издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Все в этой музыке..."

"Все
в этой музыке…"

Константин
НИКОЛЬСКИЙ, легенда русского рока,
дал два концерта в нашей области

— Вы готовы? —
спросил Никольский зрителей,
появившись на сцене.

— Готовы! —
зашумел зал. — С 79-го года ждем.

В 74-75 годах
Никольский был в Иркутске с
популярной тогда группой
"Цветы"", а в 79-м — с
ансамблем "Фестиваль" и Ириной
Понаровской. И все!

Разговор
с известным музыкантом о времени и
о себе, о музыке, о ностальгии…

— Можно
посидеть рядом с "легендой"?

Обаятельный,
приветливо улыбающийся Константин
Никольский:

— Это, видимо,
журналисты придумали такой разряд:
в "легендах" — Гребенщиков,
Макаревич, Никольский, Романов… И
теперь мы вроде как легенды, хотя
еще живы и что-то еще делаем, и пока,
как говорится, можем! (Никольскому в
этом году 48. — От авт.). Немного
неверная терминология. Каждый из
нас может спокойно приехать или
сам, или со своим составом, и
отчитаться перед публикой, спеть
лучшие или новые песни. Эти
"легенды" существуют давно,
вместе со своими песнями, и публика,
которая интересуется
отечественной рок-музыкой
(рок-балладами, песнями), есть. И это
очень приятно. Ведь на телевидении
и на радио засилье музыки другого
качества. Когда я пою на концерте, у
меня такое ощущение, что пришли
близкие мне люди.


Почему-то это больше мужчины…

— Я думаю,
потому, что мужчины это
"впитали" давным-давно, когда
только появилась наша музыка, а
потом уж они как-то
"подсовывали" ее своим
спутницам жизни…

Сейчас
ситуация немного иная. Во всяком
случае, сегодня к нам в Москве — в
клубы и в большой концертный зал
"Россия" — приходит масса
молодежи, девчонок и мальчишек.
Знают слова, поют. Для них наши
старые песни, написанные лет 20-25
назад, как новые, для них это
открытие. Так же, как, например, для
моей 14-летней дочки открытие песен
"Битлз", "Иглз" с их
"Отель "Калифорния"… Для
нее это новое, а песням-то бог знает
сколько лет! Видимо, просто есть
хорошие песни и плохие…

У нас очень
много сегодня на концертах
молодежи. Я надеюсь, что они
приходят за хорошими песнями.

— А ваши
собственные дети приходят на ваши
концерты?

— Приходят. У
нас в коллективе в основном
девчонки — у Аркадия, у Михаила, у
меня.

— А когда
поют "Стрелки" или
"Иванушки"…

— … моя дочка
их выключает. Сказывается другое
воспитание. Она девочка
музыкальная, учится игре на
фортепиано.

— Ваша
жена?

— Моя
ровесница. Мы еще в школе вместе
учились.

— Вы
такой однолюб?

— Не то что
однолюб… Просто девушка хорошая. А
поженились мы, когда нам было по 29
лет. Всякое бывает на свете. Было
это в 80-м. Да старые мы уже…


Гастролируете сейчас много?

— Нет.

— Где же
были все это время?

— А где мы
были? Там же, где все страна. Всегда
рядом с народом. Нами как-то играют:
это было нельзя, а сейчас, вроде,
можно. Но тут раз — и кризис. У нас
много планов сорвалось из-за него.
Мы назначили себе каникулы на июль
— август, думая, что поедем с
концертами в сентябре, октябре,
потому что спрос есть. Но многое из
того, что мы предполагали, у нас не
случилось. Сейчас очень трудно,
практически невозможно все
просчитать. Даже мои старые умные
мозги (смеется) не всегда
срабатывают.


Несколько лет назад — в 70-е, 80-е — на
вас был запрет на телевидении, на
радио, вас знали по кассетам…

— Что самое
странное: когда был запрет, когда мы
стремились на телевидение, радио,
нас не пускали, а сейчас нам звонят,
а мы не идем. Потому что теперь
другое телевидение, нет таких
передач, в которых эти
"легенды", что называется,
могли бы принять участие предметно.
Не в ток-шоу! Потому что на
телевидении никто до сих пор не
научился снимать живые концерты, я
так считаю. Плохо — могут, всегда
могли, а хорошо, качественно не
могут. Поэтому с ними неинтересно
взаимодействовать. И когда мне
звонят, например, из передачи "Те
Кто", приглашают, я не пойду, мне
неинтересно…


Сегодня многих музыкантов мучает
ностальгия. Видимо, поэтому вновь
собираются старые группы —
"Самоцветы", "Песняры",
"Земляне". Если бы опять
собрались "Цветы"…


"Цветы" есть, они выступают.
Это вопрос коммерческий. То есть
каждый ансамбль, начиная с
"Роллинг Стоунз" ("Битлз"
уже нет), — это товар, музыкальный
товар. Если на товар есть спрос,
почему бы "Роллинг Стоунз" не
приехать туда, где на него билеты
продаются? Да, это коммерческий
подход, но разве это плохо? Поэтому,
если можно продать билеты, скажем,
на группу "Самоцветы" в старом
составе (кому-то это нравилось!),
почему нет?

У
"Песняров" я был на репетиции.
Где-то год назад. Мы выступали в
Пушкинском зале в Москве: первый
день были они, второй — мы, третий —
Гарик Сукачев. И все три дня был
полный зал, то есть пришли и на них,
и на нас, и на Сукачева. Дай бог,
чтобы тот же Антонов, например
(конечно, он уже наездился) приехал
со своим концертом, на котором я, к
сожалению, не был, хотя и играл у
него в 1976 году в ансамбле
"Магистраль" и собрал свою
публику. Каждый из "легенд"
приезжает и собирает именно своего
слушателя. Своя публика для
человека, который выходит на сцену,
— это очень важно, я думаю. Это тот
момент, когда можно поговорить. Как
дома. Это интересно и это полезное
ощущение для человека. Важнее, чем
афиши и все остальное. В Москве
такое у нас обычно происходит на
кухне, когда приходят 2-3 человека…

И еще о
"легендах". Они все по-своему
ужасно интересны. Я знаю, что эти
люди много-много лет пребывают в
нашем жанре
(вокально-инструментальном) и
пребывают с успехом. Я их всех
уважаю. И Антонова — не меньше, чем
Гребенщикова (он держится на
хорошем уровне, у него своя
мелодика). Они разные люди и
по-разному продвигались в этом
жанре. Но каждый из них достоин
уважения. И, надеюсь, я там тоже
где-то…

P.S. Константин
Никольский, оказалось, ведет себя
отнюдь не как иные
"легендарные",
"зазвездившиеся" герои. На
концерте он говорит зрителям:
"Большое спасибо за то, что
пришли. Старым артистам это до боли
приятно. Спасибо за все!"
Журналисту, которому дал интервью,
— "Спасибо!" Принял от
поклонника бутылку нашей водки, тут
же музыканты ее распили ("Ваша
"Байкальская" очень
вкусная!" — отозвались).
Рассказывают, как недавно в одном
городе к нему пришла молоденькая
журналистка взять интервью.
Включила диктофон, смотрит на
"звезду" и… молчит.

— Ну,
спрашивайте!

— А о
чем вас спросить? — растерялась. И
смех, и грех…

В
Иркутск, сказал Никольский, приедем
с удовольствием еще, если
пригласят. Дело — за организаторами
концертов. В Красноярске вот бываем
часто…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры