Детство военной поры
Детство
военной поры
В юбилейный
год 55-летия Победы в Великой
Отечественной войне областной
Центр детско-юношеского туризма и
краеведения главного управления
общего и профессионального
образования объявляет конкурс
работ школьников "Это военное
детство". 
Конкурс
предполагает поисковую работу
школьников по информации о периоде
1941—1945 годов. Наиболее интересными
могут быть сведения людей, которые
пережили эти тяжелые времена и
могут поделиться с ребятами своими
воспоминаниями, рассказать о днях
войны, об учебе, о праздновании Дня
Победы. Мы предлагаем для работы
примерный вопросник, который,
надеемся, облегчит работу
опрашиваемых. 
Школа в годы
войны: 
— постепенно
или в какие-либо определенные дни
проходили занятия в школе; 
— в каком
здании занимались, в случае если
школа была занята под госпиталь или
другие какие-либо учреждения; 
— сколько
было классов и сколько в них
учеников; 
— сколько
учителей работало в школе; 
— все ли
велись предметы, если не все, то
какие преподавались обязательно; 
— какие были
причины непосещения школы
учениками, учителями (не хватало
одежды, голод и проч.); 
— какими
ручками писали (покупали, делали
сами — из чего); 
— где брали
(делали сами или покупали) перья для
ручек; 
— были ли
специальные чернила или их
готовили сами ученики. Запишите
рецепт чернил (из сажи, свекольного
сока, настаивали гвозди в
марганцовке и т.д.); 
— выступали
ли дети в госпиталях перед
ранеными. Запишите подробно, как и
кто устраивал эти выступления.
Сочиняли ли частушки на тему ВОВ.
Запишите текст; 
— как своим
трудом дети и женщины помогали
фронту (собирали и сушили ягоды,
грибы и т.д., что шили или вязали для
фронта…); 
— какими были
пайки для школьников, студентов.
Сравните их с пайками рабочих
заводов и проч.; 
— что считали
лакомством в годы войны (сахар,
высушенная картофельная шелуха, ее
приготовление); 
— были ли
какие-то "особые" блюда,
которые носили названия, рожденные
войной ("фашисты", "немцы"
и т.д.), как и из чего их готовили. 
День Победы:
— как узнали
о Победе, какова была реакция на
сообщение жителей деревни, села,
поселка, города (радость, печаль по
погибшим, как и в чем это
выразилось); 
— что
рассказывали ваши близкие —
участники войны о том, как и при
каких обстоятельствах они узнали о
Победе; 
— как и где
отмечали День Победы — что пили
(спиртное) в этот день и были ли
какие-либо специальные блюда
победного стола (например, для
детей пряники в форме звезды и т.п.).
Кто устраивал угощения; 
— как
отмечали все последующие годы день
9 Мая. Подписывают ли открытки,
встречаются ли односельчане — и где
и как часто и т.д.; 
— как
общаются сегодня между собой
ветераны ВОВ (через письма, встречи
и т.д., как часто); 
Запишите
рассказы о работе почтальонов в
военные годы. Отказывались ли от
этой работы, кто и как приносил
письма с фронта, похоронки: 
— каково было
отношение к почтальонам, все ли с
пониманием относились к их труду; 
— хранятся ли
письма военных лет, похоронки… По
каким событиям в жизни родных о них
вспоминают, читают ли. 
Мы
предложили вам примерные вопросы
по трем направлениям, которые
недостаточно или вообще мало
освещены в истории нашего края. 
Работы на
конкурс могут присылаться в виде
альбомов, машинописных листов с
изложением результатов поисковой
работы юных краеведов. 
При
оформлении конкурсной работы
обязательно указывать фамилию, имя,
отчество информатора, год рождения
и его место проживания в годы войны.
Например: "Иванов Михаил
Иванович, 1930 года рождения,
рассказал нам, что он жил тогда в
селе… … области" и т.д. 
Работы
просим присылать до 1 апреля 2000 г. по
адресу: 664007, г. Иркутск, ул.
Красноказачья, 9, ЦДЮТиК.
Лучшие
работы будут поощрены памятными
подарками. 



                                