Катышевцев, который заплатил 6 тыс. рублей серебром – вдвое меньше той цены, за которую дом обошёлся графине Лаваль. В 1873 году здание перекупили купцы Трапезниковы, открывшие в нём ремесленно-воспитательное заведение. Там, чтобы обеспечить его работу, они возвели кухню, погреб и другие хозяйственные постройки.
Позже в бывшем доме Трубецких был расквартирован 27-й Восточно-Сибирский стрелковый полк.. Деревянный особняк сгорел в 1908 году. В «Летописи» Н.С.Романова за 1908 год есть запись: «11 января в 7 часов утра в Знаменском предместье на Трубецкой улице начался пожар в 2-этажном деревянном здании Трапезниковского ремесленного училища, занимаемом 27-м Восточно-Сибирским стрелковым полком, и таковой сгорел…».
На сегодняшний день не осталось и следа от дома Трубецких в Знаменском предместье. Сейчас на этом месте располагается спортивная площадка Иркутского техникума машиностроения имени Н.П.Трапезникова. А там, где когда-то располагалась оранжерея, «разбросаны корпуса городской клинической больницы № 9».
В истории города Иркутска память о декабристе Трубецком и о его семье в Сибири хранит дом на Арсенальской (ул. Дзержинского, 64, ныне Дом-музей Трубецких – часть Иркутского историко-мемориального музея декабристов). А в истории топонимики Иркутска осталась память о декабристе Трубецком в переулке, который носит его имя уже более 150 лет.



